Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Ольга Витальевна Кутырева,
сертифицированный консультант в арт-гештальт и танцевально-двигательном подходах, педагог-психолог первой квалификационной категории МКДОУ детский сад № 117 Центрального района г. Новосибирска

Возможности арт-терапии в работе психолога с детьми в детском саду

Сохранность психологического здоровья ребенка – цель работы психолога в дошкольном образовательном учреждении. Психологическое обоснование выбора методов арт-терапии в сочетании с другими формами экспрессивной терапии в работе с дошкольниками. Организация арт-терапевтических встреч в рамках психологического сопровождения в разных возрастных группах.

Я работаю педагогом-психологом в учреждении дошкольного образования – детском саду. Наше учреждение насчитывает 10 групп 12-часового пребывания, 4 из них логопедические. Это порядка 260 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Главной ценностью системы образования в целом и деятельности психолога ДОУ в частности выступает психологическое здоровье ребенка, которое служит для поддержания активного динамического баланса между личностью ребенка и окружающей средой как в стрессовых ситуациях, требующих мобилизации личностных ресурсов, так и в повседневной жизни.

Каким образом психолог ДОУ в рамках психологического сопровождения может способствовать сохранности психологического здоровья ребенка? Только посредством создания условий для гармоничного психо-эмоционального и физического развития ребенка согласно его возрастным и личным потребностям и возможностям в ходе реализации образовательной программы. То есть главная задача не столько коррекция существующих проблем, сколько предупреждение самой возможности их возникновения. Идеально для решения этой задачи служат методы арт-терапии в сочетании с другими формами экспрессивной терапии (то есть терапии путем творческого самовыражения), а именно: игровой терапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии. Основания такого выбора следующие.

Рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы: еще Юнг называл художников «рупорами бессознательного». Процесс рисования выполняет коррекционную функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психологических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе «ведущий» – сам ребенок. При рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук, тактильной чувствительности, пространственного мышления, зрительно-моторной координации, глазомера. Рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка (следовательно, и образного мышления), а возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) позволяет автору почувствовать гордость и уверенность в себе.

Все вышесказанное о процессе рисования можно отнести и к работе ребенка с пластилином. Еще один несомненный «плюс» пластилина – его пластичность и трехмерность. Еще более сильным терапевтическим эффектом обладает глина, прежде всего в силу своего природного происхождения.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В ней он постигает основы социализации, через нее опосредованно выражает свое отношение к тем или иным жизненным ситуациям. В игре ребенок имеет возможность прожить те роли, которые не характерны для него в реальной жизни.

Рис. 1. Игровая терапия в детско-родительской группе.

 

Метафора сказки наиболее доступна для восприятия ребенка, а слова «волшебный», «магический» ассоциирующиеся со сказкой, обладают «положительно мотивирующей семантикой» (Т.Зинкевич-Евстигнеева). К тому же именно сказка позволяет ребенку стать Всемогущим Волшебником, который может значительно больше, чем обычные люди.

Музыкальные произведения используются в качестве сопровождения других коррекционно-развивающих приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Танец служит прекрасным способом перевоплощения и эмоционального отреагирования, также способом отработки основных паттернов движения.

Работа с детьми начинается с раннего возраста (до 3 лет) и ведется в одновозрастных группах, малых подгруппах по 3-8 человек и индивидуально на основании запроса педагога, родителя, по показаниям психологической диагностики. Возникают также ситуативные взаимодействия по инициативе самого ребенка. Поддерживается принцип добровольности участия.

Продолжительность рисования индивидуальна для каждого ребенка: одному достаточно 5 минут, другой с упоением будет рисовать полчаса. Встречи длятся от 10 до 30 минут в зависимости от возраста детей.

Уже на самых ранних этапах детская «мазня» – это своеобразное проявление эмоциональной активности ребенка: посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно спонтанная изобразительная деятельность (спонтанное рисование) для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна.

Рис. 2. Арт-терапия в первой младшей группе (до 3 лет).

 

Ребенку 2-3 лет, как известно, важен не столько результат, сколько сам процесс, поэтому просто взаимодействие с водой, красками или другими изосредствами доставляют ему удовольствие, способствуют снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов, а разнообразие предлагаемых способов и средств рисования предоставляет свободу выбора, располагает в дальнейшем к сотворчеству и творчеству.

В рисунках детей стоит обратить внимание не столько на цвет (выбор цвета сугубо идивидуален для каждого ребенка), сколько на экспрессию: размашистость, насыщенность цветов, толщину мазков. Чем бледнее выглядит рисунок, тем сильнее действие психологических защит у ребенка: он не может выпустить наружу свои переживания.

Рис.3. Радуга. Ваня М., 3,5 года

 

Рисунок 3: автор Ваня М., 3,5г. Индивидуальное предпочтение в выборе цвета, особое видение окружающего мира. Радуга: рисунок слева сделан ребенком по своему восприятию радуги, без разъяснений психолога – разные цвета (начиная с «самого красивого») наложены друг на друга, рисунок справа – по просьбе психолога рисовать разные цвета друг под другом (самый красивый – внешний).

Для детей 4-7 лет эффект от процесса рисования усиливается конечным продуктом – созданным рисунком. При этом душа ребенка наполняется положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора. Т.о., мы дополнительно способствуем формированию положительной самооценки ребенка и его позитивного отношения к окружающему миру.

Рис. 4. Выставка работ. Подготовительная группа (6-7 лет).

 

Существует еще два способа рисования у детей, оказывающие максимальный терапевтический эффект – многослойное рисование и рисование картинки с развивающимся сюжетом на одном и том же рисунке. Именно эти детские работы часто абсолютно непонятны взрослым и требуют комментария автора.

Рис. 4. Авторы Ваня К. и Аня Б., по 5,5 лет. Рисование в паре (у одного из авторов «волшебный» многоцветный карандаш); картинка с развивающимся по ходу рисования сюжетом.

 

В ходе взаимодействия с детьми мы «отрабатываем» проблемы эмоционально-личностной сферы, а именно тревогу и тревожность, страхи, агрессию, неуверенность и застенчивость, чрезмерную склонность к фантазированию. Данный вид деятельности психолога имеет профилактическую и коррекционную направленность. Параллельно своими занятиями мы способствуем развитию творческого потенциала ребенка.

Рис. 5. Спонтанное рисование музыки. Вторая младшая группа (3-4 года)

 

При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка.

Чем моя деятельность отличается от деятельности воспитателя, занимающегося с детьми рисованием? Моя цель не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, которые в силу возраста он не может вербализовать, т.е. описать словами. Параллельно я обучаю ребенка одному из доступных и приятных для него способов самовыражения и снятия эмоционального напряжения в дальнейшем. В ходе совместной деятельности с детьми, а также специально организованной самостоятельной деятельности детей мы снимаем стрессы, развиваем и поощряем доверие к своим чувствам и эмоциям, повышаем самооценку ребенка путем создания для него «ситуации успеха», насыщения его позитивными эмоциями, обучаем возможности выразить свой внутренний мир и реализовывать в дальнейшем творческий потенциал через игру, творчество, продуктивную деятельность, то есть социально приемлемыми и полезными способами.

Рис. 6. Автор Егор Г., 7 лет. Рисование страха. Чего я боюсь: темной комнаты. Зажег свет, украсил гирляндами как на Новый год, теперь не боюсь. Многослойное рисование.

 

Задолго до того, как развился словесный способ общения, люди пытались выражать свои чувства и эмоции с помощью рисунка. Развитие каждого человека (онтогенез) кратко повторяет историю развития всего вида в целом (филогенез): не научившись писать, а иногда и говорить, ребенок может рисовать. Занятия арт-терапией позволяют ребенку еще раз пройти этот путь видового развития через его собственное развитие, то есть дают возможность получить собственный эмоциональный, телесный и когнитивный опыт в безопасных и комфортных для него и других условиях, осознанно и продуктивно для формирования его личности в пределах его возраста и в дальнейшей жизни.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела