Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Все статьи автора(3) Александра Михайловна Хламова,

кандидат исторических наук,

заведующая отделом методической службы

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы «Пашинский»
г. Новосибирска


Ксения Ивановна Палкина,
руководитель психологической службы МБОУ ДОД «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

Реализация программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних «Дети будущего»

Современная социальная ситуация характеризуется большим количеством негативных факторов, к которым можно отнести изменение уклада в образе жизни людей, нестабильную систему ценностных ориентиров, углубление социальной дифференциации и социальных конфликтов, увеличение числа семей «группы риска». Наблюдается рост количества несовершеннолетних, вовлеченных в социально-опасную деятельность, беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. В этих условиях особую значимость приобретает воспитательная среда образовательного учреждения. Эффективная организация работы по профилактике правонарушений может способствовать снижению негативного влияния указанных факторов на ребенка, содействовать воспитанию личности с социально-приемлемым поведением, оказать позитивное воздействие на систему семейных ценностей. Кроме того, вовлечение в профилактическую работу несовершеннолетних, уже находящихся в «группе риска» может способствовать дальнейшему предотвращению социально-опасной деятельности.

Центр внешкольной работы «Пашинский» работает в сфере организации дополнительного образования детей жилого района Пашино. В Центре осуществляется воспитательная работа с:

– воспитанниками объединений Центра и их родителями;

– школьниками жилого района Пашино (МБОУ СОШ № 34, МБОУ СОШ № 46, Лицей № 81);

– жителями жилого района и детьми, не вовлеченными в дополнительное образование.

Необходимость разработки программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних «Дети будущего» в 2009 году была связана с актуализацией проблемы детских правонарушений, безнадзорности, девиантного поведения в обществе. Программа рассчитана на 5 лет. При разработке данной программы мы руководствовались Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99; Программой развития Центра «Пашинский»; Программой «Здоровье» Центра.

Основной целью, которой мы руководствовались при подготовке данной программы, являлось создание условий для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних жилого района Пашино.

Ежегодно в процессе реализации данной программы мы:

  1. Выявляем интересы и потребности несовершеннолетних, трудности и проблемы, отклонения в поведении.
  2. Определяем основные направления, формы, методы социально-педагогической работы с несовершеннолетними.
  3. Вовлекаем  несовершеннолетних в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.
  4. Организуем мероприятия, направленные на развитие социальной инициативы.
  5. Оказываем помощь в жизненном самоопределении учащихся.
  6. Способствуем адаптации личности несовершеннолетнего к жизни в обществе.
  7. Координируем взаимодействие педагогов дополнительного образования, учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
  8. Повышаем психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов.

Программа рассчитана на работу с детьми 7-15 лет и их родителями, но допускает вовлечение в воспитательную и коррекционную работу детей дошкольного и старшего школьного возраста. Кроме того, программой предусмотрена система мероприятий по работе с педагогическим коллективом Центра внешкольной работы «Пашинский». В реализации программы «Дети будущего» участвуют: методическая служба Центра; психологическая служба Центра; педагоги дополнительного образования; педагоги-организаторы; инструкторы физической культуры; учебно-вспомогательный персонал. Программа профилактики правонарушений несовершеннолетних «Дети будущего» реализуется как на базе 6-ти структурных подразделений «Центра внешкольной работы «Пашинский», так и на базах школ жилого района Пашино. Мероприятия, запланированные в рамках программы, распределены по 4-м блокам. Каждый блок программы реализуется ежегодно. Опыт реализации и ежегодные результаты программы пополняют информационно-ресурсную базу Центра «Пашинский».

 

I блок

Диагностический (сентябрь каждого года)

Предусматривает организацию диагностических процедур среди несовершеннолетних, их родителей и педагогического коллектива.

II блок

Организационный (сентябрь каждого года)

Предусматривает планирование мероприятий, направленных на реализацию основных задач программы.

III блок

Профилактический (сентябрь-май каждого года)

Предусматривает непосредственную профилактическую работу со всеми участниками воспитательного процесса.

IV блок

Аналитический (декабрь и май каждого года)

Предусматривает проведение аналитических процедур, сбор и обработку итоговых данных.

В рамках данной статьи представим опыт реализации III блока программы в Центре внешкольной работы «Пашинский». Профилактическая работа проводится со всеми участниками воспитательного процесса – детьми, родителями и педагогами, для того, чтобы сделать процесс профилактики и предупреждения правонарушений в подростковой среде наиболее эффективным.

Профилактическая работа с детьми разного возраста призвана создать условия для включения их в содержательный досуг. Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения, при работе с детьми среднего школьного возраста важно создавать условия для формирования личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения. Работа с детьми старшего школьного возраста ориентирована на формирование жизненных ценностей, активной социальной позиции и самоопределению, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

С 2009 г. в ЦВР «Пашинский» было реализовано несколько педагогических проектов в рамках программы «Дети будущего»: проект «Помогая другим, помогаю себе» в рамках акции «Здоровая планета», проект «Неделя психологии и спорта». При реализации данных проектов были использованы такие формы работы с детьми, как:

– индивидуальные и групповые коррекционные занятия по таким темам, как: «Эмоциональное развитие», «Арт-терапия», «Гнев», «Мои обиды», «Правда-неправда», «Мои эмоции», «Мои эмоции», «Значимые люди», «Я-концепция» и т.д. Для занятий арт-терапией «Волшебное зеркало» в Центре созданы условия для проведения «песочной терапии» – оформлена песочница с необходимым игровым материалом, педагоги-психологи овладели навыками проведения подобных занятий;

– тренинги: тренинг командообразования, тренинг лидерства, тренинг знакомства, тренинг на формирование личностноориентированной модели взаимодействия, коррекционные занятия, тренинг психорегуляции эмоциональных состояний, тренинг на сплочение, «Моя жизнь в моих руках»;

– серия досуговых мероприятий с профилактической направленностью;

– конкурсы рисунков с актуальной для каждого проекта тематикой.

В ходе реализации профилактического этапа ежегодно проводится работа, направленная на формирование жизненных навыков и стратегии разрешения проблемных ситуаций, тренинги навыков проблеморазрешающего и социально-адаптивного поведения.

Проведены тематические беседы, часы общения по темам: «Ответственность несовершеннолетних», «Умей отвечать за свои поступки!», «Помнишь ли ты свои обязанности?»

Обязательным в рамках реализации программы «Дети будущего» является проведение профориентационной работы со школьниками, которая является неотъемлемым компонентом перспективных планов педагогического коллектива.

Работа с родителями реализуется посредством следующих форм и видов деятельности:

– изучение и анализ потребностей в образовательных услугах;

– проведение тематических семинаров по проблемам детско-родительских отношений;

– проведение родительских собраний для обеспечения родителей знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка;

– консультативные беседы на тему: «Ошибки семейного воспитания»;

– родительские собрания на темы: «Наши трудные дети», «Взаимодействие педагогов и родителей в УДОД», «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Профилактика негативных явлений средствами дополнительного образования»;

– проведение встреч, лекций, семинаров, организация бесед, индивидуальные и групповые консультации.

Педагогический коллектив Центра ежегодно принимает участие в выявлении неблагополучных семей и вовлечении детей из категорий «трудные» в кружковую деятельность. Приведенная ниже таблица демонстрирует разнообразие видов профилактической работы с семьями несовершеннолетних, которые были проведены в ходе реализации программы за последние 3 года.

 

Тема и форма занятия

Дата проведения

Выступление на собрании родителей детей младшего и старшего школьного возраста по темам: «Значение дополнительного образования в развитии ребёнка», «Профориентирование в 11 классе».

24.09.09

Проведение мастерской для родителей по теме: «Игровая школа. Чем занять ребёнка летом?»

19.05.10

Психологическое просвещение родителей и детей через информационный стенд «Уголок психолога» «Четыре шага от избавления от драчливости», «Принципы общения с конфликтными детьми», «Типичные ошибки семейного воспитания», «Ложь. Её истоки. Почему дети лгут?», «Как помочь ребенку приобрести уверенность в себе», «Здоровый образ жизни на примере родителей», «О вреде курения»

ежегодно

Проведение занятия в Школе для родителей: «Телевизор в жизни семьи. Эстетика западных мультфильмов»

25.11.10

Проведение занятия в Школе для родителей: «Ложь. Её истоки. Почему дети лгут?»

31.01.11

Проведение Школы для родителей. Семинар-практикум «Как поощрять и наказывать ребёнка в семье?» 

29.04.11

Занятие с родителями по теме: «Детская агрессия» в рамках Недели психологии и спорта.

01.12.11

Проведение занятия для родителей: «Физическое развитие школьников»

Декабрь

2011

В рамках Недели психологии и спорта размещение информации на сайте ЦВР «Пашинский» материалов: «Обучение на основе темперамента ребёнка», «Ложь и её истоки», «Детская агрессия».

Декабрь

Проведение занятия для родителей по теме: «Здоровый образ жизни на примере родителей»

Январь

2012

Проведение занятия для родителей по теме: «Об этом с тревогой говорят родители… Наркомания. Что о ней нужно знать»

Февраль

2012

Подготовка и проведение Школы для родителей по теме: «Отцы и дети».

20.02.12

Подготовка и проведение Школы для родителей на тему: «Детская агрессия».

21.02.12

Проведение занятия для родителей по теме:  «Как научиться быть ответственным за свои поступки»

Март

2012

Проведение занятия для родителей с элементами куклотерапии: «Дочки-матери»

27.03.12

Проведение занятия для родителей по теме: «Мой ребенок становится трудным»

Апрель

2012

Проведения занятия по теме: «Спорт в жизни моей семьи»

Май

2012

 

Кроме того, программой «Дети будущего» определены формы и темы занятий с родителями детей 1, 2, 3, 4 классов:

 

1 класс

Давайте познакомимся. Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа.

Отношения в семье как основа  взаимопонимания

мини-лекция, практическое занятие

Режим дня в жизни школьника

семинар-практикум

Поощрения и наказания детей в семье: за и против

родительский ринг

2 класс

Законы жизни семьи, законы жизни класса

лекция-информация

У здоровых родителей здоровые дети

практикум

Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей

консультация со специалистом, беседа

Семейные традиции в воспитании детей

ток-шоу с приглашением специалистов, знающих проблему, журналистов, историков, этнографов

3 класс

Детско-родительские конфликты в семье

обмен опытом

Законодательство о браке и семье

мини-лекция, с приглашением специалиста в этой области в качестве консультанта

Досуг и здоровье детей

презентация проектов родителей

Праздники и будни нашей жизни

родительско-детский капустник

4 класс

Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа

У нас такие дети, каких мы заслуживаем

мини-лекция, дискуссия

Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

обсуждение результатов работы проблемных групп

Досуг родителей с детьми

деловая игра

В практике работы Центра апробирована совместная деятельность педагога-психолога Центра с классными руководителями школ по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, которая включает в себя проведение профилактических бесед с обучающимися и родителями, консультации родителей по особенностям воспитательной работы с детьми подросткового возраста, диагностика личностных особенностей обучающихся, препятствующих протеканию нормального процесса развития и воспитания, организацию тренинговой работы с детьми.

Эффективность программы отслеживается по следующим критериям:

Отслеживание эффективности всей программы

– появление у подростков устойчивых интересов;

– положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;

– уменьшение количества детей «группы риска»

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

– проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния правонарушений, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних

По итогам реализации программы «Дети будущего» с 2009 года:

1. Создан банк данных об интересах и потребностях несовершеннолетних.

2. Происходит ежегодное вовлечение несовершеннолетних в позитивную деятельность, влекущее снижение риска правонарушений.

3. Систематизирован опыт работы по профилактической работе с несовершеннолетними.

4. Создана система профилактической работы со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 869)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Разносторонние интересы – стратегический ориентир внеурочной деятельности
2. Традиции как форма организации внеурочной деятельности школьников
3. Внеурочная деятельность как основа работы педагогов художественного направления МБОУ ДОД ЦВР «Галактика»
4. Опыт организации внеурочной деятельности со школьниками в Центре внешкольной работы «Пашинский»
5. «Воспитывая детей, воспитываемся сами…»
6. Организация межличностного взаимодействия в разновозрастных группах в творческом объединении «Школа-студия «Грация» как одна из методик реализации задач внеурочной деятельности учащихся
7. Реализация программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних «Дети будущего»
8. Родной мой край – судьба моя
9. Проблемы и некоторые пути их решения при взаимодействии общего и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности
10. Комплексное формирование физических, интеллектуальных и коммуникативных навыков на занятиях по спортивным бальным танцам на примере деятельности танцевально-спортивного клуба «ИРИС»
11. Особенности работы концертмейстера с одаренными детьми вокально-хорового отделения Детской школы искусств «Весна»
12. Комплексный подход в организации интеллектуальных игр школьников Калининского района
13. Дорогой добра (из опыта работы объединения «Твори добро»)
14. Работа над спектаклем как художественно-воспитательный процесс
15. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях общей физической подготовкой
16. Методические рекомендации по подготовке юных спортсменов