Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Мы занимаемся развитием детской одаренности, а не только работой с одаренными детьми»

Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН» (далее – Центр «ДИО-ГЕН») является Региональным оператором проекта «Развитие сети специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для одаренных детей общеобразовательных учреждений Новосибирской области».

Этот проект реализуется уже второй год. На сегодняшний день в Новосибирской области насчитывается 60 специализированных классов. В следующем году их количество планируется увеличить до 110.

О цели создания таких классов и о деятельности Центра «ДИО-ГЕН» мы побеседовали с директором, кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры математических наук ММФ и СУНЦ НГУ Галиной Яковлевной Куклиной и заместителем директора Центра «ДИО-ГЕН» Ларисой Адольфовной Дмитриевой.

 

«Если ребенок желает учиться, развиваться – значит, одарен»

 

– Что включает в себя понятие одаренный ребенок? Каковы критерии оценки одаренности? Есть ли надежный способ узнать: одарен ребенок или нет?

– Г.К.: Мне не нравится, когда говорят: одаренные дети. Мы бы хотели развивать одаренность у всех детей, предоставив такую возможность всем школьникам. Мы даже название сменили. Раньше нас называли Областной центр работы с одаренными детьми. Сейчас – Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН». Новое название может быть  расшифровано так: развитие Детской Интеллектуальной Одаренности Гуманитарного, Естественнонаучного, Научно-технического направления. Под развитием мы понимаем, в первую очередь, развитие интереса к явлениям окружающего мира и проявлений  жизни, к познавательной, исследовательской деятельности, развитие желания жить интересно. Для этого нужны педагоги и ряд других условий.

При выявлении одаренности можно заниматься тестированием, но Центр «ДИО-ГЕН» в настоящее время этим не занимается. Для нас на сегодня, одаренные дети – это те дети, которым интересно заниматься науками. В идеале нужно приглашать всех желающих детей и заниматься с ними. В течение месяца мы поймем, кому это интересно, а кому нет. Любой нормальный, здоровый ребенок хочет чем-то заниматься, это зависит от его внутренних предрасположенностей и от возможности это попробовать. Это нормальное состояние. Талантливых детей единицы. Желание заниматься науками может проявиться и у других детей, если они увидят, как это интересно. Наша задача – дать возможность прикоснуться к творчеству, к науке как можно большему  количеству ребят. Не заставлять, не создавать тепличные условия, а дать попробовать. В цивилизованных странах эти условия есть. Там работают образовательные центры, интерактивные музеи, где аспиранты, научные сотрудники показывают, рассказывают и вовлекают детей в научно-познавательную деятельность.

У нас тоже такие центры скоро появятся. Но пока нет ресурсов для всех, надо этот задел создавать. В будущем это должно стать нормой жизни.

– Л.Д.: Понятие одаренный ребенок можно трактовать по-разному, но нам ближе всего такая концепция: одаренным ребенком считается любой ребенок, мотивированный на развитие. Есть одаренность скрытая, потенциальная и ее надо проявить, создав определенные условия. А есть одаренность актуальная, уже выявленная, когда ребенок углубленно занимается каким-то предметом, активно участвует в олимпиадах. Такому ребенку требуется отдельное сопровождение, дополнительное развитие. Нам интересны и те, и другие. Мы стараемся совершенствовать ту систему дополнительного образования, которая есть, чтобы каждый ребенок смог проявить себя. Если он желает учиться, развиваться, значит – одарен.

– Верно ли высказывание, что в Сибири самый высокий процент одаренных детей? С чем это связано?  

– Г.К.: Такая точка зрения присутствует. Ее высказала психолог Кулемзина, которая ссылается на исследования Юнеско. Я как математик, этому не сильно верю. Но, возможно, это предположение верно. В Сибири (в широком географическом понимании) дети могут проявлять более высокую одаренность, например,  по причине смешения национальностей, нетронутых цивилизацией.

– Нужны ли школы для одаренных детей? И есть ли они в Новосибирской области?

– Л.Д.: Ярким представителем отдельной школы для одаренных детей является наш специализированный учебный научный центр – СУНЦ НГУ (бывшая физмат-школа). Отбор туда происходит по очень строгим критериям. В этом учебном заведении создана своя система: они развивают детей и получают стабильно высокий результат. Но там – обучение начинается со старшей школы, хотя есть система заочного обучения для детей среднего звена, летняя школа. Для младших детей специальных школ нет. Но в Новосибирской области два года назад появились специализированные классы, где обучаются одаренные дети. Опыт физмат-школы распространяется на условия общеобразовательной школы. Таких спецклассов с математической и естественнонаучной направленностью насчитывается 60, а в следующем году их планируется 110. Часть специализированных классов  есть и будет  уже в среднем звене. Если в первый год обучения таких классов насчитывалось 23 (это были 10-11-е классы), то, получив первый опыт, через год были открыты 7-е, 8-е физические классы. Был даже опыт изучать химию с более раннего возраста. В следующем году впервые заработают 5-е математические классы. Такая сеть специализированных классов, безусловно, нужна. Туда приглашаются не все дети, а на конкурсной основе.

– Почему одаренный ребенок не может учиться в обычной школе? Если он талантлив, то талант проявит себя в любых условиях?

– Л.Д.: Мы говорим о гармоничном развитии ребенка. Если школьник проявляет себя в каком-то одном предмете, то другие предметы тоже нужно сделать для него интересными. Увлечение одним предметом может зависеть не от природных способностей ребенка, а от того, какой учитель рядом с ним оказался. Ребенку нужно дать выбор. В обычной школе школьник может даром просиживать свое время. Есть статистика, что один и тот же ученик, с одними и теми же способностями, рядом с высокопрофессиональным педагогом может развиваться в несколько раз быстрее.

Но у способных и одаренных детей есть проблема: им все интересно, у них все получается, в результате, они оказываются сильно перегружены, потому что хочется заниматься всем. Ребенка надо учить делать правильный выбор.

Не создаются ли тепличные условия для одаренных детей в специализированных школах и классах?  Будут ли они готовы к встрече с прозой жизни?

– Г.К.: Хотелось бы верить, что нет, хотя мы не можем отвечать за каждое учреждение.  В специализированных классах не тепличные условия, а напряжение еще больше. Там вызов жизни намного острее. В Англии никто не говорит, что это школа для одаренных детей, но там есть интернаты для элиты. Они отличаются строгой дисциплиной, большей нагрузкой и т.д. Это означает: дети должны больше работать. Талант свой надо развивать, давать пищу. Наша задача – создавать среду. Благодаря сети спецклассов, мы видим столько талантов, столько потенциала в учителях, в управленцах. Надо просто убедительно показать это на высоком уровне. Тогда все увидят, что это не особая среда, а возможность интересно работать.

 

Для чего нужны ресурсные центры?

 

– В правительстве НСО готовятся принять долгосрочную целевую программу «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи на 2013-2017 годы». В связи с чем возникла такая необходимость? Какие новые проекты появятся?

– Л.Д.: Мы как центр дополнительного образования детей говорим о школе дополнительного образования. Сейчас в системе образования  преобладают спортивное, творческое и художественное направления. Присутствует туристическое, экологическое, биологическое направления. Но очень мало технического творчества (4%), совсем не представлено математическое и естественнонаучное. Научно-техническое направление сейчас существует лишь в статусных школах, в специализированных классах, и редко в простых общеобразовательных учреждениях. В дополнительном образовании этого вообще нет. В Новосибирской области наблюдается дефицит кадров в высокотехнологичных производствах. Очень нужны профессиональные инженеры. Развивать интерес к техническим наукам, к точным наукам необходимо с детства. Мы пытаемся повлиять на ситуацию и развить востребованные виды деятельности в образовании.

Недавно была разработана стратегия по созданию сети ресурсных центров по аналогии с сетью специализированных классов. Мы претендуем на право создания Ресурсного регионального центра. Плюс несколько межмуниципальных, или зональных центров. Например, один из зональных ресурсных центров может охватывать несколько северных муниципальных районов Новосибирской области. Там планируется проводить олимпиады и другие мероприятия, организовывать повышение квалификации учителей и специалистов, работающих на развитие детской одаренности. Внутри муниципального образования может быть свой муниципальный центр. Такой опыт уже есть. Например, Черепановская образовательная площадка. На базе Дома детского творчества была создана площадка, куда съезжаются дети со всех населенных пунктов Черепановского района.

Наша Новосибирская область, которая славится интеллектуальным потенциалом, квалифицированными IT-специалистами, сейчас отстает на российском рынке в развитии технического творчества детей. Мы пытаемся наверстать упущенное. Например, в нашем Центре «ДИО-ГЕН» дети занимаются робототехникой. Они даже успели поучаствовать во всероссийских соревнованиях. В сентябре в Новосибирске планируется провести  всероссийский турнир робототехники.

Если будет принята долгосрочная целевая программа, то ресурсные центры появятся с 2013 года. Сейчас ведется большая работа по подготовке полноценного документа. Ресурсные центры нужны для координированной работы, чтобы и педагоги высокого уровня нашли одаренных детей, и способные дети нашли своих педагогов и, чтобы это сотрудничество было обеспечено материально-техническими условиями. Деятельность ресурсных центров задумана по принципу сетевого взаимодействия.

Необходимо гармонично интегрировать программы общего, дополнительного и высшего образования, организовать межведомственное взаимодействие. Одна из задач – создание такой инфраструктуры, которая бы все это координировала. Как раз ресурсные центры решают такую задачу. Например, есть много олимпиад. Дети участвуют во всех. Получается перегрузка. Необходимо  четко понимать, как развивается ребенок, что ему нужно для развития, т.е. обеспечить ему индивидуальное сопровождение.

Олимпиады направлены на выявление одаренного ребенка, либо являются фиксацией результата труда. Часто бывает так, что фиксация есть, а то, что предшествует ей, нет. И важнее развивать деятельность, которая бывает до олимпиады. Тогда и ребенок развивается, и результаты его достижений будет выше.

Ресурсные центры помогают строить программу работы с одаренными детьми, выстраивать четкий отбор олимпиад и развивать те мероприятия, которые направлены на деятельность. Ребенок должен развиваться в деятельности. Это, например, турниры юных физиков, химиков, биологов. Чтобы к ним подготовиться, недостаточно порешать задачки. Задачи турниров не имеют однозначных ответов. Нужно придумать какие-то экспериментальные установки, как их сделать, из чего, выдвинуть гипотезу, проверить ее в эксперименте и т. д. Педагог вместе с детьми ищет решение. Команды делятся своими результатами на самом турнире в научном споре. Это называется бой по задаче. Жюри судят, кто ближе приблизился к правильному ответу. Мероприятия такого типа более интересны, чем олимпиады. Здесь и педагог растет в своей квалификации, и развиваются нужные навыки у детей.

Турниры юных физиков были  придуманы достаточно давно. Спустя 20 лет Центр «ДИО-ГЕН» в сотрудничестве со Школой развития Пифагора их возродили. В этом году турнир проходил в третий раз. Команды Новосибирской области (от Школы развития Пифагора и СУНЦ НГУ) уже съездили на всероссийский турнир и там успешно выступили. А члены команды от Школы развития Пифагора приглашены выступать на турнире международного уровня.

Турнир юных химиков был проведен Центром «ДИО-ГЕН» в сотрудничестве с кафедрой химии СУНЦ НГУ в прошлом году впервые, но в этом году он привлек к участию команды многих химических специализированных классов и стал одним из самых массовых по числу участников в стране.

Прошло уже два региональных турнира юных биологов. Есть еще устная олимпиада по математике для детей среднего звена, турниры по робототехнике. Со временем, турниры будут проводиться по другим предметам. К аналогичным мероприятиям деятельностного типа мы относим каникулярные школы, предметные погружения, профильные смены.

Если говорить о долгосрочной целевой программе, то первая задача, которая ставится – это создание ресурсных центров. Вторая задача – система мероприятий. И третья – повышение квалификации учителей.

– Нужна ли психологическая помощь одаренным детям при обучении? Не чувствуют ли они себя изгоями?

– Г.К.: Всем детям нужна психологическая помощь, не только одаренным. Ребенку должны помогать все вместе: родители, педагоги, психологи. Одаренный ученик нуждается в еще большем внимании и заботе. Это тонкая работа.

– Л.Д.: Обязательно нужна: перегрузки, высокая тревожность, проявление высоких требований к себе, проблемы в общении. Тут не обойтись без педагогического консилиума, в который входят педагог-предметник, родитель, психолог, классный руководитель, администратор. Все вместе они решают проблемы ребенка. Такой опыт работы уже есть в специализированных классах. А именно сетевое взаимодействие помогает распространять опыт сначала по сети, а затем и вовне сети. В такой ситуации, когда взаимодействуют методические объединения  педагогов-предметников, педагогов-психологов, управленцев, появляется качественно иной образовательный продукт и профессиональный рост педагогов. Мы убедились в эффективности такой работы на протяжении двух лет, пока реализуется проект.

– Областной центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН» существует чуть более двух лет. Каких результатов вы добились за это время? По каким направлениям строится работа Центра? Какие новые проекты реализуете?

– Л.Д.: Мы живем в очень интересное время: активно развивается как сам центр «ДИО-Ген», так и система работы с одаренными детьми. По нашему мнению, центр «ДИО-ГЕН» учредителями создавался для организации и проведения олимпиад, но потом стало понятно, что одних олимпиад мало. Нужно развивать деятельность, которая предшествует олимпиадам. И сейчас мы выступаем в тройном качестве: организационная составляющая (мы выбираем олимпиады, конкурсы, которые рекомендуем к участию, организовываем их, обеспечиваем участие детей в олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровней), методическая (повышение компетенций педагогов в работе с одаренными детьми, выполнение функций регионального оператора и сопровождение региональных проектов, экспертно-аналитическая работа) и деятельность непосредственно связанная с дополнительным образованием детей. Мы мечтаем, что в будущем у нас будет своя площадка, своя школа, свои выпускники. Пока же мы занимаемся в воскресные дни в аудиториях СУНЦ НГУ.

Несомненным успехом нашего Центра дополнительного образования детей является то, что желающих попасть к нам на занятия очень много и мы вынуждены делать отбор. У нас есть два проекта, где мы работаем непосредственно с детьми. Это Воскресная научная школа и Центр олимпиадной подготовки. Воскресная научная школа рассчитана для среднего звена: 5-8 классы. Если раньше дети изучали только математику, физику, то в этом учебном году добавились химия, программирование, робототехника. Центр олимпиадной подготовки – это углубленные занятия с интеллектуально одаренными детьми. С ними работают педагоги самого высокого класса. За последние три года у нас стабильно увеличивается число призеров и победителей регионального и всероссийского этапов олимпиад. В этом году на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников  насчитывается 56 % побед, т.е. из 98 человек – 55 призеры и победители. Мы обратили внимание и на Всесибирскую открытую олимпиаду школьников, которая проводится СУНЦ НГУ. Там теперь участвуют шестые и седьмые классы.

Нашим большим достижением является проведение турниров юных физиков, химиков, биологов совместно с партнерами, имеющими большой опыт работы с одаренными детьми: СУНЦ НГУ и Школой развития Пифагор.

Проект Летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z» интересна тем, что она многопредметная и эта многопредметность проявляется в междисциплинарных проектах. Например, проект по физике включает математику и робототехнику. Кроме того, мы приобщаем детей к научно-исследовательской работе. И третья особенность – мы стараемся выдержать структуру, которая есть в научном сообществе: юный исследователь (6-8 класс), стажер (старшеклассник), ассистент (молодой, начинающий преподаватель) и заведующий лабораторией (опытный педагог). Это нужно, чтобы создать команду, организовать сотворчество, создать партнерские отношения в учебных и научных исследованиях. Летняя школа проходит на базе Детского оздоровительного образовательного центра  имени Олега Кошевого в течение 10-12 дней. В прошлом году она была организована впервые. Туда принимаются дети с 6-го по 8-й класс (юные исследователи), старшеклассники (9-11 класс) и студенты. Мы разработали и апробировали много новых необычных организационных форм и мероприятий.

Одним из главных проектов, который находится в стадии реализации, это преобразование Воскресной научной школы в Школу развития детской интеллектуальной одаренности. Нам важно, чтобы ребенок учился с нами пять-шесть лет.

В старшем звене мы работаем над проектом «Школьное конструкторское бюро». Это аналог детского исследовательского института, где есть отдел фундаментальных исследований (в том числе и подготовка к турнирам), отдел программирования и компьютерного моделирования, производственный отдел, где на современных станках делаются установки для экспериментов. Проект находится еще в стадии разработки. Он будет реализован на площади Технопарка. Это, своего рода, Клуб юных техников (КЮТ), но в новом понимании. Идея КЮТа реализовывалась с 50-годов прошлого века. Для научно-исследовательских институтов кадры готовил университет, абитуриентов для НГУ – ФМШ, а КЮТ был необходим для ранней инженерной профессиональной ориентации. Эта система хорошо работала. Сейчас дети в КЮТе успешно занимаются картингом, авиамоделизмом, судомоделизмом и побеждают на российских соревнованиях. Но этого недостаточно. Нужны современные станки, оборудование, необходимо развивать новые технические направления.

 

Детский Технопарк? Это реально

 

– Многие говорят о создании Детского технопарка. Осуществима ли эта идея?

– Г.К.: Мы хотим преобразовать Воскресную научную школу в Школу развития детской интеллектуальной одаренности, где ребята со среднего звена будут заниматься в оборудованных аудиториях с увлеченными преподавателями естественнонаучными предметами, научно-технической, экспериментально-исследовательской деятельностью в течение всей недели. Нашему региону нужны специалисты, которые будут решать нестандартные задачи в области науки, инновационного производства, управления. Учеников мы хотим погрузить в развивающую среду, чтобы у них сформировался собственный взгляд на свое возможное будущее, возникло сознательное профессиональное самоопределение. В старших классах ребята будут более углубленно заниматься научно-исследовательской деятельностью. Планируется создать научно-исследовательские лаборатории по математике, физике, химии, биологии, программированию, моделированию, робототехнике. Это позволит ребятам что-то изобретать, делать своими руками и внедрять в практику. Сейчас идут переговоры Министерства образования науки и инновационной политики от имени Правительства Новосибирской области с руководством Технопарка. Очень надеемся, что через год мы получим помещение в одной из башен Технопарка. Но помимо помещения, надо искать ресурсы на оборудование, на финансирование работы педколлектива. До того, как это появится, нам надо нарабатывать опыт. Школа развития детской интеллектуальной одаренности – пока рабочее название. Мы можем называться Детский технопарк или Молодежный центр технического творчества. Директор Технопарка готов называть нас КЮТом.

В международной практике существует очень много прообразов такой организации деятельности. Идея эта осуществима. Мы ее понимаем немного по-своему, с учетом наших возможностей и ресурсов. За рубежом Детские технопарки подразумевают чисто техническое оснащение: музей, площадка, где собираются и представляют ярмарку наработок. Мы бы хотели создать образовательный центр. Один блок – занятия на увлечение и популяризацию науки. Это и интеллектуальные игры, и опыты, и конкурсные олимпиады, и мастер-классы. Вторая часть – углубленные занятия на развитие одаренности. Мы готовы предоставить целый спектр услуг. Если видим, что ребенок определился, что это для него идеальный вариант, то наша задача, не отпуская его одного (как часто показывает опыт, сопровождение нужно детям, которые во что-то углубляются), вести его по юной жизни. Мы создаем технологию, которую можем передавать. Тогда по-настоящему получается молодежный Технопарк. Мы видим, как это будет. Я думаю, в какой-то мере, это будет раскрутка бренда Новосибирской области и  Академгородка.

– Нужен ли нашей области молодежный инновационный форум «Интерра»?

– Г.К.: То, что показывается на Интерре – это замечательно, но хорошо было бы, если бы результаты обеспечивались систематической деятельностью в течение года и этот результат был бы осознан всеми. Основная проблема – идей много. Но, сказать, показать их – это мало. А что с этим дальше делать? Второго слоя обеспеченности пока нет.

– В последнее время началась популяризация науки для школьников. Пример тому проекты: «Академический час», «Наука детям». С чем это связано?

– Л.Д.: Популяризация науки из серии мероприятий на увлечение… В проекте «Академический час» лекции школьникам читают настоящие академики. В проекте «Наука детям» задействованы студенты старших курсов. На добровольных началах они рассказывают о той науке, где  специализируются: что интересного, чем гордиться, какие достижения. Этот проект уже приходит в школы.

– Г.К.: «Академический час» – проект Сибирского отделения наук, «Наука детям» – НГУ. Мы выступаем как организационно-методический ресурс: обеспечиваем целевую аудиторию и выступаем как эксперты, методисты. Находим нужного слушателя, где эффект от лекции был бы максимальный.

 

«Наша роль – организационно-координирующая»

 

– «ДИО-ГЕН» является региональным оператором проекта создания сети специализированных классов математической и естественнонаучной направленности на территории НСО. В чем ваша функция?

– Л.Д.: Это координирующая и консолидирующая роль. Мы являемся некоторым звеном общения между разными структурами. Например, между учреждениями общего образования и СУНЦ НГУ, другими учреждениями регионального или федерального подчинения. Работаем над проектом сопровождения выпускников специализированных классов в вузе. Мы – некоторый координатор, который собирает информацию и через совещания, конференции, рабочие группы ищет решение проблем. Наша роль – организационно-координирующая, консолидирующая, методическая, аналитическая.

– Есть ли минусы в работе специализированных классов?

– Л.Д.: Трудно сказать. Проблемы, которые существуют в сети спецклассов, не являются минусом. Нужно находить решения, и тогда минус обернется в плюс. Многие путают специализированные классы и профильные классы. Это не одно и то же. В специализированных классах особая программа. Она отличается от программы классов с углубленным изучением предметов не только по количеству часов, выделенных на предмет. Здесь меняется система обучения и образовательный процесс: деление на малые группы, специальный педагогический состав, в который обязательно должны войти  преподаватели ВУЗов,  дополнительные десять часов внеурочной деятельности на экспериментально-исследовательскую работу или олимпиадную подготовку, на спорт, творчество и т. д.

– Г.К.: Пока ярких минусов не вижу. Минусы – это проблемы становления организации и выстраивание общей, единой модели управления этими классами. Пока ее нет. Пока  существует межведомственная разобщенность, когда много планируется и в то же время делается разными ведомствами. Немногие школы понимают, когда создают специализированные классы, куда нужно стремиться, какие там возможности. Сейчас  пока наблюдается  проблема роста. Минусы в том, что много работы.

Мы координируем эту деятельность и выступаем как эксперты: знаем, кого привлечь. Когда создавались классы, то они ориентировались на руководство соответствующими предметными кафедрами СУНЦ НГУ. Кафедры математических наук, физики, химии выразили согласие и готовность осуществлять руководство этой деятельностью. Каждая школа, которая подавала документы на конкурс, подтверждала документально свои долгосрочные отношения с каким-то вузом, что у них есть возможность пользоваться базой этого вуза, кадрами. Это те школы, гимназии, лицеи с большим многолетним опытом, которые могут на себя принять опыт специализированного обучения и встать на другой уровень. Благодаря этому опыту и опыту психолого-педагогического сопровождения, решается задача становления и развития сети специализированных классов. Министерство образования, науки и инновационной политики НСО может вкладывать дополнительные ресурсы в самых сильных, что  позволит выйти им на новый уровень. Именно в этих классах создаются условия для развития потенциала каждого ребенка, педагога и, как следствие, решается задача экономического развития региона. Через сеть спецклассов появляется возможность  обеспечить повышение уровня качества математического, естественнонаучного образования в городе и области.

В этом году впервые в Новосибирской  области выпускают 11 классов из сети специализированных классов. Ждать результатов еще рано. Выпускники выказали желание поступать в двенадцать вузов Новосибирска. Одаренные ребята идут не только на научно-технические, но и на управленческие, архитектурные, медицинские специальности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела