Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Елена Александровна Писарева,
руководитель отдела «Социализации и профилизации» Центр дополнительного образования «Алые паруса» г. Новосибирска

Перспективы создания районного центра профессионального старта для старшеклассников

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем профессиональном будущем. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание, принятие решений, поиск возможностей. Речь идет о самом начале – «профессиональном старте».

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению. Старшая ступень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, его успешной социализации, обеспечить преемственность между школьным и профессиональным образованием. Необходимо создавать для учащихся условия для осознанного выбора будущей профессии, давать им возможность пробовать себя в различных видах деятельности.

В результате присоединения бывшего Межшкольного учебного комбината к Центру дополнительного образования «Алые паруса» был создан отдел Социализации и профилизации, целью которого стало формирование у учащихся устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, культуры труда и приобретение навыков профессионального и личностного самоопределения.

Основываясь на задачах предпрофильной подготовки и профильного обучения, осуществляется интеграционное взаимодействие школ района и ЦДО «Алые паруса». Благодаря этому формируется образовательное пространство, способствующее самоопределению обучающихся средних и старших классов через организацию:

– программ дополнительного образования, в том числе блока профориентационной работы для детей с особыми возможностями здоровья;

– краткосрочных курсов по специализации;

– социально-педагогических проектов;

–преподавание предмета «Технология»;

– элективных курсов по выбору «Основы выбора профессии»;

– создание профориентационного клуба «Перспектива».

Дополнительное образование в отделе представлено 6-ю объединениями.

Автодело помогает осваивать технологические навыки безопасного поведения на дороге в роли пешехода и водителя, формировать знания, умения и навыки по профессии «Водитель транспортного средства категории «В».

Объединение ландшафтного дизайна включает в себя создание и реализацию ландшафтных проектов подростками на территории Железнодорожного района.

В объединении «Парикмахерского искусства» осваивают практические навыки приемов стрижки волос и основ моделирования прически.

Литературное объединение было организовано не так давно, ему всего 3 месяца, а результат говорит сам за себя: Белова Юлия и Танакова Алена стали победителями городского литературного конкурса «Герой нашего времени» – 2012 г.

Школа программирования «КИТ», так же молода, как и руководитель объединения, однако «молодо зелено – это не про них», так как педагог готовит подростков к участию в международных играх по программированию для 6-классников.

Работа с бисером – удивительный вид рукоделия. Он увлекает настолько, что может стать образом жизни. Это способ самовыражения и видения мира, доставляет радость тому, кто им занимается, дает возможность одарить родных и близких необыкновенными подарками.

Следующим звеном образовательного пространства отдела являются краткосрочные курсы.

Узконаправленные специализированные курсы по парикмахерскому делу позволяют привлечь желающих на разные виды деятельности, такие как: косоплетение, дизайн прически, завивка и окрашивание волос, креативные стрижки.

Дизайн одежды включает курсы: вышивки бисером и бусами, выжигание по ткани, декупаж.

Немаловажное значение в образовательном пространстве отдела занимают социально-педагогические проекты. Так, например, ландшафтный проект «Зеленый островок», предложенный школам Железнодорожного района, ставит своей целью: создание и реализацию ландшафтных проектов подростками на своих пришкольных территориях. Проект дает возможность участникам: освоить основные навыки ландшафтного дизайна; создать эстетически и экологически привлекательное пространство возле школ Железнодорожного района.

На данный момент учащиеся школ №№ 3, 4, 168 находятся на этапе заполнения дневников проекта по созданию клумб с элементами ландшафтных стилей.

Следующим составляющим образовательного процесса является преподавание предмета «Технология» для школ Железнодорожного района. На базе УК имеются укомплектованные учебные кабинеты, позволяющие реализовывать образовательную программу по предмету «Технология» – это швейный цех, парикмахерская, автошкола, компьютерный класс. На сегодняшний день занятия проходят по 3 профильным направлениям. С нового учебного года планируется расширение элективных курсов.

Элективные курсы также являются еще одним составляющим образовательного пространства и напрямую связаны с профильным обучением. Посещая курсы, учащиеся учатся: принимать решения, анализировать результаты, осознанно выбирать будущую образовательно-профессиональную траекторию.

На элективном курсе «Технология безопасного поведения на дороге» для 9 класса делается уклон на освоение правил дорожного движения, а в 10-11 классе на вождение автомобиля.

Курс «Профессия спасатель» включает в себя изучение техник работы спасателей и оборудования спасательных служб. Имеется возможность проведения занятий на специально отведённых для тренировок полигонах аварийно-спасательной службы Новосибирска. 

На курсе «Технология и бизнес» для 9-11 классов старшеклассники учатся создавать бизнес-проект, учитывая условия реальности.

Элективный курс «Портфолио для успешной карьеры» разработан для изучения профессий, в результате которого проходит диагностика профессиональной предрасположенности, определяются группы профессий и старшеклассниками подготавливается карьерное портфолио выбранной профессии.

И последней составляющей образовательного пространства является профориентационный клуб «Перспектива», который планируется создать на следующий учебный год. В рамках клуба планируется создать систему поддержки профессионального самоопределения старшеклассников Железнодорожного района. Организовывать взаимодействие учащихся школ с работодателями, специалистами и студентами учебных профессиональных заведений г. Новосибирска.

Таким образом, благодаря перечисленным видам деятельности, возможно создать районный центр профессионального старта для старшеклассников, под девизом центра: «Выбор профессии – судьбоносный выбор!», который позволит сформировать у школьников:

– умение объективно оценивать свои резервы,

– умение осознанно осуществлять выбор профиля,

– готовность нести ответственность за сделанный выбор,

– готовность прикладывать усилия для получения качественного профессионального образования.

 

Образовательное пространство отдела «Социализации и профилизации»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела