Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Елена Григорьевна Загайнова,
учитель экономики высшей квалификационной категории МБОУ «Экономический лицей» Центрального района г. Новосибирска

Формирование основных ключевых компетенций на основе экономического содержания образования и игровой деятельности в условиях внеурочного процесса обучения

XXI век – это век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы полностью адаптироваться в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль играет экономика в жизни человека, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Постановка проблемы

Сегодняшний ученик, которому жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно и необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:

– вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

– совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

– широкого общения со сверстниками из других школ, регионов и даже стран;

– свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

И это задача не только содержания предмета, а и используемых технологий обучения. Поэтому и возникла необходимость организации внеурочного процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.

Летняя экономическая школа, организованная в Экономическом лицее, на базе 6-7 классов – это форма образования, направленная на развитие экономического мышления и творческих способностей детей с использованием информационных технологий.

Цели и задачи

Цель: Формирование основных ключевых компетенций на основе экономического содержания образования и игровой деятельности.

Задачи:

– совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по предмету экономика. Создавать новые электронно-образовательные ресурсы для образовательного процесса в лицее; (компьютерные игры, викторины, кроссворды тесты);

– продолжать разработку методики использования ИКТ в преподавании экономики; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе;

– широко внедрять накопленные программно-методические материалы в образовательный процесс;

– совершенствовать информационную компетентность;

– формировать гражданскую ответственность за принятые решения;

– обобщать и передавать свой опыт работы через авторский сайт «Бизнесмены XXI века».

Результатами внеурочных занятий в летней школе являются систематизация экономических знаний и оформление их в виде продукта учебной творческой деятельности. Средства массовой информации отразили в новостном сюжете «Логическое завершение учебного года» (телестанция МИР), актуальность и значимость проделанной в каникулярное время работы.

Ценность внеурочной деятельности заключается в том она:

– ориентирована на продукт и на действие. Основой обучения является практическая работа, разработка и презентация обучающих игр по экономике. Опубликованные на сайте «Бизнесмены XXI века» http://biznes.zagaynov.ru кроссворды, викторины, игры, пазлы, согласно статистике, очень востребованы;

– предполагает межпредметную интеграцию. Знания, необходимые для реализации проекта, не ограничиваются одним предметом, необходима кооперация знаний по экономике, литературе, истории, праву, информатике.

Каждый участник Летней экономической школы обеспечен на время занятий персональным ноутбуком. Большое внимание уделяется организации личного информационного пространства ученика;

– социальная актуальность. Учащиеся подхватывают общественные проблемы, предают им гласность, например, в форме экономического праздника в Областной детской библиотеке им. А.М. Горького. По приглашению НАМТ «Глобус» школьники провели для юных зрителей театра мастер-класс «Веселая экономика».

Проделанная работа отвечает основной цели систем образования в современном обществе – в интеллектуальном и нравственном развитии человека. Таким образом, занятия в летней экономической школе позволяют школьникам овладевать целой группой ключевых компетенций.

Практическая значимость результатов

Особенностью настольных и компьютерных игр является их нацеленность на многократное использование. Несмотря на то, что для создания подобного продукта требуется значительное количество времени, такое пособие может быть использовано многократно. Кроме того, оно может быть в дальнейшем доработано и модифицировано. Благодаря публикации материалов на сайте, продукт становится достаточно известным и доступным для многих школьников. Это позволяет использовать игры с максимальной эффективностью не только в экономическом лицее, но и в других учебных заведениях, а также позволяет заниматься школьникам самообразованием.

Совместная работа ученика и учителя в проекте повышает уважение к учительскому труду, учащиеся ценят его знания, умения и навыки общения с современной техникой. Кроме того, у школьников формируются модели гражданского поведения, социальной осведомленности, происходит стимулирование профессионального и личностного самоопределения. Прикладной характер знаний подчеркивает их практическую ценность и значимость.

В условиях стремительного научно-технического прогресса, всеобщего стремления к интеграции во всех сферах жизни, в условиях глобализации и постоянных перемен в социальной и экономической сферах жизни, знания устаревают все быстрее. В таких условиях, когда человек вынужден учиться всю жизнь, главная цель системы образования – научить его учиться.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 752)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Внеурочная деятельность: проблемы и перспективы
2. Проект, приносящий радость
3. Формирование основных ключевых компетенций на основе экономического содержания образования и игровой деятельности в условиях внеурочного процесса обучения
4. Роль внеклассных мероприятий в формировании положительных мотивов к учению
5. Механизмы реализации внеурочной деятельности
6. Особенности организации внеурочной деятельности по географии
7. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории посредством применения нетрадиционных форм обучения
8. Презентация внеклассного мероприятия «Spotlight 2 на сцене»
9. «Мир во мне, мир вокруг»: из опыта внеурочной работы педагога-психолога с младшими школьниками
10. Организация внеклассной деятельности по предмету «Экология» в МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики
11. Предметная неделя: биология. Давайте поиграем?
12. Развитие творческих способностей учеников на уроках информатики
13. Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала
14. Разработка урока внеклассного чтения (библиотечного урока) в 3 классе