Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(8) Татьяна Дмитриевна Трубина,

заместитель директора по УВР

МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»

Ленинского района г. Новосибирска

Гимназия полного дня – взгляд изнутри

Идея перехода гимназии в режим полного дня возникла у директора гимназии И.М. Михно, которая увидела новый этап развития гимназии в интегрировании функциональных возможностей общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования. Сегодня мы можем сказать, что действовали на опережение, поскольку в Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» (2009 г.) определена задача – создания в школе таких условий обучения, при которых  дети могли  бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, решение которой возможно через создание школ полного дня.

Вторая Новосибирская Гимназия  в режиме полного дня работает в течение шести лет. Обеспечение полноценного полнодневного пребывания ребенка в гимназии стало возможным благодаря созданным в гимназии условиям и образовательной среде. В течение всего дня гимназия обеспечивает в комплексе воспитание и организацию общеобразовательной, эстетической, спортивной, оздоравливающей деятельности.

Система организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в гимназии полного дня предоставляет каждому ученику возможность для самовыражения, самоопределения, творческой деятельности. Индивидуальная образовательная программа гимназиста включает в себя несколько составляющих.

 1. Выбор варианта учебного плана для определения аудиторной нагрузки.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта дополнен гимназическим компонентом. Все гимназисты изучают информационные технологии, два иностранных языка, латинский язык, мировую художественную культуру, экономику и другие предметы, составляющие гимназический компонент учебного плана.  

2. Выбор спецкурсов и факультативов (дальнейшее расширение и углубление знаний по различным областям).  

Большинство факультативов, специализированных курсов обеспечивают получение гимназистами знаний, максимально соответствующих их способностям, возможностям, интересам. В гимназии работает 22 факультатива и спецкурса гуманитарной и естественнонаучной направленности.  

3. Выбор варианта участия в работе творческих коллективов.

 В гимназии создана Ассоциация творческих коллективов, которая включает в себя более двадцати музыкальных, художественных и интеллектуальных клубов, спортивные секции, видеоклуб. Здесь происходит дальнейшее формирование общекультурных ценностей, развитие способностей детей, приобщение их к миру прекрасного. Многие коллективы – успешные участники различных творческих конкурсов.

Наличие телекоммуникационной сети позволяет вести трансляцию общегимназических мероприятий, праздников из актового зала, с центральной площадки на территории гимназии, во все учебные кабинеты. Во внеурочное время работают интернет-клуб, студия компьютерной графики и анимации. Руководят работой творческих коллективов профессионалы, в совершенстве знающие своё дело.  

Обязательность участия в работе творческого коллектива – принципиальная позиция нашей образовательной стратегии, поскольку неакадемические формы занятий существенно влияют на становление социально-коммуникативных компетенций, связаны с развитием природных способностей детей, необходимых для дальнейшего эффективного функционирования в жизни. В условиях открытого образовательного пространства эта деятельность необязательно должна иметь место в стенах гимназии. Это могут быть и занятия в музыкальных, художественных, спортивных школах, на курсах в системе дополнительного образования, дистанционное.  В период зимней и летней сессий руководители коллективов оценивают деятельность гимназистов.

Важное дополнение образовательной программы в гимназии полного дня –участие в проектной деятельности, которая является третьей составляющей индивидуальной образовательной программы гимназиста. В течение учебного года реализация проектной деятельности осуществляется в несколько этапов через цикл мероприятий «От Ярмарки идей – к Фестивалю проектов», который включает в себя следующие направления:

– выбор темы проекта на Ярмарке идей;

– презентация наработок по проекту;

– представление проекта на дне открытых дверей перед родителями;

– защита проекта перед гимназическим сообществом;

– представление наиболее ярких проектов на Фестивале проектов;

– выбор индивидуального учебного плана, выбор варианта участия в работе творческих коллективов.

В проектную деятельность включаются классные коллективы, творческие коллективы, структурные подразделения, кафедры, поскольку проектная деятельность – важная составляющая второй половины дня.

Важной частью образовательной программы является участие гимназистов в интеллектуальных и творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах, научно-практических конференциях. Среди олимпиад – всероссийские дистанционные олимпиады центра «Эйдос», всероссийские олимпиады «Познание и творчество» (г. Обнинск).

Для изучения интересов учеников, отслеживания видов их деятельности в гимназии разработана форма маршрутного листа обучающегося. В маршрутном листе отражен режим дня гимназиста, занятость в кружках, факультативах, спецкурсах. Свою индивидуальную образовательную программу ученики фиксируют в дневниках «Сотвори себя сам», составляют собственные программы личностного роста, разрабатывают личностно значимые проекты, осваивают алгоритмы планирования своей деятельности. Достижения фиксируются в ученических портфолио. Ведение учениками портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые каждым гимназистом в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Работа по этой технологии стала важным элементом гимназии полного дня. Для нас это не только современная форма оценивания достижений обучающихся, отслеживание их продвижения в образовательной деятельности с учетом склонностей и потребностей, но и возможность решать важные педагогические задачи: повышать мотивацию к образовательной деятельности; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться – ставить цели, определять собственную образовательную траекторию, планировать, организовывать; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.   

Забота о здоровье гимназистов осуществляется как на уроках, так и во второй половине дня. В течение полного дня в гимназии работает столовая, обеспечивающая всех полноценным горячим питанием, открыт оздоровительно-профилактический центр, в котором работают педиатрический, процедурный, спелеотерапевтический, стоматологический, физиотерапевтический, массажный кабинеты, зал лечебной физкультуры. Оздоровительно-профилактический центр оснащен современным оборудованием.

Наряду с созданием индивидуальных образовательных программ гимназисты выстраивают личные оздоровительные программы. В образовательном процессе обязательно принимаются во внимание физиологические этапы развития детей. С учениками проводятся занятия лечебной физкультурой, выезды в бассейн, прогулки, психологическая разгрузка, подвижные игры, организуется работа спортивных секций, проводятся медицинские акции, спортивные соревнования, лечебно-оздоровительные процедуры.

В гимназии принято бережно относятся к тем детям, которые составляют ее славу. Решением педагогического совета победители районных, городских и областных олимпиад освобождаются от промежуточной аттестации по соответствующему предмету. Подобные решения не раз принимались и в отношении победителей областных творческих конкурсов. За последние три года число призовых мест, завоеванных учащимися на очных олимпиадах разного уровня, приближается к 350. 

Выпускник Второй Новосибирской Гимназии – раскрывший и проявивший свои способности человек, готовый к свободному гуманистически ориентированному выбору и творческой деятельности, обладающий многофункциональными компетенциями, необходимыми для успешной социальной и профессиональной самореализации. Чтобы достичь этой цели, педагогический коллектив активно внедряет личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Чтобы реализовать потенциал одаренных детей, мы стремимся поддерживать и развивать возникшую много лет назад традицию – работать в режиме полного дня. Результативность сложившейся системы очевидна.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 239)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела