Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(21) Татьяна Анатольевна Цирина,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 131 Заельцовского района г. Новосибирска

Предмет химии. Вещества

Тип урока: урок изучения нового материала.

Образовательные технологии, реализуемые на уроках:

– информационно-коммуникативные;

– здоровьесберегающие;

– личностно-ориентированные.

Задачи урока:

 Дать ученикам первое представление о предмете химия. Научить определять и описывать свойства некоторых веществ. Дать представление о роли химии в жизни человека.

Воспитательные задачи:

Показать роль химии в научно-техническом прогрессе, ознакомить с успехами в области химии и смежных с нею наук: все, что уже создано – результат деятельности человека, плод его труда, таланта, интеллекта.

Мотивация. Ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать химию в школе?»

Оборудование.

1. Коллекции «Нефть», «Металлы и сплавы», «Пластмассы» и др.

2. Предметы лабораторного оборудования и домашнего обихода, позволяющие показать одинаковые изделия, изготовленные из разных веществ (стаканы из стекла, фарфора, металла, пластмассы и др.), и различные изделия из одного вещества (стеклянные колбы, воронки, пробирки, трубки, холодильник и т.д.).

3. Вещества для проведения опытов (указаны в тексте).

4. Мультимедийное оборудование.

Ход урока

Организационные вопросы.

1. Знакомство с классом.

2. Правило поведения в кабинете химии.

3. Правила техники безопасности в кабинете химии.

4. Учебные принадлежности, необходимые для работы.

Изучение нового материала.

Химия одна из наук естественного цикла (природоведение, биология, физика, химия).

– Как вы думаете, почему химию начинают изучать в 8 классе?

– Вспомним, что изучает биология? (живые организмы)

– Что изучает физика? (физические тела и явления)

– А из чего состоят физические тела и живые организмы? (из веществ)

– Так как вы думаете что же изучает химия? (вещества и явления, которые с ними происходят)

Записываем тему урока.

Предмет химии. Вещества.

Химия вместе с биологией и физикой изучает природу и относится к естественным наукам: она объясняет, что и как происходит в живой и не живой природе.

Дается определение науки химии.

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Демонстрация:

А) различные тела из одного вещества (из стекла сделаны: воронка, химический стакан, пробирка, колба, мерный цилиндр).

Б) одинаковые тела из различных веществ (стеклянный и фарфоровый стаканы; металлическая ложка для сжигания веществ, металлическая кружка; стеклянная, пластмассовая и фарфоровая воронка).

Закрепление понятий «тело», «вещество».

 Задание.

Из данного перечня слов выпишите в два столбика тела и вещества: вилка, линейка, кислород, пластмасса, свеча, воск, капля, железо, пробирка, батарея, свинец, чугун, провода.

– Что такое химическое вещество?

Все предметы, которые нас окружают, называют физическими телами.  То, из чего состоят физические тела, называют химическими веществами.

Чем отличаются одни вещества от других? (признаками, свойствами)

Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Работа с учебниками стр. 5. Читаем описание физических свойств.

Свойства вещества:

Агрегатное состояние

Цвет

Блеск

Запах

Пластичность

Хрупкость

Растворимость в воде

Tемпература плавления и кипения

Плотность

Тепло- и электропроводность

Описать свойства алюминия. (Твёрдое вещество серебристо-белого цвета, хорошо проводит электрический ток и теплоту, имеет металлический блеск, пластичный.)

– Зачем нужно знать свойства веществ? (чтобы правильно их использовать)

 

Одна из задач химии – изучение свойств веществ не только физических, но и химических, и применение их в народном хозяйстве.

Применение алюминия в народном хозяйстве. Самолётостроение, изготовление кухонной посуды, упаковок для пищевых продуктов, электрических проводов и т.д.

Еще одна задача химии – это получение различных новых веществ.

Веществ в природе очень много – более 10 миллионов. В процессе так называемых превращений (в дальнейшем мы будем называть их химическими реакциями) одни вещества способны переходить (превращаться) в другие.

Например:

Демонстрация:

В большой пробирке

CuCl2 ? Cu(OH)2 ? CuO

Вывод: Химия изучает вещества, их свойств, получение новых веществ и их применение в народном хозяйстве.

Демонстрация коллекций:

«Нефть», «Металлы и сплавы», «Пластмассы».

Необыкновенные успехи прикладной (практической) химии были достигнуты за сравнительно недолгое время, отделяющее нас от эпохи М.В. Ломоносова. Разгаданы стадии химического процесса, позволившего природе превратить органические вещества в полезные для нас сегодня – нефть и газ.

По свойствам синтезированные вещества часто превосходят творения природы. Все они получены благодаря таланту и кропотливому труду химиков нескольких поколений. Эти чудо-материалы незаметно и прочно вошли в наш быт.

Химики сейчас способны получать вещества с заранее намеченными свойствами: морозостойкие и жаропрочные, твердые и мягкие, гигроскопичные (впитывающие воду) и влагонепроницаемые.

Презентация. Слайды с 1 по 19.

Итак, химия может очень многое, но не все. И не надо винить химию и химиков за то, что полимеры еще не могут полностью заменить металлы, а синтетические ткани – шерстяные, что антибиотики, часто необходимые для спасения человека, могут быть и вредными для здоровья, что пестициды и удобрения для сохранения и увеличения урожая, попадая в воду, губят рыбу.

Винить надо себя. Опасна не химия, а ее незнание. Безмерный неосмысленный энтузиазм всегда приносит вред. Не химия, а мы сами виноваты в том, что заставив ее работать на себя, не подумали о возможных последствиях. И все-таки химия приносит людям больше радостей, чем огорчений.

Домашнее задание: §1 упр. 3, 5 стр. 6. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 196)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела