Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Галина Владимировна Перегутова,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ Ленинского района г. Новосибирска

Программа интегрированного элективного курса «Основы успешной коммуникации»

Пояснительная записка

 

Современный уровень жизни требует, чтобы ученик после окончания школы смог успешно реализовать себя в будущей, уже взрослой, деятельности, так как к специалисту, особенно в области сервиса, предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов речевого общения. Речь является одной из составных частей профессиональной подготовки специалистов по правовым услугам населению, туризму, менеджменту и т.д. Все они должны в совершенстве владеть различными видами речевой деятельности, обладать навыками речевого тестирования, уметь квалифицированно вести беседу (именно вести беседу, а не участвовать в ней), в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения.

Элективный курс «Основы успешной коммуникации» предназначен для учащихся старших классов, которые хотят усовершенствовать свои коммуникативные умения и навыки. В связи с этим курс направлен на то, чтобы достичь следующей цели:

 помочь учащимся овладеть навыками речевой коммуникации, повысив тем самым их коммуникативную компетентность.

 Поставленная цель требует решения задач:

1) познакомить учащихся с основными понятиями теории речевой коммуникации, а также с основами делового речевого этикета;

2) научить разбираться в мотивации поступков окружающих, интерпретировать их высказывания, опираясь не только на слова, но и на сигналы «языка бессловесного»;

3) дать основы навыков самопознания, самореализации, самопрезентации;

4) дать основы психологических знаний в области делового общения;

5) подготовить школьников к разрешению деловых и бытовых конфликтов.

Учебная программа курса по основам успешной коммуникации разработана таким образом, что в ней большое внимание уделяется совершенствованию навыков различных видов коммуникации (чтения, письма, говорения, слушания). Курс состоит из 4 модулей:

  1. Основные понятия теории речевой коммуникации.
  2. Совершенствование навыков речевой деятельности.
  3. Этика и психология речевого общения.
  4. Обучение основам речевой коммуникации с использованием деловых игр.

Основные умения и знания,  которые приобретут учащиеся в процессе освоения курса

Знать

- основные понятия речевой коммуникации;

- понятие языковой нормы, ее функции;

- компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения;

- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах;

Уметь

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Виды речевой деятельности

- использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения нормы русского языка;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному общению, сотрудничеству;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

 

Формы и периодичность измерения результатов освоения программы

 

Контроль результатов освоения программы проводится 2 раза: в конце первого полугодия учащиеся создают монологическое высказывание различного типа и жанра и публично его презентуют; в конце второго проводится деловая игра «Попробуем договориться!», в которой учащимся предстоит реализовать на практике все полученные ЗУН.

Форма оценивания

Зачетная.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ч)

 

Тема

Кол-во часов

Форма проведения урока

Модуль 1. Основные понятия теории речевой коммуникации

(3 часа)

Введение в курс «Основы успешной коммуникации»: цель, задачи, актуальность, содержание, структура.

2

Беседа. Тестирование

Речевая коммуникация: основные понятия

1

Лекция с элементами беседы

Модуль 2. Совершенствование навыков речевой деятельности

(15 часов)

Совершенствование навыков чтения

2

Практикум. Тестирование

Совершенствование навыков слушания

3

Практикум. Тренинг. Тестирование

Совершенствование навыков письменной речи. Технология продуцирования письменной речи

1

Лабораторная работа

Особенности составления официально-деловых текстов

2

Практикум

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи

1

Лабораторная работа

Совершенствование навыков устной речи. Монолог

2

Практикум. Тестирование

Совершенствование навыков устной речи. Диалог

2

Практикум. Тренинг

Совершенствование навыков устной речи. Полилог

2

Практикум. Тренинг

Модуль 3. Этика и психология речевого общения

(14 часов)

Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета

2

Лекция с элементами беседы. Практикум

Этика и сферы общения. Деловой этикет

2

Семинар. Тренинг

Этика и виды речевой деятельности

2

Практикум

Психология речевой коммуникации. Основные типы коммуникабельности людей

1

Лекция с элементами беседы. Тестирование

Эго-состояния и речевое общение

1

Тренинг

Невербальные средства общения, или «бессловесный язык»

2

Тренинг

Речевые тактики. Информационные барьеры коммуникации

2

Лекция. Практикум

Общение в конфликте.

2

Тренинг

Модуль 4. Обучение основам речевой коммуникации с использованием деловых игр

(2 часа)

Принципы и правила делового этикета

2

Лингвистическая деловая игра «Попробуем договориться!» (в качестве контроля ЗУН)

 

Содержание курса

Модуль 1. Введение. Основные понятия теории речевой коммуникации (4 часа).

Тема 1. Введение в курс «Основы успешной коммуникации»: цель, задачи, содержание, структура. Тренинг «Здравствуйте, а вот и я, или Готовы ли мы к общению». Тест «Коммуникативные и организаторские склонности».

Тема 2. Речевая коммуникация. Актуальность речевой коммуникации в современном мире. Вербальные и невербальные средства общения. Функции языка и речи. Речевая деятельность и ее этапы: речевая ситуация, мотив, подготовка к высказыванию, структурирование высказывания, внешняя речь. Формы и типы речевой коммуникации. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Модель речевой коммуникации.

Модуль 2. Совершенствование навыков речевой деятельности (15 часов).

Тема 1. Совершенствование навыков чтения. Показатели уровня развития навыков чтения. Определение уровня навыков чтения каждого учащегося. Недостатки традиционного чтения. Интегральный и дифференциальный алгоритмы чтения. Способы фиксации прочитанной информации. Тест «Как вы читаете?».

Тема 2. Совершенствование навыков слушания. Основные недостатки традиционного слушания. Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия. Слушание публицистического выступления. Принципы конспектирования лекции. Слушание в ситуации диалога. Правила эффективного слушания. Тест «Проверьте свою способность слушать и анализировать». Тренинг «Слушать и слышать»

Тема 3. Совершенствование навыков письменной речи. Технология продуцирования письменной речи.

Тема 4. Особенности составления официально-деловых текстов. Унифицированные системы документации. Протокол. Выписка. Договор. Деловая корреспонденция. Доверенность. Заявление. Акт. Справка. Составление персонального резюме.

Тема 5. Совершенствование навыков устной речи. Монолог (структура монолога; речевые приемы вступительной части речи; речевые приемы заключения; мастерство устного выступления). Диалог (виды диалогов, путь к согласию в диалоге). Полилог. Риторика и ее задачи. Техника речи (произносительный аппарат; артикуляторная гимнастика; дикция, интонация, логическое ударение). Стандарты и техника телесных движений оратора. Тест «Коммуникабельны ли вы?». Тренинг «Как стать хорошим собеседником?»

Модуль 3. Этика и психология речевого общения (13 часов).

Тема 1. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Понятие этики. Этикетные нормы.

Тема 2. Этика и сферы общения. Деловой этикет. Этикет и имидж делового человека. Речевой этикет приветствия, знакомства, приглашения. Как правильно дарить и получать подарки в деловом мире. Этикет переговоров с иностранной делегацией. Национальный этикет в странах зарубежья. Работа; методы поиска работы. Тренинг «Проведение и прохождение собеседования»

Тема 3. Этика и виды речевой деятельности. Этика письменной речи. Этика устной речи. Этика слушания. Этика телефонного общения. Этикет в компьютерных сетях.

Тема 4. Психология речевой коммуникации. Основные типы коммуникабельности людей (доминантность, мобильность, ригидность, интровертность). Тест «Ваш стиль общения».

Тема 5. Эго-состояния и речевое общение. Характеристика эго-состояний: состояние родителя, состояние взрослого, состояние ребенка. Параллельный транс-акт. Перекрестный транс-акт. Скрытый транс-акт. Тренинг «Как распознать манипуляцию и противостоять ей?»

Тема 6. Невербальные средства общения, или «бессловесный язык». Мимика, поза, жесты и другие способы выражения мыслей без слов. Тренинг «Общение без слов»

Тема 7. Речевые тактики. Информационные барьеры коммуникации. Психологические, этические, речевые. Анализ речевых ситуаций. Барьеры речи: фонетические, семантические, стилистические. Качество коммуникаций при неправильной установке сознания партнера по общению.

Тема 8. Общение в конфликте. Конфликт и его диагностика. Человек в конфликте. Тренинг «Основные виды поведения в конфликте и его разрешение». Стратегия сотрудничества в конфликте. Посредничество в конфликте.

Модуль 4. Обучение основам речевой коммуникации с использованием деловых игр (2 часа).

Тема 1. Принципы и правила делового этикета. Итоговая деловая игра «Попробуем договориться!»: предыгровое обучение; определение темы игры; формирование учебной цели; выбор объекта имитации; основные этапы игры; состав участников и их роли; оценка действий участников игры; составление деловых документов и их оценивание.

 

Литература

1. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2002.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003.

4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск, 1997.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

6. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1989.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Новосибирск, 1992.

8. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников /Авт.-сост. А.И.Дунаев и др. СПб, 2004.

9. Литвин А.Н. Деловой этикет. Самоучитель. Ростов/н Д., 2003.

10. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. М.. 2003.

11. Нормы русского литературного языка: Учеб. пособие/Под ред. О.В.Загоровской. Воронеж, 2001.

12. Психология и этика делового общения. М., 2002.

13. Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения. Ярославль, 2005.

14. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров. М., 2005.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела