Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(8) Евгения Юрьевна Кривченко,

учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ «Информационно-экономический лицей»
г. Новосибирска

Классный час «Трудовой подвиг детей и подростков Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны»

Большое значение в воспитательной работе уделяю гражданско-патриотическому направлению. В этом году мы отметили 75-летие образования Новосибирской области, в будущем – 120 лет отмечает наш родной Новосибирск. Этот классный час подготовлен на основе архивных материалов ГАНО.

Цель классного часа:

1. Познакомить учащихся с работой их сверстников в тылу в годы Великой Отечественной войны.

2. Способствовать формированию региональной идентичности, через использование материалов Государственного архива Новосибирской области.

3. Вызвать у школьников уважительное отношение к подвигу тружеников тыла.

Аудитория проведения: 8 класс МАОУ ИЭЛ, кабинет истории.

Источник: Мультимедиа хрестоматия «Военное детство 1941-1945», из фондов Государственного архива Новосибирской области, 2010 год.

Предполагаемые результаты:

1. Ребята узнают, какое значение придавали власти организации труда детей и подростков в тылу?

2. Какой вклад внесли в обеспечение фронта дети и подростки Новосибирской области. 

Классный руководитель: В чрезвычайных условиях войны руководство Новосибирской области было вынуждено согласиться на применение детского труда. Осенью 1941 года в ходе подготовки к праздновании годовщины Октября, родились первые комсомольско-молодёжные фронтовые бригады. Тогда же началась мобилизация старшеклассников на оборонные заводы. Система ФЗУ (фабрично-заводских училищ) позволяла в краткий срок обучить подростков для работы на производстве.

Девочка: Мы с вами перенесемся в суровые военные годы, ребята, представьте, героям труда тыла, было, как и нам с вами, по 13-14 лет!

Многим рабочим тогда было по 13-15 лет, и чтобы они могли работать, у станков понадобились подставки под ноги. Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и в детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские, где школьники выполняли особые заказы для фронта. Так, в Колыванском районе было сшито 15 тысяч пар рукавиц, Черепановский детдом изготовил 5 тысяч колец для лыж.

Мальчик: Это был вклад детей войны в Победу. Также учащиеся работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов, радиоаппаратуры и т. п. Тяжёлая ноша легла на плечи тех, кто остался в деревне. А это были в основном женщины и дети. По областным отчётам только в 1942 году 150 тысяч учащихся и учителей помогали в уборке урожая. Из числа школьников было подготовлено 7 тысяч трактористов. В годы войны сеяли рожь, пшеницу, овёс, лён. Из овощей сажали картофель и капусту. И делали почти всё вручную. Дети работали наравне со взрослыми, а приходилось работать очень много, и по-ударному. С 4 часов утра до 10 часов вечера продолжался рабочий день на севе, а во время уборки урожая не редкость была ночная молотьба. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки: тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи пудов намолоченного зерна.

Девочка: Самые младшие школьники выходили на поля собирать колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. В школьную программу сельских ребят было включено изучение сельскохозяйственной техники. По окончании курсов они могли работать не только на простейших сельхозмашинах, но и прицепщиками и трактористами. Не только в поле работали ребята, но и на ферме, помогая выращивать телят, поросят, птицу. Одной из главных задач мальчишек 12-13 лет было научить ходить в упряжке в качестве тягловой силы низкоудойных коров или бычков, взамен забранных на фронт лошадей. Девочки же вязали из шерсти носки, варежки, шарфы. Приходилось также работать и на торфяных разработках, и на лесоповале.

Мальчик: За работу школьникам начисляли трудодни, часть из которых поступила в общую копилку средств на танки и самолёты. Кроме того, у колхозов и совхозов были подшефные госпитали, для которых, как и в фонд обороны, сажали картофель, сеяли овёс. Сельские ребята устраивали для раненых по праздникам концерты, а также приносили им свежую выпечку, собранную по домам.

Из воспоминаний Г. Н. Осиповой, 1931 года рождения: «Мы не воевали, а просто работали, учились, писали письма. Было голодно, мучила тревога за жизнь отцов и братьев, ушедших на войну, но мы выдержали, выстояли и не сдались». Дети верили, что их страна, их народ победит. И это произошло. И в этой победе была частица их недетского по масштабам и сложности труда ( из архива ГАНО).

Классный руководитель: На плакатах военного времени очень хорошо видно – какое значение придавало государство детскому труду (Приложение №1 и 2). Поколение детей военного времени рано повзрослело.

Далее идет обсуждение документов, которые подготовил учитель.

 

Приложение №1

Приложение №2

Фотографии юных героев труда, хранящихся в архиве.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 391)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела