Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Галина Ивановна Константинова,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 202 Октябрьского района г. Новосибирска

Обобщение по теме «Русские народные сказки»

2 класс по программе «Школа России»

 

         Оборудование и материалы:

  • иллюстрации к сказкам: «Лиса и тетерев», «Терем-теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Каша из топора»;
  • художественное оформление спектакля «Петрушка и немец» (программка, декорации);
  • выставка книг с русскими народными сказками;
  • кроссворд «Знаешь ли ты сказки?».

Задачи обучения:

  • обобщить полученные знания, применить их на практике;
  • формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
  • учить детей овладевать навыками ораторского искусства.

Развивающие задачи:

  • учить детей получать удовольствие от процесса творчества;
  • развивать у детей желание больше узнавать по предмету.

Воспитательные задачи:

  • формировать у учащихся навыки коммуникативного характера.

 

Ход урока

I.                  Беседа:

  • Любите ли вы сказки?
  • Сегодня мы с вами попробуем обобщить все, что вы знаете о сказках. Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, выдумка о том, чего не бывает.)
  • Когда появились сказки? (Много веков назад, когда люди не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в XVI веке, а собирать и изучать начали их в XIX веке.)
  • Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом.)
  • А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ.)
  • Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)
  • О каких животных сочинял сказки русский народ? (О тех, которые жили рядом: о лисе, волке, медведе, коте, зайце.)
  • Как животные ведут себя в сказках? (Они разговаривают, как люди. Их повадки напоминают людские привычки, черты характера.)
  • Посмотрите на иллюстрации. Какие сказки о животных вы узнали? («Лиса и тетерев», «Терем-теремок».) Какие еще мы читали? («Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики».)
  • Какие сказки можно назвать волшебными? (В которых есть чудеса (топор сам рубит лес, печка разговаривает…), волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы…). В волшебных сказках есть традиционный зачин: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве; концовка: жить-поживать да добра наживать, жили они долго и счастливо; троекратные повторы: три дочери, просил три раза напиться, три брата, богатырь три ночи бьется…).
  • Какие волшебные сказки вы узнали на иллюстрациях? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк».)
  • Какие еще волшебные сказки мы читали? («Мальчик с пальчик», «Хаврошечка», «Пёрышко Финиста…», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди».)
  • Иллюстрация. Кто узнал эту сказку? («Каша из топора») Какая она? (бытовая).
  • Какие сказки мы называем бытовыми? (В них описывают жизнь простых людей: бедного мужика, ловкого солдата. В них нет чудес, все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Зато в них есть противопоставление: слабого и сильного, бедного и богатого.)

II. Кукольный спектакль «Петрушка и немец» (бытовая сказка).

Словарь:

1) Залихватский – удалой, бесшабашный;

2) Буланый - светло-желтый.

III. Знакомство с докучными сказками. (читают дети)  

«Сказка про белого бычка»

Рассказывает ученик

 

Дети

 

– А рассказать ли вам сказку про белого бычка?

 

– Расскажи.

 

– Вы расскажете, я расскажу; да рассказать вам сказку про белого бычка?

 

– Да расскажи же.

 

– Вы расскажете, я расскажу, да что у нас будет, да до каких пор это будет! Рассказать ли Вам сказку про белого бычка?

 

– Надоел уже со своей сказкой.                           

– Да помолчи.                 

– Иди садись на место.

 

К какому виду мы отнесем эту сказку? Это докучная сказка.

         Словарь: 

Докучать – надоедать, наводить скуку (постоянными просьбами, замечаниями).

Слушатели докучали сказочнику, сказочник – слушателям.

IV. Чтение сказок.

Как называются сказки, которые начинаются такими словами:

  • Жили-были старик со старухой,  у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек и говорит. («Девочка Снегурочка»).
  • Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому:

– Братец Мороз – Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?

Отвечает другой:

– Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз – Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого. («Два Мороза»).

  • Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай приговаривала:

 – Петя, не торопись! Петя, не торопись! («Петушок и бобовое зернышко»).

  • Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка -клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были большие ведра, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с наперсток. («У страха глаза велики»).
  • Жили-были мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.  

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. («Гуси-лебеди»).

  • Жили старик со старухою. Раз рубила старуха капусту и нечаянно отрубила себе палец. Завернула его в тряпицу и положила на лавку. Вдруг услышала кто-то на лавке плачет. («Мальчик с пальчик»).

V. Физминутка.

 

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый, старичище.

Его под колоду,

Его под гнилую,

Его под сырую.

Дударь, дударь, что болит?

 

Дети ходят по кругу взявшись за руки. На вопрос отвечают:

 – Ухо!

Все берутся за ухо соседа, продолжают ходить по кругу, произнося вновь эти слова.

(Повторяется со словами: нос, коленка, плечо).

 

VI.  Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»

(Работа в группах)

1. Курочка-…………

2. Баба- …………….

3. Жар- …………….

4. Иванушка- ……...

5. Царевна- ……….

6. Гуси- …………...

7. Ковёр- ………….

8. Скатерть- ………

9. Сапоги- ………...

10. Сивка- …………

         VII.  Итог.

  • Для чего нам нужны сказки? Чему они учат? (Сказки учат нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, быть честными, смелыми, дружными.)
  • Какие спектакли по русским народным сказкам поставлены в наших театрах? (Спектакли: «Сказка за сказкой», «Маша и медведь»; спектакли в кукольном театре: «Колобок», «Курочка-ряба», «Репка».)
  • Какие еще есть сказки кроме народных? (Литературные, авторские, т.е. сочиненные писателями.)

В конце урока раздаю детям яблоки и спрашиваю:  

– В каких народных сказках вы встречали эти фрукты?  («Иван-царевич и серый волк», «Крошечка Хаврошечка», «Гуси-лебеди».)

Награждение.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела