Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Галина Александровна Данильченко,
заведующая школьной библиотекой, МБВ(С)ОУ города Новосибирска «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №15»

Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»

Цель: поддержать интерес учащихся к российской истории, ознакомить более подробно с элитным учебным заведением ХIХ века, выпустившим плеяду умнейших, образованнейших и талантливейших людей своей эпохи, впоследствии составившей настоящий цвет нации.

Действующие лица: библиотекарь, учитель, чтецы.

Библиотекарь. В 1811 году 19 октября открылся Царскосельский Лицей. Император Александр I в саду своей летней резиденции – Царском Селе задумал открыть привилегированное учебное заведение особого рода по примеру античного лицея, где гражданственность, нравственность, служение Отечеству составляли духовную  сущность воспитанников. «Учреждение имело целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной» – говорилось в Указе царя. Особо возвещалось, что телесные наказания в лицее запрещаются. Всё это впоследствии породило благодатную атмосферу свободного, равного, доверительного общения, особой душевной открытости имевшей место между воспитанниками и преподавателями. В течение шести лет учёбы лицеистам запрещались даже отпуска на каникулы, родным же дозволялись посещения только по праздникам. Этот замкнутый, своеобразный мирок образовал скоро «лицейскую республику» под боком у монарха. Поэтому первый выпуск Лицея дал результаты, на которые учредители при своем либерализме и не рассчитывали. Не случайно пушкинский выпуск считался впоследствии «рассадником свободомыслия». Слава Лицея, как питомника декабристов, вышла даже за пределы России. Но это впереди, а пока  знатные старинные фамилии всеми правдами и неправдами старались устроить сыновей в невиданное заведение, поэтому летом 1811 года образовался даже конкурс, т.к. на тридцать мест было куда больше желающих. В то же время  аристократы своих детей в какой-то там лицей не собирались отдавать, а то ведь в одном классе их    отпрыски (страшно подумать!) могли оказаться с детьми мелкопоместных, малочиновних   сословий. Им  бы пришлось водиться с Пушкиным, фамилия древняя, но столь захиревшая! И действительно, мальчиков принимали на конкурсной основе, после сдачи экзаменов.

Пушкин и Дельвиг ранее получили домашнее образование у гувернёров, другие получили знания в очень известном учебном заведении – школе-интернате при Московском университете. Так или иначе, в Лицей поступает Иван Пущин, мальчик из многочисленной семьи петербургского чиновника, Тырков Александр – из новгородской глуши. И сегодня на лицейских дверях  сохранились таблички:  «№13 Иван Пущин», «№14 Александр Пушкин». В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол.

Лицей – маленький 4-х этажный городок. На 1-ом этаже были квартиры гувернёров, педагогов и служащих, на 2-м – столовая, больница с аптекой, актовый зал, на 3-ем лицеисты учились и отдыхали: здесь были три класса, два – для дневных занятий и один для самостоятельных – вечером. Кроме того, здесь же были физический кабинет, комната для газет и журналов, библиотека; на 4-ом этаже располагались дортуары – 50 спальных комнат для лицеистов. Комнаты отделялись перегородками, не доходившими до потолка, поэтому, укладываясь спать, мальчики могли часами разговаривать друг с другом. Однако, они быстро засыпали, потому что уже в 6-ть утра их будили. Все одевались и собирались в зал на молитву. С 7-ми утра до 9-ти шли занятия в классе. В 9 утра лицеистов ждал чай с булочками. Потом они прогуливались  до10-ти, а с 10 до 12-ти ч. продолжались занятия. С 12ч. до 1ч. дня была вторая прогулка. В 1ч. подавали обед, с 2-х до 3-х занимались чистописанием и рисованием. От 3-х до 5-ти ч. лицеисты снова занимались в классе. В 5-ть пили чай с чем-нибудь вкусным. До 6-ти они в третий раз прогуливались в парке, а потом собирались в классе, чтобы повторить уроки. По средам и субботам их учили танцам и фехтованию. Каждую субботу устраивали баню. В половине 9-го был ужин. А после ужина до 10-ти вечера отдыхали. Наконец, в 10ч. вечера снова шли на молитву, а потом расходились по комнатам и засыпали.

Очень скоро в каждом из лицеистов проявились разные таланты. Один мгновенно решал на доске сложные примеры, другой мог отлично фехтовать, третий свободно разговаривал на европейских языках, четвёртый лучше всех играл в мяч. Пушкин знал произведения  многих французских писателей и сочинял стихи, за что получил прозвище «француз». Иногда он сам  подписывался под своими стихами: «Егоза Пушкин». Без прозвища не остался почти никто. Иван Малиновский, сын директора лицея Василия Фёдоровича Малиновского, за доблесть и драчливость стал Казаком. Миша Яковлев, с первых дней строящий рожи и уморительно подражающий – Паяс, хитрющий и пронырливый Сергей Ломоносов – Крот. Новгородец Тырков, за цвет лица назывался Кирпичный брус. Другие прозвища были более понятны. Пущин Иван имел имя Жан Жанно, а за длинный рост – Иван Великий или Большой Жанно. Антоша Дельвиг – Тося, Кюхельбекер – Кюхля, туповатый и упрямый Мясоедов – Мясожоров. А к Феде Матюшкину, с детства мечтающему о море, прилипла кличка «Плыть хочется».

Наставники – особая категория людей в лицее.

Наставникам, хранившим юность нашу, 

Всем честию и мёртвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Василий Фёдорович Малиновский – первый директор лицея был прогрессивно мыслящий человек, поощрял педагогов углублённо заниматься наукой, воспитывая в лицеистах «либеральный, свободолюбивый дух». Александру Петровичу Куницыну ко времени ко времени открытия Лицея было всего 28 лет, он оставил глубокий, яркий след в умах и душах своих воспитанников. Профессор политических, при открытии лицея, он говорил об обязанностях гражданина и воина так, что все слушатели находились в наклонённом положении к говорившему в знак внимания, одобрения и сосредоточенности. Он нёс идеи свободолюбия и равенства, изданные отдельной книгой его лекции впоследствии были запрещены царской цензурой. Свою «Историю пугачёвского бунта» Пушкин послал Куницыну с благодарственным посвящением, о нём писал он в 1825 году:

«Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжжена…»

Давид Иванович де Будри, профессор французской словесности, не  только дал лицеистам прекрасные познания во французском языке и литературе, но и способствовал их умственному развитию, переводил с ними стихи, рассказывал о великих деятелях французского Просвещения и Французской революции – Руссо, Вольтере, Робеспьере, Марате.

Николай Фёдорович Кошанский, доктор философии, преподаватель русской и латинской словесности, несколько чопорный, франтоватый, педантичный человек, большой ценитель античной поэзии и искусства. Лекции его можно было назвать эстетическими, исполненными занимательности и вкуса. Он побуждал лицеистов к самостоятельному поэтическому творчеству, задавая темы для стихов и требуя «изобретательности в сюжете и изящности в изложении». Однажды на лекции Кошанский сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Перья заскрипели, но стихи ни у кого не клеились, а Пушкин мигом прочёл два четверостишья:

«Где наша роза, друзья мои?

Увяла роза, дитя зари.

Не говори: так вянет младость!

Не говори: вот жизни радость!

Цветку скажи: прости, жалею!

И на лилею нам укажи».

Позже Кошанского заменил Галич. Этот добрейший и умнейший человек вёл себя с воспитанниками, как равный, и скоро сделался всеобщим любимцем. Вечером лицеисты запросто приходили к Галичу домой, где за весёлым застольем соревновался с лицеистами в остротах, эпиграммах, розыгрышах.

«Нет, добрый Галич мой!

Поклону ты не сроден.

Друг мудрости прямой

Правдив и благороден…»

Галич один из первых оценил талант юного Пушкина и по собственным словам поэта, одобрял его на поэтическом поприще. Именно Галич заставил Пушкина написать для экзамена в 1815 году «Воспоминания в Царском Селе». Насмешливый, острый, язвительный преподаватель Иван Кузьмич Карцев мало интересовал лицеистов и это его поначалу бесило. Но вскоре он смирился с этим и развлекал лицеистов злыми анекдотами про обитателей Царского Села.

Были в лицее и другие фигуры: шпионы, наушники, агенты тайной полиции, ханжи и изуверы. Таким был Мартын Пилецкий – надзиратель по учебной и нравственной части. Он неожиданно появлялся за спиной воспитанников, как только разговор принимал нежелательное направление и записывал всё слышанное в книжицу, с которой не расставался. Благодаря этим записным книжкам потомки могли узнать кое-что дополнительно о Пушкине и его товарищах. Мартын Пилецкий настолько восстановил всех воспитанников против себя, что они коллективно потребовали его увольнения. Пилецкого убирают в Петербург, где он открыто служит в полиции.

Но как бы хороши не были одни преподаватели и гувернёры и как бы не были дурны другие, всё это ещё мало объясняет, почему Лицей стал купелью гения Пушкина, почему из стен его вместе с поэтом вышло столько людей незаурядных, характеров сильных, умов блистательных. Состав преподавателей мало изменился и в последующие годы, однако, ни один последующий выпуск не сравним с пушкинским. Ответ на этот вопрос следует искать в особенностях политической и духовной жизни России в тот период, когда расцветала муза пушкинской поэзии. Период с 1811 по 1817 годы – совершенно исключительный для России по событиям, неожиданным поворотам. «Приготовлялась гроза 1812 года» по выражению Пущина. По утрам, после завтрака лицеисты спешили в газетный закуток, где из русских и иностранных газет и журналов узнавали о ходе военных действий. Из Европы повеяло новыми свободолюбивыми идеями, в дворянских особняках вели жаркие споры будущие декабристы.  

В это время лицеисты, считая дни, оставшиеся до выпуска, размышляют о своём жизненном призвании, выбирают себе профессии. Давая характеристику каждому из своих воспитанников, нынешний директор Егор Антонович Энгельгард записывает: «Высшая и конечная цель Пушкина – блистать и именно поэзией…» Он предвидит, что Пушкин не сделает хорошей карьеры ни по службе государственной, ни по военной. А рифмоплётство – это не профессия. Пушкин же задумывается о своей будущности, прислушивается к себе и хочет верить, что его призвание – поэзия.

Учитель. А теперь мы вспомним, кто был Пушкин на пороге своего 12-ти летия, каким жизненным опытом обогатился к этому времени. Вспомним его раннее детство. Знаем, что «покинул отеческий кров без сожаления». Отец его Сергей Львович был нрава пылкого и до крайности раздражительного, при малейшем неудовольствии он выходил из себя, отчего дети больше боялись его, чем любили. Мать Надежда Осиповна, весёлая и беззаботная, любила свет, обладала вспыльчивым, упрямым, капризным и властолюбивым характером. Никогда не выходя из себя, умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Александру Сергеевичу  в детстве доставалось от неё гораздо больше, чем другим детям, она играла с ним в молчанку круглый год. Чтобы отучить его от привычки тереть свои ладони одну о другую, завязывала ему руки назад на целый день. Или пришивала носовые платки, которые часто терял Александр, наподобие аксельбанта к курточке. И так он выходил к гостям.

Пушкин был родовой москвич. И своим первым зародышем дарования обязан был окружающей атмосфере. Отец его был в приятельских отношениях с Карамзиным, получил литературное образование. Дядя Василий Львович был поэт и стихотворец. Вся обстановка в доме благотворно действовала на отрока. Немудрено, что девятилетнему мальчику захотелось себя попробовать в искусстве подражания. В семействе пребывал легион иностранных гувернёров и гувернанток. Капризный самодур Русло нанёс оскорбление своему питомцу Александру Сергеевичу, осмеяв безжалостно четверостишье Пушкина и пожаловался неумолимой Надежде Осиповне, обвиняя ребёнка в праздности и лености. Оскорблённый подопечный разорвал и бросил в печь свои стихи, а Русло возненавидел со всем пылом своей африканской крови. Так прошло его детство и когда пришло время продолжить учёбу, как раз открылся Царскосельский Лицей и дядя Василий Львович вызвался отвезти его в Петербург для учёбы в новом учебном заведении. Здесь-то и развился его характер: любящий, пылкий и независимый.

Ученик.

Взглянув «когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья.

(А.С. Пушкин. В альбом Пущину)

Библиотекарь.

Вот как описывает Пущин в своей книге «Записки о Пушкине» день открытия Лицея: «Все тридцать воспитанников собрались…. до слов: Этот день, памятный нам, первокурсным, не раз был воспет Пушкиным в незабвенных его для нас стихах, знакомых больше или меньше и всей читающей публике».

Ученик.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он  под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам  Царское Село.

А.С. Пушкин .  19 октября 1825 года.

Далее Пущин, раскрывая характер друга, подмечает в нём: «Главное, ему не доставало того, что называется тактом,  это – капитал, необходимый в товарищеском быту, где мудрено, почти невозможно, при совершенно бесцеремонном обращении, уберечься от некоторых неприятных столкновений вседневной жизни». И заключает, что Пушкина нужно принять таким, каков он есть на самом деле: с неровным характером, другими недостатками, и полюбить его. Пушкин оценил расположение своего друга к нему.

Ученик.

Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнём рукою руку,

Оставим в чаше круговой

Педантам сродну скуку… 

А.С. Пушкин. «Пирующие студенты»

Библиотекарь. Зачитывает отрывок: «…надо сказать: все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. … до слов: Садитесь на свое место и пишите стихи».

(Из книги: Пущин И. Записки о Пушкине  - СПб.:  Азбука-Аттикус,2010.- С. 49.)

А ещё в летописях Лицея сохранилась история «гогель-могеля». Она могла бы иметь пагубное влияние на дальнейшее пребывание в Лицее, как Пущина, так и Пушкина, и Ивана Малиновского.

(Пересказ отрывка из книги: Пущин И. Записки о Пушкине.  С. 44-45. До абзаца: «Первый пункт приговора был выполнен буквально. Второй смягчался по усмотрению начальства: нас, по истечении некоторого времени, постепенно подвигали опять вверх.»)

Учитель. На выпускные экзамены лицеистов, которые состоялись в январе 1815 года, прибыл сам мэтр русской словесности, поэт Гаврил Романович Державин. Державин был очень стар. Экзамен его очень утомил. Он сидел, подперев голову рукою, лицо его было бессмысленно, глаза мутны. Сам Пушкин вспоминает: «Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском  Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять … Меня искали, но не нашли …»

Ученик.

Пою мои мечты, природу и любовь,

И дружбу верную,  и милые приметы,

Пленявшие меня в младенческие леты,

В те дни, когда, ещё не знаемый никем,

Не зная ни забот, ни цели, ни систем,

Я пеньем оглашал приют забав и лени

И царскосельские хранительные сени.

Библиотекарь. Лицей в своих стенах видел не только Державина, но и Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Ведь именно Жуковский впоследствии, оценив талант Пушкина, подарит ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя». Несмотря на то, что в Лицее у Пушкина было много друзей, но были те, кто недолюбливал его за остроту ума, эксцентричность характера, болезненное самомнение. Многих это раздражало в нём.

Однажды, у Пушкина с Кюхельбекером дело чуть не дошло до дуэли, хотя повод был незначительный. Оберегая Жуковского от настойчивых свиданий с Кюхельбекером, который добивался оценки своего слабоватого творчества у мэтра, написал следующие строчки:

За ужином объелся я,

Да Яков запер дверь оплошно –

И было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

Но друзья и здесь оказались выше мелочных обид. Дуэль расстроилась. Большой Жанно-Пущин всегда старался понять своего друга и как тонкий психолог вёл с ним задушевные беседы через лёгкую перегородку, отделяющую их комнаты, спокойно увещевая друга, указывая на его недостатки и сглаживая разногласия, кои случались у него с товарищами. Ещё в лицее организовался кружок, куда вошли Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин. Позднее из этого кружка родился тайный союз, посвятивший себя борьбе с царским деспотизмом и крепостным рабством. Об этом союзе долго не знал Александр Пушкин, друзья не посвятили его в дела тайного общества, оберегая поэта, видя его высокое предназначение, национальное достояние и спасая от возможной каторги или даже виселицы.

В последний лицейский день 9 июня 1817 года на торжественном акте выпуска, директор лицея Энгельгардт и профессор права Куницын подвели итоги лицейского шестилетия, вызывая каждого по-старшенству выпуска, т.е. по порядку успехов, объявляя чин и награду. В этом перечне имя Пушкина будет лишь на 26-ом месте. Лицейский хор пропоёт прощальную песнь «Шесть лет промчались, как мечтанье …» Потом директор оденет восемнадцатилетним лицеистам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы – и они станут «чугунники». А Пушкин напишет, как всегда прощальное стихотворение.

Ученик.

Разлука

Лицейской жизни милый брат

Делю с тобой последние мгновенья

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

 

Прости! Где б ни был я: в огне смертельной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть  (услышит ли судьба мои молитвы?)

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

По разному сложились судьбы лицеистов. Кто-то добился высоких чинов, кто-то прославился на научном поприще, в военных действиях. Князь Горчаков, благодаря своему чрезвычайному честолюбию, будет министром иностранных дел, Матюшкин – офицером флота, весёлый милый Корсаков,   находящийся на  дипломатической службе в Италии, уже никогда не вернётся в Россию. Спустя полтора века советский журналист Николай  Прожогин после длительных поисков обнаружит на старом итальянском кладбище памятник с эпитафией , сочинённой самим Корсаковым:

Прохожий, поспеши к стране родной своей!

Ах! грустно умереть далёко от друзей.

Первая смерть, оплаканная Пушкиным, связана с прекрасной поэтической душой его друга – Дельвига.

И мнится, очередь за мной,

Зовёт меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой …

В знаменательный год 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, в строю восставших будут находиться два лицеиста – Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, которые позже будут приговорены к каторге. Первого попытается спасти Горчаков, рискуя своей карьерой и высоким общественным положением, ради чести и святой лицейской дружбы, но именно ради этого Пущин не согласится воспользоваться его предложением. Поэтому в 1831 году Пушкин пишет одно из самых мрачных своих стихотворений.

Ученик.

Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он ; тем праздник наш

В своём весели мрачнее;  

Тем глуше звон заздравных чаш

И наши песни тем грустнее.

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

И мнится очередь за мной …

Библиотекарь. После настоящих лицейских друзей, с которыми позже развела разлука. О чём очень трогательно вспоминает Пущин в своих  « Записках … (можно зачитать отрывок до слов: «…чувствовалось, что последний раз пьём, и пьём на вечную разлуку! Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин ещё что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечёй в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!» С.85).У Пушкина появилось много врагов и злопыхателей, ложных приятелей. Не из-за таких ли «друзей» Пушкин, чьё сердце было создано для дружбы и любви, у него появились горькие, выстраданные строки:

Что дружба? Лёгкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья

Иль покровительства позор.

А в последнем незаконченном стихотворении от 19 октября 1836 года – у Пушкина грусть.

Ученик.

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой  беспечные невежды,  

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех её затей.

 

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льётся,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздаётся,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

 

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем лицея день заветный.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром – нет! – промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, -

Ужель один недвижим будет он?

Библиотекарь. Душу излить поэту было некому. И только Вяземский, который был значительно старше поэта, нашёл в себе мужество написать следующие строки: «Пушкин не был понят при жизни не только равнодушными к нему людьми, но и его друзьями. Признаюсь и прошу в том прощения у его памяти». Мы, его современники, ещё и ещё раз будем вчитываться в гениальные строчки поэта, находя в них созвучия своих мыслей, чувств, переживаний, исследователи его творчества открывать новые  факты из его жизни, поэты слагать о нём стихи, художники оставлять свои  наброски-фантазии. Одна из замечательных  юных художниц трагической судьбы оставила нам массу талантливых изображений Пушкина-лицеиста. Это Надя Рушева. А наш современный блоггер провозгласил совсем афористическое: «Пушкин – это наше всё».

Ещё раз вспомнить знаменитый Лицей и его друзей поможет викторина «Лицея лик священный».

 

Викторина «Лицея лик священный».

1. О ком эти строки:

«Ура, наш царь! Так! Выпьем за царя.

Он человек!  Им властвует мгновенье. 

Он – раб молвы, сомнений и страстей

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

(О царе Александре 1)

2. Прозвища лицеистов Пушкина, Кюхельбекера, Матюшкина, Пущина. Почему их так называли?

(Француз, Егоза – Александра Сергеевича – за прекрасное знание французского языка и непоседливость, Кюхля – сокращ. от Кюхельбекер, Плыть хочется – Матюшкина, за его мечту о море. Жанно, Большой Жанно – за его русское имя Иван и высокий рост).

3. Какие названия имели стихотворения А. Пушкина, посвящённые Лицею?

(1817 г. 19 октября. Без названий: 1825 г., 1831 г., 1836., стих. «Разлука», отрывок из романа «Евгений Онегин» со слов: « В те дни, когда в садах Лицея …»

4. Лицеистов называли ещё «чугунниками ». Почему?

(Им в день окончания Лицея 9 июля 1817 года были одеты чугунные кольца в знак верной дружбы)

5. Почему Пушкин подписывался под названием «№ 14»?

(Потому что жил в комнате под этим номером.)

6. Некоторые из лицеистов были членами Петербургского тайного общества. Кто это?

(Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Вольховский Владимир.)

7. Сколько воспитанников были приняты в Лицей?

(30-ть. Затем осталось 29-ть, одного Гурьева вскоре забрала мать.)

8. Во время шестилетнего обучения сменилось два директора Лицея. Назовите их, каких политических взглядов они придерживались?

(Василий Фёдорович Малиновский имел генеральский чин, Егор Антонович Энгельгардт, пофессор. Оба были прогрессивными людьми своего времени, обладали либеральными взглядами.)

9. Как оценили творчество Пушкина известные поэты России -  Державин и Жуковский?

(Державин в порыве восхищения на выпускном экзамене захотел обнять поэта. Жуковский оставил историческое посвящение: «Победителю ученику от побеждённого учителя».)

10. Способности лицеистов-выпускников измеряли по номерам. На каком месте оказался Пушкин?

(26-е место по успехам в науках (из 29-ти) и 10 класс – низший офицерский чин).

11. Какое задание по стихосложению задал лицеистам профессор Кашанский? Как справились ученики с заданием?

(Описать розу в стихах. У Пушкина это получилось лучше всех).

12. Имя юной поэтессы изобразившей Пушкина-лицеиста в графике?

(Надя Рушева).

 

Список использованных и рекомендованных книг

1. Бражнин И.Я. Ликующая муза. – Западно-сибирское кн. изд – во, 1974.

2. Волков Г.Н. Тебя, как первую любовь… / книга о Пушкине: личность, мировоззрение, окружение./ М: Дет. лит. 1990.

3. Воскобойников В. Когда Пушкин был маленьким. / Из книги: «Жизнь замечательных детей. // Детская роман-газета. – 2006. – №6. – С 3-10.

4. Вся жизнь – один чудесный миг. / Пушкин, композиция. – М: Мол. гвардия, 1969.

5. Пущин  И.И.  Записки о Пушкине. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2010.

6. Пушкин А.С.  Избранное. – М: Просвещение. Т.1, 1983.

7. Тырков-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: в 2т. Т.1: 1799-1824.  Т.2: 1824-1837. – М.: Молодая гвардия, 2010. (ЖЗЛ).

8. Эйдельман Н. Я. «Прекрасен наш союз…» – М.: Вагриус, 2006.

9. Скрицкий Н.В. Друг Пушкина Ф.Ф. Матюшкин. // Преподавание истории в школе. – 2000. – №5. – С 29-30.

10. Шеверов Д. «Наш круг час от часу редеет …» – //» Р.Г».  – 2011. – 7 октября.

11. Шеверов Д. Случай на станции Залаза. // «Р.Г.» - 2011. – 13 октября.

12. Шеверов Д. Три поэта и треу голка. // «Р.Г.» - 2011. – 22 сентября.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка
2. «Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории
3. Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»
4. Диагностика личности подростка и её социальных связей
5. Внедрение экологического компонента на уроках биологии
6. Интерактивная литературная гостиная «Незамеченное поколение»
7. Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»
8. Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы
9. Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации
10. Урок-путешествие в 1 классе «Закрепление вычислительных навыков +, – 1,2,3,4. Решение задач»
11. Интеллектуальная игра для 9 классов «Недаром помнит вся Россия»
12. Устный журнал «Родное слово»
13. Проект «Почему термос некоторое время сохраняет температуру продукта, помещенного в него?»