Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Мы воспитываем новое поколение талантов и лидеров России»

Гимназия № 6 «Горностай» входит в число лучших образовательных учреждений города Новосибирска. Ежегодно она находится в списке лидеров по числу золотых и серебряных медалистов. Выпускники гимназии регулярно пополняют число студентов самых престижных вузов города. Не удивительно, что это учебное заведение сразу включилось в областной проект «Развитие сети специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для одаренных детей». В этом году в гимназии «Горностай» выпускники специализированного класса уже выходят во взрослую жизнь.

О жизни гимназии и опыте работы со специализированными классами наш разговор с директором гимназии № 6 «Горностай», Почетным работником образования РФ, депутатом Совета депутатов города Новосибирска Путинцевой Ириной Германовной.

– Девиз гимназии – «Творческое развитие  и свободный выбор». Как он претворяется в жизнь? Какова миссия вашего учебного заведения?

– Нашему образовательному учреждению в этом году исполняется 20 лет. И как раз, 20 лет назад, первым директором школы  Соколовой Т.Ю. (тогда это была еще школа № 204) вместе с  новым коллективом был сформулирован девиз «Творческое развитие и свободный выбор». Подразумевалось, что и педагоги, и учащиеся, и родители гимназии могут формировать свой социальный заказ – свободный выбор предметов, которые наиболее актуальны, интересны в соответствии с теми государственными стандартами, которые есть. Обязательно предполагалось, что это будет творческое креативное развитие всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.

Так как наше образовательное учреждение находится в научном центре, то естественно, социальный заказ был сформирован, прежде всего, набором естественнонаучных дисциплин: физика, математика, химия, биология, информационные технологии. Второе направление, тоже относящееся к свободному выбору, это совершенствование языкового пространства. В нашей школе изначально было несколько языков: английский, немецкий, французский, японский, китайский. Это тоже связано со свободным выбором родительской общественности. Чаще всего наши родители – работники Сибирского отделения Российской Академии наук или бизнес-структур. Это то сообщество, которое владеет каким-то иностранным языком для участия в конференциях, для общения, для обмена опытом с коллегами из других стран. Поэтому родители хотят, чтобы их дети  тоже владели языками.

Вначале это была просто школа № 204, потом стала называться школой с углубленным изучением английского языка, а десять лет назад второй директор гимназии Береснева О.А. сделала все для того, чтобы мы стали гимназией № 6 «Горностай». По идее, в гимназии должны развивать предметы гуманитарного цикла, а у нас получается, что заказ родителей способствует развитию научных дисциплин при одновременном совершенствовании языкового пространства.

Миссия нашего образовательного учреждения звучит так: «Мы воспитываем новое поколение талантов и лидеров России». Мы видим таланты в каждом из наших учеников, и наша задача – создать условия для их развития. Лидерство является важным и востребованным качеством в современном мире. Для нас лидер – это человек, который зажигает силой своего интереса других людей. Мы уверены, что могущество России будет прирастать нашими учениками.

– Какие проекты реализуются в гимназии в последнее время?

– Мы реализуем собственные проекты и те проекты, которые есть в пространстве нашего федерального образовательного сообщества. В 2006 году по инициативе нашего президента появилась национальная программа «Наша новая школа». В ее рамках были выделены пять основных направлений, к которым мы должны стремиться и, которые являются путеводной звездой в образовательном пространстве. Вначале  мы выступили как пилотная площадка, а теперь несколько параллелей начальных классов реализуют федеральный государственный образовательный стандарт.

Следующее направление – это поддержка и развитие талантливых учащихся в нашем образовательном учреждении. Для нас это не было новым направлением, потому что мы находимся в Академгородке и у нас очень развитая образовательная среда. Во-первых, есть физико-математическая школа, сейчас это специализированный учебно-научный центр при Новосибирском государственном университете, который создает эту мотивационную олимпиадную среду развития математики, физики. Кроме этого, есть статусные школы, имеющие высокий результат в обучении: лицей № 130 им. Академика М.А. Лаврентьева, гимназия № 3. В этом сообществе развивалась и наша гимназия и, естественно, в олимпиадном движении мы принимаем самое активное участие и получаем значимые результаты на уровне района, области и во всероссийском масштабе. Третье направление – это инфраструктура наших образовательных учреждений, достаточно сложное для нас направление, потому что школы Советского района отдалены от города и совершенствование нашей материально-технической базы мы начали только в последнее время. Но, тем не менее, этот проект поддерживается Правительством Новосибирской области. Сначала он был инициирован Виктором Александровичем Толоконским, а сейчас продолжается Василием Алексеевичем Юрченко. Проект называется «развитие сети специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для одаренных детей», который объединяет, с одной стороны, систему поддержки одаренных детей, с другой – совершенствование материально-технической базы (специальное оснащение классов физики, химии, математики, биологии). В нашей гимназии четыре таких специализированных класса. Мы показали в этом году хороший результат и открываем  еще два специализированных класса. В нашей гимназии обучение в специализированных классах идет по всем направлениям: математике, физике, биологии и химии (медицинский класс). Одним из направлений нашей работы является поддержка повышения квалификации нашего педагогического состава. Мы имеем здесь значимые результаты. Например, программу развития или формирования, как мы говорим, «человеческого капитала». Мы можем гордиться успехами наших учителей, потому что на сегодняшний день 26 педагогов нашей гимназии носят звание «Лучший учитель России», т.е. они получили в течение последних шести лет грант президента и являются победителями фонда «Династия». Мы владеем 12 бюджетными сертификатами, которые нам предоставила мэрия города Новосибирска при поддержке мэра Владимира Филипповича Городецкого на повышение квалификации педагогов. Следующее направление работы – здоровьесберегающие технологии, которыми мы тоже занимаемся. Например, мы внедрили курс « Разговор о правильном и вкусном питании». В этом году у нас открылся бассейн, строительство которого было заморожено уже 20 лет. Поэтому третий урок физкультуры для всех учащихся гимназии будет проводиться в бассейне. Это тоже относится к развитию здорового образа жизни.

– До того, как был внедрен проект «Развитие сети специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для одаренных детей» ваша гимназия занималась профильным обучением?

– Мы занимаемся этим с первого дня существования школы. В гимназии была внедрена система «исследовательский класс», т. е. с 5 по 11 классы  была создана вертикаль исследовательских классов, на базе которых проводилось и организовывалось обучение повышенного уровня сложности по предметам естественнонаучного цикла плюс изучение двух языков. Кроме английского, у нас появились немецкий, французский, японский языки. Нам легко было создавать специализированные классы, потому что такая вертикаль уже существовала. Дети туда попадали по конкурсу, начиная с 5 класса, по результатам олимпиад. Поэтому такое движение в направление поддержки развития одаренных детей в нашей гимназии № 6 уже существовало.

– Какие основные цели и задачи ставятся при обучении в специализированных классах?

– Первое – это создание комфортной, развивающей, образовательной среды для одаренных учащихся, чтобы они могли проявлять и развивать свои способности ни в одном предмете, а в комплексе. Если математика, то физика и информатика, если биология, то обязательно и химия. Во-вторых – это получение результата. Преимущественно, получение результата извне, т.е. подтверждение результативности своего развития в олимпиадах, конкурсах на различных уровнях.

– Профильные классы и специализированные классы для одаренных детей – это одно и то же?

– Я думаю, что нет. У нас профильных классов никогда в гимназии не было, у нас другая система. Она называется профильные индивидуальные траектории, мы ее частично сейчас сохраняем для других учащихся, т.е. после 9 класса дети определяют те направления и предметы, которые им интересны и, которые связаны с их поступлением в высшие учебные заведения. В соответствии с этими профильными траекториями строится расписание. Ребенок может выбрать предмет повышенного профиля русский и математику, физику и биологию и развиваться. Эта система осталась для всех, кроме специализированных классов.

– Какие специализированные классы есть в вашей гимназии?

– Сейчас мы выпускаем 11-й математический класс. Это первый выпуск специализированного класса. В нем учились победители олимпиад по математике и победитель всероссийской олимпиады по экономике Илья Щупко, который поступил уже в несколько вузов. У нас остаются 10-й медицинский класс имени академика Мешалкина, 10-й  физический класс, 9-й математический класс и на следующий год мы открываем 8-й математический и 9-й физико-математический классы. 

– Некоторые предлагают открывать специализированные классы с 5 класса. Вы не планируете это делать?

– У нас нет такой необходимости, потому что есть исследовательские классы. А вообще система специализированных классов для одаренных детей нам очень интересна. Это возможность получать в нашей гимназии хорошее образование с привлечением специалистов СУНЦа НГУ, Новосибирского Государственного университета, клиники Мешалкина. Мы хотим в математических классах усилить составляющую информационных технологий, потому что рядом находится Технопарк и это прекрасная возможность тесного сотрудничества.

– Какие предметы выбрали для сдачи на ЕГЭ учащиеся специализированных классов?

– Я думаю те предметы, которые потребуются им для поступления в Новосибирский государственный университет – это, преимущественно, математика и физика.

– Куда собираются поступать ваши выпускники?

– 60-70% наших выпускников поступают НГУ. Но по результатам ЕГЭ наши учащиеся – студенты Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Института международных отношений. Еще в нашей гимназии очень востребован Новосибирский медицинский университет. Около 10% выпускников становятся врачами, поэтому мы и открыли медицинский класс.

– Как строится рабочий день гимназиста в старших классах?

– Рабочий день продолжительный. Все основные базовые предметы проходят до обеда, дальше у детей перерыв и во второй половине дня обучение продолжается факультативами, курсами, спецкурсами, дополнительными предметами. Это расписание мы согласуем и с детьми, и с родителями. Дети работают много, но желания уйти из специализированных классов нет. На занятость никто не жалуется. Одни больше занимаются физикой, другие математикой, третьи химией…

– С какими вузами, предприятиями, научными учреждениями сотрудничаете?

– Ребята занимаются на базе НГУ, СУНЦа НГУ, на базе клиники Мешалкина, медицинского государственного университета. Сейчас мы договариваемся, чтобы занятия проходили и в Технопарке. У нас организуется очень много встреч с учеными и в гимназии, и в научно-исследовательских институтах. На школьной «ГАЗели» мы стараемся возить детей как можно больше: и в вузы, и в институты, чтобы они видели перспективу своего обучения, чтобы мечтали получить высшее образование и остаться развивать Академгородок и Технопарк, которому нужны профессиональные кадры.

– А время петь и  танцевать остается?

– Я не могу сказать, что победители олимпиад по физике, математике, экономике любят петь и танцевать, но, например, победитель всероссийской олимпиады по экономике Илья Щупко прекрасно играет на гитаре и на последнем звонке он исполнил несколько номеров. Дети разные, но самое главное – им здесь комфортно. Они даже перестали уходить в физико-математическую школу НГУ. Хотя мы должны гордиться, что готовим таких учеников, которые после 9 класса поступают в СУНУ НГУ, у нас даже четыре человека по результатам олимпиад учится в московской физико-математической школе. Но если они остаются у нас в гимназии, мы тоже должны испытывать гордость, что наши педагоги и уровень образования их устраивают.

– Выше ли успеваемость у учеников в специализированных классах?

– Я знаю, что она не низкая. Там есть золотые, серебряные медалисты и на следующий год они планируется, особенно в медицинском классе. Успеваемость повышается и повышается мотивация. Учащиеся восприняли проект специализированных классов с большим воодушевлением.

– А как попасть в специализированный класс? Существует ли конкурсный отбор?

– Конкурс, в среднем, два-три человека на место и, некоторые желающие не могут попасть в этот класс. В каждом классе несколько человек учится из других школ. Это обязательное условие при создании сети специализированных классов.

– Ведется ли психологическое сопровождение одаренных детей?

– Обязательно. Психологическая служба в гимназии существует уже более четырех лет. В ее составе работают грамотные и опытные психологи, прошедшие множество программ и курсов повышения квалификации по разным направлениям психологии, в том числе по детской и семейной, и имеющие опыт не только консультативной (обучающей), но и терапевтической (коррекционной, исцеляющей) работы. Никаких проблем психологического характера в течение двух лет в гимназии не было. Достойно работают и классные руководители. Конечно, какие-то вопросы у детей возникают, но мы быстро их решаем. Наша цель «комфортное психологическое состояние всех участников образовательного процесса с целью достижения ими более высоких учебных и профессиональных результатов» становится все более реальной.

Мы очень благодарны Правительству Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, Управлению образования мэрии, что такой проект по развитию сети специализированных классов появился, что у детей есть возможность получать достойное образование.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела