Наше учреждение создано для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта, для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социальной адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Разработана система занятий по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Нужно отметить, что у всех детей комплексное нарушение: выраженная задержка психоречевого развития, тяжелые нарушения и/или недоразвитие моторных функций.
В процессе педагогической деятельности выявлено, что у данных детей выраженное недоразвитие пространственных представлений. И это заставило углубить и расширить работу в данном направлении.
Актуальность темы.
Пространственное восприятие играет большую роль во взаимодействии человека и окружающей среды, т.к. любые движущиеся предметы и вообще материя существует в определенных условиях пространства и времени. Оно представляет собой комплекс зрительных, кинестетических и двигательных реакций.
Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).
Одной из форм работы является использование электронных средств обучения (презентация с анимацией).
В настоящее время компьютерные технологии находят всё большее применение в специальном (коррекционном) образовании. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. При использовании компьютерных программ растёт положительная мотивация детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению. Главное преимущество компьютерных средств обучения это то, что они строятся в игровой форме, являются интерактивными и беспристрастными.
Общение с компьютером вызывает у ребёнка живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Целью таких занятий является возможность способствовать развитию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование электронных средств обучения.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- создание психолого-педагогических и материально-технических условий для включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность;
- стимуляция игровой и познавательной активности детей;
- обучение ориентировке в пространстве с помощью электронных средств;
- формирование и развитие учебной мотивации.
Для определения теоретических и методических позиций развития восприятия и моторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выявить сущность и взаимосвязь понятий «пространственные представления» и «особенности двигательной сферы у детей с нарушением моторных функций».
Представления пространственные – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Представления пространственные – необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Развитие у ребенка пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития (Е.О. Смирнова).
У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Так, например, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования двигательных функций (удержание головы, сидение и т.п.) способствует ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего мира, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов.
У детей, имеющих разную степень выраженности недоразвития или нарушения моторных функций, наблюдаются: неловкость, несогласованность движений, слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами, недостаточность активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Поражение опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе у 75% детей данной группы двигательные нарушения настолько тяжелые, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, дети не имеют возможности осваивать навыки самообслуживания, с трудом осваивают простейшие движения руками.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Пути решения профессиональной проблемы:
Первоначально обучение детей идет на дидактическом материале на индивидуальных и групповых занятиях. Только после того, как дети перестают испытывать трудности в выполнении заданий на дидактическом материале, на индивидуальных занятиях постепенно вводятся упражнения и игры с использованием электронных средств обучения. Необходимо отметить, что к этому времени дети уже владеют необходимыми навыками манипуляций с компьютерной периферией.
Игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения. Изучает растения, животных.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. В каждой возрастной группе вводятся разнообразные компьютерные игры. Необходимость подбора разнообразных компьютерных игр не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие компьютерных игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать содержанием и правилами.
Если компьютерные игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. При подборе игр перед детьми ставятся посильные задачи. Основой подбора игровых задач является создание игровых ситуаций, вызывающих у дошкольников повышенный интерес и дающих возможность добиться поставленных педагогических целей.
Новые компьютерные игры вводятся постепенно. Они доступны детям и вместе с тем требуют определенного напряжения сил, способствуют развитию детей и самоорганизации.
Практика использования компьютерных игр показывает, что их применение повышает уровень усвоения знаний, умений и навыков.
Результативность реализации занятий прослеживается через:
осознание взрослыми и детьми понятия «формирование пространственных представлений»;
овладение навыками самостоятельного использования компьютера детьми с ограниченными возможностями здоровья;
развитие произвольности в деятельности с использованием электронных средств обучения и воспитания;
решение проблем по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности;
гармоничность поступков детей с ограниченными возможностями здоровья при усвоении норм и правил в использовании электронных средств обучения;
ощущение уверенности в своих поступках и действиях.
Одним из критериев оценивания уровня сформированности ориентирования в пространстве у детей являются умение выполнять адекватные действия в процессе игровой деятельности с использованием компьютера.
Значимость рассматриваемой работы заключается в возможности обобщения и распространения опыта по формированию и развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья пространственных представлений с помощью электронных средств обучения и воспитания. Педагогов дошкольных учреждений может заинтересовать комплект учебно-методических материалов; описание обязательных условий, комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса. Прогнозируется также улучшение социальной адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя результаты деятельности, можно сделать вывод, что использование электронных средств обучения является одной из составляющих частей системы работы педагога по формированию пространственных представлений, и не является изолированной, отдельной программой для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.