Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Все статьи автора(3) Галина Николаевна Колокольцова,

учитель начальных классов
первой квалификационной категории
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I-II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Проектная деятельность во внеклассной работе со слабослышащими учащимися

В условиях стремительно изменяющегося мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования учащегося с проблемами слуха. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и коррекционного. Инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами. Поэтому в практической деятельности наряду со следующими технологиями: технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационные технологии, технология личностно- развивающего диалога, а также здоровьесберегающие технологии, мною широко используется метод проектной деятельности.

Применяя в работе метод проектной деятельности, можно убедиться в эффективности его для развития разговорной речи слабослышащих учащихся. Этот метод позволяет решать коррекционные задачи, повышать уровень самостоятельности учащихся, вести обучение на активной основе, через деятельность ученика, повышать учебную мотивацию. Метод проектов, по своей дидактической сущности, нацелен на формирование способностей, обладая которыми, слабослышащие ученики оказываются более приспособленными к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Проектный метод отвечает всем основным специфическим принципам учебного процесса коррекционной школы; так как имеет широкую опору на различные виды деятельности, в том числе и на предметно-практическую деятельность;

– использование коллективных форм деятельности;

– реализация межпредметных связей;

– дифференцированный подход к уровню требований;

– усиление воспитывающего характера обучения.

Поисково-исследовательская деятельность позволяет, во-первых, расширить активный словарный запас учащихся; во-вторых, при работе над проектом, так же как и при предметно-практической деятельности, строго соблюдать три этапа: планирование работы, её выполнение и отчёт; в-третьих, в ходе сбора информации при общении со слышащими людьми (в библиотеке, на улице, на предприятиях) ребята вынуждены стараться говорить разборчиво, так как у них возникает заинтересованность быть понятыми незнакомыми людьми. Используя потребность слабослышащих учащихся в общении, организую речевую среду, т.е. идёт работа над коммуникативной функцией. Например мной с детьми были осуществлены следующие проекты:

«Кто помогает нам учиться?» Целью этой работы было познакомить учащихся с профессиями сотрудников школы; показать важность каждой профессии и воспитать уважение к труду работников школы.

На первом этапе работы с детьми были проведены ознакомительные беседы по теме «Профессии», в ходе которых они узнали, какие существуют профессии и их важность. Следующим этапом была экскурсия, где учащиеся узнали, люди каких профессий работают в школе, что они делают, и их необходимость. На экскурсии ребята самостоятельно делали фотографии работников школы, спрашивали, что они делают и чем учащиеся нашей школы могут им помочь в их работе. В ходе исследования ребята представили, что произойдёт, если не будет человека с определённой профессией в школе. Был сделан вывод, что все профессии нужны, все профессии важны, и что каждая работа трудна, и её нужно уважать.

«Милая, любимая мамочка моя!». Данный проект был сделан как подарок мамам на праздник 8 Марта. В нём ребята рассказывают о своих мамах. Ребята работали всем классом, каждому было дано задание: узнать у мамы «Что ты делаешь, когда я в школе?». Во время работы над проектом каждый ребёнок узнал и запомнил: название организаций и специальность своих мам, чем она занимается и что входит в её обязанности. Для проекта ребята нарисовали рисунки, где они изобразили, что делает мама, когда я в школе. В конце проекта дети признались своим мамам в любви! Они очень оживлённо, с большим интересом и желанием выполняли свои работы. По окончании ребята вместе с воспитателем решили сделать такой же подарок для пап.

«Мама — солнышко моё, я — подсолнушек её», итогом работы над проектом стал праздни, посвященный Дню матери.

«Сбережем ёлочку», итогом работы над проектом стала оформление класса к новому году;

«Лесные домишки», итогом работы над проектом стало участие в городском экологическом турнире младших школьников «Седьмой лепесток»;

«День рождения Матильды», итогом работы над проектом стал выпуск классной газеты о динозаврах;

«Школа тигров и леопардов», итогом работы над проектом стало участие в городском экологическом турнире младших школьников «Седьмой лепесток»;

«Тюльпан для мамы», итогом работы над проектом стал праздник, посвященный Дню 8 марта, на котором дети подарили мамам тюльпаны, выращенные своими руками;

«Секреты здоровья», итогом работы над проектом стало участие в районном конкурсе младших школьников «Питание и здоровье». В конце учебного года мы принимали участие в школьном фестивале проектов.

На различных этапах проектной деятельности постоянно используется компьютер: для поиска информации, для составления таблиц и графиков при анализе собранного материала, при оформлении документации, презентации проекта и т.д. Для этого мы с детьми создаем новый иллюстративный материал, кроссворды, составляем новые тексты и другие разнообразные материалы. Вместе с детьми готовим электронные презентации для защиты проектов и уроков. Они позволяют наглядно представить необходимый материал, поэтапно выполнить вместе со всеми учащимися учебное задание, являются средствами самоконтроля на этапах закрепления и обобщения знаний.

Результаты работы над проектами показали, что учащиеся моего класса на открытых внеклассных мероприятиях чувствуют себя уверенно, при защите проектов могут высказать свою точку зрения, с удовольствием вступают в диалог и умеют договариваться, плодотворно взаимодействовать друг с другом. 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела