Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Профильное обучение: опыт и перспективы реализации»
Выпуск №41 Июнь 2012 | Статей в выпуске: 108


Ольга Михайловна Боровикова,
учитель-дефектолог МКС(К)ОУ НШДС № 60 VI, VIII вида Центрального района г. Новосибирска

Использование компьютерных технологий для развития пространственных представлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Наше учреждение создано для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта, для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социальной адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Разработана система занятий по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Нужно отметить, что у всех детей комплексное нарушение: выраженная задержка психоречевого развития, тяжелые нарушения и/или недоразвитие моторных функций.

В процессе педагогической деятельности выявлено, что у данных детей выраженное недоразвитие пространственных представлений. И это заставило углубить и расширить работу в данном направлении.

Актуальность темы.

Пространственное восприятие играет большую роль во взаимодействии человека и окружающей среды, т.к. любые движущиеся предметы и вообще материя существует  в определенных условиях пространства и времени. Оно представляет собой комплекс зрительных, кинестетических и двигательных реакций.

Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).

Одной из форм работы является использование электронных средств обучения (презентация с анимацией).

В настоящее время компьютерные технологии находят всё большее применение в специальном (коррекционном) образовании. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. При использовании компьютерных программ растёт положительная мотивация детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению. Главное преимущество компьютерных средств обучения это то, что они строятся в игровой форме, являются интерактивными и беспристрастными.

Общение с компьютером вызывает у ребёнка живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Целью таких занятий является возможность способствовать развитию  пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование электронных средств обучения.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • создание психолого-педагогических и материально-технических условий для включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность;
  • стимуляция игровой и познавательной активности детей;
  • обучение ориентировке в пространстве с помощью электронных средств;
  • формирование и развитие учебной мотивации.

Для определения теоретических и методических позиций развития восприятия и моторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выявить сущность и взаимосвязь понятий «пространственные представления» и «особенности двигательной сферы у детей с нарушением моторных функций».

Представления пространственные – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Представления пространственные  –  необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Развитие у ребенка пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития (Е.О. Смирнова).

У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Так, например, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования двигательных функций (удержание головы, сидение и т.п.) способствует ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего мира, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов.

У детей, имеющих разную степень выраженности недоразвития или нарушения моторных функций, наблюдаются: неловкость, несогласованность движений, слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами, недостаточность активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Поражение опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе у 75% детей данной группы двигательные нарушения настолько тяжелые, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, дети не имеют возможности осваивать навыки самообслуживания, с трудом осваивают простейшие движения руками.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Пути решения профессиональной проблемы:

Первоначально обучение детей идет на дидактическом материале на индивидуальных и групповых занятиях. Только после того, как дети перестают испытывать трудности в выполнении заданий на дидактическом материале, на индивидуальных занятиях постепенно вводятся упражнения и игры с использованием электронных средств обучения. Необходимо отметить, что к этому времени дети уже владеют необходимыми навыками манипуляций с компьютерной периферией.

Игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения. Изучает  растения, животных.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. В каждой возрастной группе вводятся разнообразные компьютерные игры. Необходимость подбора разнообразных компьютерных  игр не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие компьютерных игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать содержанием и правилами.

Если компьютерные игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. При подборе игр перед детьми ставятся посильные задачи. Основой подбора игровых задач является создание игровых ситуаций, вызывающих у дошкольников повышенный интерес и дающих возможность добиться поставленных педагогических целей.

Новые компьютерные игры вводятся постепенно. Они доступны детям и вместе с тем требуют определенного напряжения сил, способствуют развитию детей и самоорганизации.

Практика использования компьютерных игр показывает, что их применение повышает уровень усвоения знаний, умений и навыков.

Результативность реализации занятий прослеживается через:

осознание взрослыми и детьми понятия «формирование пространственных представлений»;

овладение навыками самостоятельного использования компьютера  детьми с ограниченными возможностями здоровья;

развитие произвольности в деятельности с использованием электронных средств обучения и воспитания;

решение проблем по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности;

гармоничность поступков детей с ограниченными возможностями здоровья  при усвоении норм и правил в использовании электронных средств обучения;

ощущение уверенности в своих поступках и действиях.

Одним из критериев оценивания уровня сформированности ориентирования в пространстве у детей являются умение выполнять адекватные действия в процессе игровой деятельности с использованием компьютера.

Значимость рассматриваемой работы заключается в возможности обобщения и распространения опыта по формированию и развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья  пространственных представлений с помощью электронных средств обучения и воспитания. Педагогов дошкольных учреждений может заинтересовать комплект учебно-методических материалов; описание обязательных условий, комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса. Прогнозируется также улучшение социальной адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 

Анализируя результаты деятельности, можно сделать вывод, что использование электронных средств обучения является одной из составляющих частей системы работы педагога по формированию пространственных представлений, и не является изолированной, отдельной программой для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела