Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Светлана Васильевна Чернова,
педагог дополнительного образования студии профессионального самоопределении «Next-дизайн» Дома детского творчества им А. И. Ефремова

Методы и формы профориентационной и предпрофильной подготовки старшеклассников в области дизайна

Не мыслям следует учить, а учить мыслить.

И. Кант

Грамотная профориентация и качественная предпрофильная подготовка старшеклассников – это две актуальные задачи, которые решаются на протяжении многих лет общим и дополнительным образованием. С каждым годом эта актуальность возрастает, поле деятельности расширяется в связи с растущим спектром новых профессий, а это значит растет количество новых ВУЗов, расширяют направления обучения действующие ВУЗы. И всё это обязывает образование не стоять на месте, а постоянно изучать новое, получать информацию, осуществлять поиск новых форм профориентации и предпрофильной подготовки старшеклассников.

Мною разработана авторская образовательная программа, которая осуществляет профориентирование и предпрофильную подготовку старшеклассников в 5 областях дизайна: дизайн интерьера, дизайн одежды, фитодизайн, ландшафтный дизайн, имиджмент. На данный момент дизайн актуален и популярен, но как сплав художественного и декоративного искусства дизайн многогранен и трудоёмок. Для того, чтобы понять это искусство и в дальнейшем им заниматься, нужна хорошая предпрофильная подготовка. Я, как педагог дополнительного образования с 13-тилетним стажем работы в данной области, могу смело утверждать, что все начинается с мотивации старшеклассников. Дополнительное образование – это уникальная комфортная область творческой деятельности, которая побуждает детей создавать, воплощать, достигать успехов и ощущать себя полноценной личностью. И, соответственно, именно в дополнительном образовании применяются множество педагогических методов, подходов, форм работы, которые воспитывают, развивают и обучают детей, зиждясь на их желании.

Именно на разнообразных формах и методах работы с детьми основывается моя работа, и от их успешного применения напрямую зависит результат реализации образовательной программы. Моя образовательная программа построена таким образом, что вхождение обучающихся в предпрофильную подготовку по дизайну происходит очень плавно: первый год обучения является развивающим (с помощью авторских упражнений и заданий развивается фантазия, творческое мышление, технические навыки переноса мысли на бумагу, умение создавать рабочие листы, в облегченном варианте запускается метод проектов) и воспитывающим (при помощи деловых игр, моделирующих профессиональные ситуации, коллективных заданий, организации системы курирования старшими группами младших детей, воспитательных бесед и коллективных мероприятий происходит сплочение коллектива, налаживается комфортная рабочая обстановка и появляется мотивация к освоению в будущем данной профессии), второй год обучения, когда дети осознают важность этого образовательного курса и имеют познавательную мотивацию, направлен на углубленное рассмотрение профессии и выполнение серьезного практического проекта по избранным блок-темам. Второй год обучения интересен по применяемым методам обучения: помимо классических педагогических методов я применяю методы эвристического обучения, в основе которых лежит общий цикл, определяющий последовательность действий педагога и обучающихся. Этот цикл называется эвристической образовательной ситуацией. Эвристическая ситуация – основная технологическая единица эвристического образования, своеобразная альтернатива занятию. Цель эвристической ситуации – обеспечить рождение детьми личного образовательного продукта в ходе специально организованной деятельности, причем сам продукт для меня часто непредсказуем, так как я лишь их направляю. Эвристическое погружение – это форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание детьми образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную блок-тему. В зависимости от объема работы эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций. Применяя такие методы, как методы символического, образного, смыслового видения на этапе разработки идеи проекта, методы эвристических вопросов (Квинтилиан), синектики (Дж. Гордон) и метод агглютинации на этапе практического выполнения проектов, я направляю детей на самостоятельное решение вопросов, а ни для кого не секрет, что лучшее обучение – это самообучение.

На третьем году обучения воспитанники по собственному желанию и определенному уровню подготовленности проходят авторский образовательный проект «Энтер», который направлен уже конкретно на поиск ВУЗов и средне-специальных учреждений, к которым мы готовимся очень основательно. В проект включены экскурсионные погружения в ВУЗы и осуществляются выезды на фабрики, производства и дизайнерские объединения. Эта, в большей мере, эмоционально дающая сторона проекта крайне важна. Когда обучающийся видит людей в профессии, видит условия работы, продукт работы, то он уже полностью самоопределяется в этой профессии.

Хочется сказать о диагностической составляющей образовательного процесса: на 3 году обучения дети проходят «кейс выпускника», который помогает не только определить тип памяти каждого обучающегося, но и открывает для детей способы извлечения информации соответственно типу памяти. Также по итогам диагностирования в большинстве у детей выявляется дивергентный тип мышления, что, на мой взгляд, является залогом успешного сотрудничества и вообще работы дизайнера. Так же опросник МУН в каждом выпуске детей показывает большой процент выявленной мотивации успеха, что также является положительным моментом, который отразится на постижении будущей профессии.

Конечно, не возможно описать все педагогические приемы и подходы, применяемые в процессе профориентации и предпрофильной подготовки старшеклассников, ведь каждое из 432 занятий по сути неповторимо, потому как творческое обучение должно радовать и восприниматься человеком как важное и нужное, главное педагогу нужно научиться чувствовать детей и своевременно уметь найти нужный подход к каждому из них.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела