Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация внеурочной деятельности школьников»
Выпуск №42 Октябрь 2012 | Статей в выпуске: 119


Все статьи автора(8) Мария Ивановна Мазур,

кандидат педагогических наук, учитель математики высшей
квалификационной категории МБОУ гимназии № 6 «Горностай»
Советского района г. Новосибирска,
методист Областного центра работы с одаренными детьми Новосибирской области,
победитель национального проекта
«Образование» в номинации «Лучший учитель России» (2006 и 2012 гг.)

Исследовательская деятельность школьников: миф или реальность?

(Из опыта работы)

 

Мощь человеческого разума сводится на нет, если сам человек

ставит какие-то жесткие границы своей пытливости.

Н. Винер 

 

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые:

иначе такое бросание будет пустою забавой.

Козьма Прутков 

 

В основе любой современной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося. Компетентностный поход в образовании связан с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. Эти положения должны, вне всякого сомнения, быть подтверждены определённой образовательной деятельностью, которую принято называть исследовательской.

По содержанию и по организации это трудозатратная работа. В современных реалиях она носит характер проектной. Разными способами ставится (или находится) проблема, которая соответствует возрастным возможностям школьника. За определённый временной промежуток проводится исследования в группе (ученик, ученики-исследователи, руководитель). Работа презентуется на конкурсе, в самом лучшем случае, продолжается дальше.

Практика наблюдения за школьными научно-практическими конференциями, в которых автор вместе со своими учениками принимает участие последние тринадцать лет, показывает, что многие работы являются откровенно реферативными, не носят исследовательского характера. Проблема состоит в том, что не так просто выстроить педагогическую систему, аналог лаборатории учёного-исследователя с разумным уровнем трудности проблемы для исследователя-учащегося. Большинство учителей не имеют такой возможности по разным причинам, а среди учёных мало кто хочет работать с детьми и столько же умеют это делать.

Дидактическое предназначение этой педагогической системы состоит в оптимальном сочетании участников такой лаборатории: учащийся (небольшая группа учащихся), научный руководитель (профессиональный учёный), учитель-дидакт.

Такое сочетание имеет массу преимуществ. Учащийся познаёт, исследует, строит систему мотивации в образовании, учится целеполаганию, наблюдает за совместной работой профессионалов, а, следовательно, учится деловой коммуникации. Учёный-руководитель выстраивает процесс исследования, работает над постановкой мини-задач, готовит себе сотрудника, возможно, в будущем единомышленника. Учитель организует эти творческие коллективы, корректирует процессы взаимопонимания между первым и вторым на основе знаний возрастной психологии и педагогики, готовит учащегося к выступлениям.

Сама научно-практическая конференция может охватить месяц-два и осуществляться на разных уровнях: школьном, городском, российском, международном. В то же время создание исследовательского коллектива, выбор темы и её разработка не прекращаются в течение года и более.

За многие годы работы автор статьи искал и людей и формы работы в этой непростой, но интересной и нужной области. За последние четыре года удалось запустить проект под условным названием «Связь поколений».

Цель проекта. Приобретение опыта по формированию образовательной среды, с постановкой задач, объединяющих участников образовательного процесса, различных по возрастным характеристикам, сформированности мотивационной сферы и целеполагания.

Программа совместной деятельности.

Изучение студентами основ социальной педагогики с опорой на практическую деятельность.

Проект «Диагностический центр»

Ученические научно-практические исследования под руководством студентов НГУ.

Участники проекта

НГУ, экономический факультет, группы социологов (бакалавриат, курс 3), учащиеся гимназии № 6, гимназии № 3, МОУСОШ № 162 и их родители, педагоги-психологи школ, заведующая кафедрой математики и информатики, к.п.н. Мазур М. И. гимназии № 6, преподаватель социальной педагогики НГУ.

Формы деятельности

Лекционно-семинарский курс и практические занятия на базе Гимназии.

Получение «технического» задания по диагностике и обработке готовых данных, презентация оконченной работы.

Выбор руководителей и темы исследования, процесс совместной деятельности ученик-студент-учитель, презентация на ученической НПК.

Суть проекта – это организация совместной исследовательской деятельности будущих учёных (студентов НГУ) и школьников на «живом» школьном материале под руководством профессиональных исследователей.

Студенты и школьники за четыре месяца проходят путь от выбора темы до презентации работы на конференции со всеми этапами: выбор темы, постановка проблемы, изучение литературы, выбор понятийного аппарата, составление анкет, пилотное исследование, корректировка, предзащита и т.д.

Становление универсальных компетенций проходит в искусственно организованной, но естественно работающей интеллектуальной среде.

Можно привести примеры работ, защищённых за это время:

«Особенности досуга подростков в современном обществе»;

«Доверие элементам образовательной системы»;

«Образ подростка сквозь призму субкультур»;

«Семья как фактор социализации человека на школьном этапе его жизни»;

«Представления об идеальном герое у современной российской молодежи»

«Отношение современной молодежи к ЕГЭ: особенности восприятия ЕГЭ будущими абитуриентами, нынешними студентами и преподавателями».

С 2000 года совместно со студентами ММФ НГУ, теперь уже аспирантами, кандидатами ф.-м. н., мы занимаемся исследованиями в области математики. Под руководством Глебова А.Н., старшего научного сотрудника ИМ СО РАН, мы с ребятами становились победителями городской и региональной НПК для школьников, получали дипломы призёров МНСК НГУ и конференции «Национальное достояние России» с тематикой: «Треугольник Паскаля», «Альтернативное сложение и умножение», «Сети и потоки в сетях», «Универсальные накрывающие треугольники минимального диаметра» и т.д.

Сейчас Вита Коваленко бакалавр-социолог НГУ, учится в СПбГУ в магистратуре, Клюжева Алина – в ГУ-ВШЭ, правовед, Кориков Кирилл – в МГУ ММ, Ануфриенко Володя и Минаков Фёдор – в ММ НГУ и т.д.

Время показало, что все юные исследователи на сегодняшний день продолжают образование в ВУЗах, которые позволяют им заниматься научной деятельностью.

 Сегодня команда математиков из ИМ СОРАН пробует вовлечь школьников от 8 до 11 класса к решению интересных, но сложных задач. Работа непростая, но, если принесёт плоды, то окупится. Главное, чтобы всем нам хватило терпения.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела