Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Виктория Рейнгольдовна Перминова,
руководитель отдела профилизации и социализации
МБОУ ДОД Дома детского творчества «Центральный»
г. Новосибирска

Профильное обучение: опыт и перспективы реализации

(из опыта работы дома детского творчества «Центральный»

Центрального района г. Новосибирска)

 

В период реформирования и модернизации системы школьного образования проблема выбора профиля, а в дальнейшем профессии и самоопределения в ней остается актуальной для современной молодежи. Профильное обучение, позволяющее за счет содержания и организации образовательного процесса, учитывающего интересы, склонности и способности обучающихся – средство самоопределиться, самореализоваться и определиться школьникам в выборе дальнейшего жизненного пути.

Сегодняшние реалии, сложившиеся в системе общего и дополнительного образования, требуют расширения системы профильного обучения. На фоне этого выделяется позиция учреждения дополнительного образования детей Центрального района – дома детского творчества «Центральный» (далее по тексту ДДТ «Центральный»).

Чтобы образовательный процесс не стал усечённым и неэффективным, как в организационном, так и в содержательном смысле, необходимо было ещё раз внимательно изучить, а потом проанализировать концепцию профильного обучения и акцентировать внимание на:

– введение элективных курсов по выбору, считая при этом одной из основных их функций – профориентационную;

– увеличение количества элективных курсов, которые проводятся за счёт часов ДДТ «Центральный»;

– модернизацию системы итоговой аттестации.

Профильное обучение в отделе социализации и профилизации обучения (далее по тексту отдел) ДДТ «Центральный», направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, создание условий для развития школьников в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования, и выстраивания ими индивидуальной образовательной траектории. Реализация модели профильного обучения и успех предпрофильной подготовки учащихся зависит ещё и от состояния учебно-методической базы (мы работали над созданием развивающей среды образовательного пространства).

Накопленный опыт работы ДДТ «Центральный» с другими образовательными учреждениями общего и профессионального образования (начального, среднего и высшего) в данном направлении позволили расширить возможности реализации содержания профильного обучения, предпрофильной подготовки и профориентационной работы. По итогам анкетирования, тестирования, педагогической и психологической диагностики учащихся комплектовались в профильные группы, в рамках которых они изучали элективные курсы. За счет часов, имеющихся в резерве ДДТ «Центральный», создавались условия, благодаря которым каждый школьник в процессе предпрофильной подготовки мог пройти обучение по двум (не менее) элективным курсам, в основном – трем-четырем в течение учебного года. С целью реализации профильного обучения в группах старших классов была предусмотрена система специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию и социализацию учащихся, с учетом потребностей регионального рынка труда – это нашло отражение в рабочих программах элективных курсов, большинство из которых прошли экспертизу на кафедре «Искусства» и «Технологии» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. В рамках проводимой  профориентационной работы со школьниками проводились и проводятся: экскурсии, беседы, демонстрация творческих проектов учащихся по профессиональной тематике. Таким образом, школьники приобщаются к миру профессиональной деятельности, знакомятся с распространенными в регионе технологиями, с современным оборудованием: машинами, механизмами, приборами, инструментами; осуществляется их профессиональное самоопределение, учащиеся выбирают более осознанно профили обучения на старшей ступени общего образования, а также направления специализации дальнейшего профессионального образования. Сегодня в ДДТ «Центральный» реализация профильного обучения осуществляется в двух возможных образовательных пространствах:

– во время учебной деятельности: в процессе плановых учебных занятий (в рамках изучения учебного предмета «Технология» учащимися в отделе социализации и профилизации обучения ДДТ «Центральный»);

– до или после уроков: в сфере дополнительного образования школьников – кружки, клубы по интересам, элективные курсы, не регламентированные содержанием общего образования, творческие мастерские, участие в профессиональных конкурсах, выставках, презентациях, научно-практических конференциях.

Понимая, что в условиях последовательной реализации задач профильного обучения и с целью сохранения единого образовательного пространства, одной из задач для ДДТ «Центральный» стало тесное взаимодействие со школами Центрального района. Для осуществления этого взаимодействия был разработан профориентационный модуль «Уверенный шаг в Будущее» (как ресурс профессионального самоопределения подростка) и внедрён в образовательный процесс. Предназначен модуль для организации и проведения профориентационной работы с обучающимися в учреждении дополнительного образования детей – Доме детского творчества «Центральный» – в режиме сетевого взаимодействия с учреждениями общего, начального и среднего профессионального образования. Модуль разработан с учетом основных положений и принципов организации информационной, профориентационной работы с обучающимися в рамках предпрофильной подготовки для учащихся 8-9 классов и профильного обучения для 10-11 классов. Реализация программы модуля позволила решить задачи взаимодействия педагогов дополнительного образования с классными руководителями и администрацией школ, преподавателями учреждений профессионального образования, и, что очень важно – с семьёй. В целом, осуществляя опытно-поисковую работу, мы пришли к убеждению, что управление процессом профильного обучения позволяет подготовить человека к профессиональной умелой карьере, презентации своей кандидатуры на рынке труда, психологически подготовить к возможности неоднократной смены профессии в условиях рыночной экономики.

Происходящая сейчас переориентация учреждений дополнительного образования детей на становление и развитие ключевых компетенций учащихся в контексте профильного обучения можно считать одним из перспективных путей модернизации современного дополнительного образования детей. Вполне естественно, что это повлечёт за собой изменения в структурных и содержательных процессах. Происходящие уже сейчас в отделе социализации и профилизации обучения ДДТ «Центральный» изменения способствуют формированию базовых компететностей у обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в профильном обучении. При таком подходе к организации профильного обучения в отделе появилась внутренняя оценка качества образования, новый параметр – степень владения учащимися комплексом компетенций в различных сферах деятельности, то есть состояние уровня социализации личности школьника. Становится очевидным, что основными видами учебной деятельности, направленными на формирование компетенций, были и остаются практические задания, групповые и индивидуальные проекты, подготовка продуктов, услуг, презентации, научное исследование, социальная практика, личностное резюме. Универсальной технологией достижения желаемых результатов является проектирование, включающее в себя:

– постановку цели;

– определение задач;

– поиск эффективных способов осуществления деятельности;

– оценку своих возможностей и ресурсов;

– презентацию;

– анализ результатов деятельности.

Основной результат проектной деятельности – это ключевые компетентности, формирование которых в условиях предпрофильного и профильного обучения в отделе в контексте компетентностного подхода требует особого методического сопровождения. Сегодня в коллективах отдела обучаются подростки и старшеклассники (дети от 12 до 18 лет). Для каждого возраста характерно своё предметное содержание деятельности, а значит и круг познавательных задач и соответствующие им способы решения будут разными. Для подростков и старшеклассников – своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах. Всё это находит отражение в образовательных программах. Использование компетентностного подхода в образовательном процессе способствует процессу формирования определённой модели предпрофильной подготовки и профильного обучения в отделе, которая ориентирована на создание максимально благоприятных условий для самообучения, саморазвития, жизненного самоопределения учащихся. В результате этого в отделе сложилась многоступенчатая система организационных учебных форм, каждая из которых имеет своё особенное функциональное назначение: кружки, клубы, элективные курсы, творческие объединения. В ближайшей перспективе в рамках деятельности по реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников в ДДТ «Центральный» необходимо разработать методики и программы, написать пособия, моделировать и проводить семинары и тренинги и вместе с нашими обучающимися, учиться и учить. Необходимо внедрить в образовательный процесс ДДТ «Центральный» технологические схемы, позволяющие органично встраивать все виды деятельности в учебный процесс, что позволит акцентировать внимание обучающихся на значимости компетенции как основного элемента профильного обучения и в целом образования.

Система профильного обучения, реализуемая в ДДТ «Центральный», легко вписывается в муниципальную модель профилизации. О результатах деятельности ДДТ «Центральный» по развитию профильного обучения говорят успехи обучающихся, педагогических работников в районных, городских, региональных мероприятиях (смотри сайт ДДТ «Центральный»).

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела