Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(10) Валентина Васильевна Занина,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 177
Дзержинского района г. Новосибирска

Библиотечный урок для учащихся начальных классов «Как нам научиться правильно общаться?»

Воспитание порядочного человека. Чтобы человеку было легко общаться с другими людьми, необходимо с детства воспитывать в себе порядочного человека. А что это значит – порядочный человек? Порядочный, воспитанный человек поступает по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы относились к нему. Ведь никто из нас не хочет, чтобы его обижали, обманывали, грубили. Поэтому необходимо постоянно работать над своим поведением, учиться быть добрым, терпеливым и вежливым.

Вежливость, правила поведения. Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, о вежливых людях, о правилах общения друг с другом. Слово «вежливый» – от древнерусского «вежа», то есть знающий, учтивый. «Невежа» имеет обратный смысл – то есть грубиян, не соблюдающий правил приличия.

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра,

Они живут века на свете,

Запомнить их давно пора.

Сейчас я раздам вам лучики, на которых вы напишите вежливое слово. (Раздаю бумажки в виде солнечных лучей. Дети пишут слова. Собираю лучики, зачитываю слово, прикалываю к солнышку).

Вот видите, какое у нас получилось солнышко, оно нас греет своими лучиками, и от этого нам становится теплее и веселее.

Солнышко проснулось и взошло,

Сразу всюду сделалось светло,

Заплясали, засверкали вдруг

Солнечные зайчики вокруг.

Это очень замечательно, что в нашем солнышке соединились добрые помыслы всех участников, кто делал надписи на лучиках. Так и в жизни, чем больше добрых поступков совершают люди, чем терпимее они относятся к негативным проявлениям других, тем легче им общаться друг с другом, и в коллективе складывается обстановка спокойствия, мира и тепла.

Сейчас, ребята, я предлагаю вам закончить фразу:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …(спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста).

Говорить друзьям не лень, улыбаясь,…(добрый день).

Друг другу на прощанье мы скажем … (до свидания).

Друга не стоит в обиде винить, лучше скорее его …(извинить).

До чего ж оно красиво, слово доброе …(спасибо).

Как похоже слово «царствуй» на приветливое …(здравствуй).

Когда виноваты, сказать спешите: «Прошу вас, пожалуйста, …(извините)».

В чужой разговор никогда не встревай и взрослых ты лучше не … (перебивай).

Непорядочный, невоспитанный человек сам себе создаёт трудности в общении. Наивно полагать, что к тебе будут хорошо относиться, после того, как ты нагрубил кому-то, унизил, выставил на посмешище. Каждый человек по-своему раним, и чтобы простить грубость обидчику нужно время. Непорядочный человек своим поведением сам себя изолирует от общества. С таким никто не хочет дружить. Такого человека можно только пожалеть: ведь злым и нехорошим он стал не потому, что таким родился, а потому, что в детстве его мало любили – мама, папа, окружающие, которым в свою очередь, тоже не хватало душевного тепла и доброты.

А сейчас я расскажу вам одну сказку, а вы подумайте, как можно охарактеризовать действующих персонажей этой сказки и оценить их поступки.

(Звучит музыка «Одну простую сказку…»)

(Повествование сказки «Слёзы Буая». Во время повествования демонстрируются крупные рисунки с изображениями действующих персонажей: крокодила, мальчика и цапли).

 

Сказка «Слёзы Буая» (малайская сказка)

Однажды крокодил Буая захотел переменить место жительства. Он покинул реку и пополз прямиком без дороги. А так как он не обдумал, куда пойти, то попал в безводную местность, где не росло ни дерева, ни кустика. Солнце так пекло, что раскалился даже песок! Крокодил изнемогал от жары, он лежал без движения и горевал, что пришли его последние минуты. Но тут он заметил, что по тропинке идёт подросток. Обрадованный Буая позвал его: «Эй, дружок, пойди-ка ко мне!» Юноша ничуть не испугался, он приблизился и спросил: «Чего тебе от меня надо?» С притворной кротостью Буая сказал: «Я вижу, что ты храбрец и герой! Ноги твои стройны, как стволы пальмы, а мускулы на твоих руках крепки, как корабельные канаты, наверное, и сила в тебе большая, и ты не сочтёшь за труд мне помочь! Я исходил много дорог, и так устал, что мне уже не добраться до воды! Для тебя это сущий пустяк, отнеси меня к воде, сделай это, и я буду благодарен тебе и щедро тебя вознагражу!» Юноша был беден, он подумал: «Если я заработаю хоть немного денег, то кроме риса смогу купить ещё какой-нибудь приварок. Почему бы мне не снести крокодила к реке?» И он сказал: «Хорошо, дедушка Буая, я тебя отнесу!» Он взвалил крокодила на спину и потащил его, напрягая все силы, к реке. Но только он положил крокодила на берегу, как тот взмолился: «Разве ты не можешь сделать ещё два-три шага и внести меня в самую воду, ведь мне так трудно ползать по земле!» Юноша пронёс крокодила ещё немного и опустил прямо в воду. Теперь он спросил: «Ну а как с обещанной платой, Буая?» Крокодил пролил слезу и сказал: «Ты видишь, как я растроган! Ты не можешь не признать, что я воздаю тебе добром за добро! Мне ничего не стоило, схватить тебя и съесть, но я этого не сделаю и ограничусь всего лишь тем, что откушу одну твою ногу». Юноша возмутился и воскликнул: «Как? Я спас тебя от смерти и с трудом дотащил сюда, а вместо обещанной награды ты ещё собираешься…» «О-О-О!» – перебил его крокодил, и из его глаза выкатилась ещё одна слеза! «Ты не ценишь благородства души моей! Я мог проглотить тебя целиком, с кожей и волосами, но не сделал этого. И если я довольствуюсь всего лишь одной ногой, разве это не великое благодеяние?» Только теперь бедный юноша понял, в какую он попался ловушку! Он стал ругать крокодила за коварство, крокодил ревел, кричал на юношу. Поднялся такой шум, что проснулась цапля Бонгау. Цапля как раз перед тем съела жирную рыбу, и, стоя на одной ноге, сладко дремала после обеда. Цапля поскорее опустила вторую ногу и воскликнула: «Эй, вы, что вам там надо? Что за крик?» Юноша рассказал цапле всё, что с ним случилось, и попросил рассудить их с крокодилом. Бонгау задумалась, потом сказала: «Откровенно говоря, я не уверена, вправду ли всё это было? Неужели ты смог нести на себе такого тяжёлого крокодила? Докажи мне сначала, что ты на самом деле можешь это совершить и отнеси крокодила туда, откуда ты его принёс!» Буая смекнул: «Ну, у мальчишки, пожалуй, не хватит сил, цапля его посчитает лгуном, а меня оправдает». И он сказал: «Я покоряюсь твоему мудрому решению! О, Бонгау». Юноше пришлось снова взвалить крокодила на спину и тащить его, а Бонгау, полная достоинства, важно шагала позади. Наконец, добрались они до места, и юноша сбросил крокодила на песок. «Это ли самое место, Буая?» – спрашивает цапля. Крокодил подтвердил. Цапля продолжает задавать вопросы: «А смог ли бы ты спастись сам, без его помощи? Скажи правду, Буая». «Нет, госпожа цапля, один я бы пропал здесь!» Цапля, подумав, решила: «Тогда пусть юноша скажет, хочет ли он тебя теперь выручать?» Но юноша только засмеялся в ответ: «Лицемера, обманщика, который не только не держит своё слово, но и хотел меня сделать безногим калекой! Нет! Такому я во второй раз помогать не стану!» И юноша с цаплей удалились, оставив крокодила лежать на горячем песке. Вот с тех самых пор, стали называть слёзы притворщика «крокодиловыми слезами», а малайцы просто кличут лицемеров и негодяев именем Буая.

Теперь, ребята, давайте обсудим поведение и поступки героев сказки. Как себя проявил мальчик? Как можно оценить его поведение?

(Дать возможность высказаться всем желающим)

Можно отметить такие качества мальчика, как добродушие, смелость, честность, правдивость, рассудительность, хозяйственность, чувство взаимопомощи.

А как можно охарактеризовать поведение крокодила? (Хитрость, подлость, неблагодарность, жестокость, притворство, обман, коварство, паразитизм).

И, как мы увидели, в финале крокодил всё же получил наказание за свои неблагодарность и коварство. Таким образом, мы делаем для себя вывод: для того, чтобы воспитать в себе порядочного человека, необходимо воспитывать в себе доброжелательность, вежливость, терпение, тактичность, но и потворствовать жестокости, хамству, подлости и паразитизму тоже нельзя.

Великий мудрец Конфуций говорил: «Если естество затмит воспитанность, получится дикарь. Если воспитанность затмит естество, получится мученик. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, здоров и приятен для окружающих». Человек – существо общественное. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, то есть уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя всё богатство родного языка.

Загадки

А теперь под конец нашего библиотечного урока, я предлагаю вам поотгадывать загадки. (В детском возрасте очень важно в воспитательном плане заставить работать интеллект, тогда на всякие шалости останется меньше времени. К тому же коллективное мышление сближает школьников, создаёт дух здорового соперничества. Лучше это делать весело и непринуждённо). Загадки представлены в компьютерной программе «Power Point».

Приложение. Электронная презентация «Загадок». 

На этом наш библиотечный урок закончен. Спасибо за внимание!

Литература:

1. 1000 загадок. Сост. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина; Ярославль: Академия развития, 2008 – 224 с.

2. Волкова Е.В. Классный час «Умеем ли мы общаться друг с другом». – Классный руководитель, № 2, 2012.

3. Лукина Н.П., Пенькова Г.В. Учимся думать о себе и о других. – СПб.: «Специальная литература», 1997. – 320 с.

4. Охапкина М.В. Этические студии в работе классных руководителей. – Классный руководитель, № 1, 2000.

5. Панченко И.П. Что значит быть учеником? – Практика административной работы в школе, №6. – 2011.

6. Сказка «Слёзы Буая» воссоздана автором методической разработки по памяти с винилового диска.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела