Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119

Ведущая рубрики
Все статьи автора(4) Вера Викторовна Сундеева,

руководитель организационно-методического направления

Областного центра работы с одаренными детьми

Новосибирской области

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В этом году осень подарила нам немало тёплых, залитых ярким солнцем, безветренных дней. Природа словно затаила дыхание, украсив землю разноцветным ковром из опавших листьев, и закружила в круговорот, наполненный множеством интересных встреч, работ и открытий!

Вот так, шелестя листвой, с новыми силами, свежими идеями мы шагнули в очередной учебный год, чтобы наполнить его яркими и запоминающимися событиями. Продолжая реализовывать старые проекты и выдвигая новые, мы делаем еще один уверенный шаг навстречу счастливому завтра.

В Новосибирске обозначен относительно постоянный круг образовательных учреждений (это школы, учреждения дополнительного образования детей, детские коллективы при научных учреждениях и др.), в которых сложились традиции и культура исследовательской работы со школьниками. Каждый год школьники и педагоги этих учреждений принимают участие в конференциях разного уровня. Состав участников меняется, но «почерк» остается неизменным. Эти образовательные учреждения и являются реальными субъектами исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность не имеет временных и пространственных границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно. В ученической среде в настоящий момент чётко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Об этом свидетельствует участие школьников в научно-практических конференциях города, региона, страны. Школьники стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности. Без наставника, который во всем поддержит, научит аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы, не обойтись. Так, С.И. Гессен писал: «Метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа» (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – С. 35). Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения. Об этом рассуждает кандидат педагогических наук, преподаватель Гимназии № 6 «Горностай» Мария Ивановна Мазур в статье «Исследовательская деятельность школьников: миф или реальность?»

В образовании нет мелочей. Культура мышления имеет огромное значение для каждодневной жизни и взрослого и школьника, способствует возможности логично мыслить, говорить, писать, развивает умение отстаивать свою точку зрения, помогает быть услышанным, работать в коллективе. И имеет прямое отношение к математике, где роль логики в нахождении истины особенно велика. Как сказал выдающийся математик XX века Ричард Беллман: «Математика – это не только логика, а логика плюс процесс созидания». Хороший пример такого подхода к развитию культуры мышления школьников, приведен в статье «Работа с одаренными детьми: метод проектной деятельности». Ирина Энгельсовна Степанова, учитель математики МАОУ «Лицей № 9» города Новосибирска рассказывает о том, как процесс формирования культуры мышления школьников строится в рамках подготовки к научно-исследовательской работе, что формирует интеллект учащихся, обеспечивающий понимание окружающей действительности и непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности.

Цели учебной деятельности не всегда и не для каждого ученика выступают как личностно-значимые. Запросы и одаренных школьников выходят за пределы учебной программы. Удовлетворение своих потребностей они ищут вне урока. Этому способствует внеурочная деятельность, организованная творческими педагогами, которую школьники могут выбрать в соответствии с интересами и потребностями. «Создание и реализация условий для развития интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника» – так называется статья, в которой Наталья Анатольевна Банникова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 159 Заельцовского района города Новосибирска, делится своим опытом организации практической связи учебной и внеурочной деятельности, что создает дополнительные возможности для повышения качества знаний учащихся.

Одной из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества является образовательная робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии. Это новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста. Робототехника (от робот и техника – англ. robotics) – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Реализовать задачу формирования у детей навыков технического творчества в условиях современной общеобразовательной школы крайне затруднительно. Гораздо больше возможностей в этом направлении у дополнительного образования. Учащиеся 5-11 классов вовлечены в учебный процесс создания моделей – роботов, проектирования и программирования робототехнических устройств. Занятия робототехникой учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, сообразительность, мышление, дают возможность родителям увидеть высокомотивированную учебную деятельность детей по пространственному конструированию, моделированию, программированию и автоматическому управлению.

В Новосибирске прошел Всероссийский робототехнический фестиваль, приуроченный к ИНТЕРРЕ – 2012, в котором приняли участие школьные команды из Новосибирской области и регионов России. Важная задача робототехнических соревнований – усиление роли новой образовательной технологии – создание современной высокоинтеллектуальной образовательной среды, способной подготовить квалифицированных специалистов для развития высокотехнологичных отраслей. Сергей Владимирович Якушкин, сотрудник ГБОУ ДОД НСО «Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН», делится тем, какими яркими впечатлениями были наполнены дни участия во Всероссийском конкурсе по робототехнике и как к ним готовились.



Исследовательская деятельность школьников: миф или реальность?
Автор: Мария Ивановна Мазур
Статья понравилась: 11

В основе любой современной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

(1116 просмотров)
Работа с одаренными детьми: метод проектной деятельности
Автор: Ирина Энгельсовна Степанова
Статья понравилась: 15

Многие педагоги в своей деятельности сталкиваются с вопросами: как заинтересовать учащегося; как преподнести материал на уроке так, чтобы он был интересен, познавателен и актуален для современного ребенка.

(1426 просмотров)
Создание и реализация условий для развития интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника
Автор: Наталья Анатольевна Банникова
Статья понравилась: 1617

Участие детей в различных конкурсах проектных работ и особенно в международных конкурсах позволяет формировать способность жить в многокультурном мире как одну из ключевых компетентностей. Общение на основе деятельности становится важнейшим фактором в формировании этой способности.

(4354 просмотров)
О роботах и о тех, кто их запускает
Автор: Сергей Владимирович Якушкин
Статья понравилась: 103

Дворец спорта НГТУ, 13 сентября, где-то около полудня.
Завтра здесь откроется одна из площадок Международного инновационного форума Интерра-2012. Еще идут последние приготовления. Огромное помещение делится на тематические зоны, одна из которых будет посвящена робототехнике, а если говорить точнее, то Всероссийскому конкурсу по робототехнике и интеллектуальным системам.

(883 просмотров)