Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(2) Тамара Владимировна Исаева,
библиотекарь МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 53 VIII вида
Дзержинского района г. Новосибирска

Устный журнал «Родное слово»

Ребята, приходя в библиотеку, вы просматриваете и читаете книги и журналы. И, наверное, заметили, что в журналах много страниц и на них что-то интересное написано или нарисовано. Вот сегодня мы с вами и попытаемся создать свой журнал, только он будет устным. Но в нём будет несколько страниц, как в настоящем журнале.

Этот устный журнал называется «РОДНОЕ СЛОВО» – вот его обложка (1 слайд презентации). Он посвящен нашему родному русскому языку. И мы все вместе, как бы, будем «читать» страницы этого журнала – наговаривать ответы на тему каждой страницы.

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА устного журнала называется «Наш язык» (3 слайд). Наш родной русский язык красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские творческие деятели. А они все были людьми высокообразованными и знали по нескольку иностранных языков.

Очень верную, яркую характеристику родному языку дал замечательный русский учёный и талантливый поэт Михаил Васильевич Ломоносов. Он находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» языков (4 слайд).

О необыкновенном богатстве русского языка отзывался самобытный наш писатель Лев Николаевич Толстой: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой» (5 слайд).

Любимый нами Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал его любить и изучать. По его мнению это – «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», ему свойственны «величавость, плавность, яркость, простата и гармония» (6 слайд).

Вот эту красоту, мощь и богатство родного языка мы ощущаем в произведениях русских писателей и поэтов. Давайте же насладимся звуками родного языка в стихотворениях наших любимых поэтов, которые вы сейчас прочитаете (7 слайд).

– М.Ю.Лермонтов. «Родина». 

– А.С.Пушкин. «Зимнее утро».

– Ф.И.Тютчев. «Чародейкою зимой», «Осень».

– С.А.Есенин. «Пороша».

В этих стихотворениях самые сложные, самые разнообразные чувства и мысли выражены посредством нашего родного русского языка. А сейчас прослушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» (слайд 8).

ВТОРАЯ СТРАНИЦА нашего устного журнала – «Пословицы» (9 слайд). Они имеют тесную связь с русским языком. Пословицы являются своеобразными выражениями, которые употребляются в живой разговорной речи. Они возникли очень давно. В пословицах отражены мудрость народа, трудолюбие, лукавство, патриотизм и т.д. В них говорится о добре и зле, о правде и лжи, об уме и глупости, о дружбе, о жизни человека и т.д. Они умные и складные.

Готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы брали в библиотеке книги и выписывали различные пословицы. Давайте их почитаем – ученики по очереди читают выписанные пословицы:

- Одна у человека мать, одна у него и Родина.

- Где смелость, там и победа.

- Сам погибай, а товарища выручай.

- Лето – припасиха, зима – подбериха.

- Семь раз примерь, а один раз – отрежь.

- Делаешь наспех, сделаешь на смех..

- Делу – время, а потехе – час.

Разбор предлагаемой иллюстрации (слайд 10). Предложить ребятам вспомнить к ним ещё какие-нибудь подходящие по смыслу пословицы.

- Лентяю что ни день, то праздник.

- Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

- Не спеши языком, торопись делом.

Соотнести пословицы (чтение пословиц) с предложенными иллюстрациями (слайд 11)

- Под лежачий камень и вода не течёт.

- Мороз невелик, да стоять не велит.

- Не убив медведя, шкуры не продают.

ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА устного журнала называется «Антонимы» (слайд 12). Это слова противоположные по значению. Они обогащают нашу речь выразительными средствами, делают более образной. Антонимы помогают вам в работе над сочинениями, изложениями и в анализе художественных произведений.

Подбери антонимы (слайды 13,14,15).

 

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Чёрный – белый,

Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа,

Чистить – пачкать,

День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья

Угадай антонимы в загадках (слайды со звуковым сопровождением 15,16,).

Подбери антонимы к картинкам (17,18,19,20,21).

Подбери антонимы в пословицах (слайлы:22,23)

«Антонимы  в стихах» (слайды:24,25,26,27).

ЧЕТВЁРТАЯ СТРАНИЦА нашего журнала называется «Слово о словах» (слайд 28). Русский язык богат по своему словарному запасу. Но часто, произнося в разговоре слова, мы не задумываемся над их особыми смысловыми оттенками.

Слайд 28 с изображением иллюстрации из русской народной сказки «Курочка ряба». Задать вопросы, чтобы выяснить название животного: Как называется эта сказка?

А какого цвета эта курочка? Почему её назвали «Рябой», а не «Белянкой», или «Чернушкой»?

Вместе с ребятами попытаться объяснить следующие слова, каждый день произносимые нами (слайд 29):

- УЧЕБНИК (книга, по которой учимся),

- ДНЕВНИК (тетрадь, в которую записываем задания на каждый день),

- ЛИНЕЙКА ( при помощи её проводим линии).

Во всех журналах есть страницы развлекательные и на сообразительность. ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЧКА нашего устного журнала называется Занимательная» (слайд 30).

Проведём фонематическую минутку (слайд 30):

- «Убрать одну букву из слова и образовать новое» – плакат со словами;

- Ребусы по картинкам (Ш и утка – шутка; Г и роза – гроза; «Глаз» - зачеркнуть «л» - «газ».

Разгадывание кроссворда «Школьный» (вопросы-загадки) слайд 31:

1. Я люблю прямоту,                           4.Моря и океаны, материки и страны-

Я сама прямая.                                    Всё умещается на нём,

Сделать ровную черту                       На этом шаре голубом!(глобус).

Всем я помогаю(линейка).

2.Чёрный Ивашка -                             5.То я в клетку, то в линейку.

Деревянная рубашка.                          Написать по ним сумей-ка,

Где носом проведёт -                           Можешь и нарисовать.

Там след кладёт(карандаш).                Что такое я? (тетрадь).

3.У карандаша простого

Есть помощница одна:

Если сделаешь ошибку,

Вмиг сотрёт её она (резинка).

Ну сейчас отгадайте, кто к нам в гости спешит (слайд 32): «Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут её …(лиса)»

Лиска позагадывает нам загадки, но не простые – отгадки нужно сказать в рифму (слайд 33):

1.Горбоносый, длинноногий                4.Зимой на ветках яблоки,

Великан ветвисторогий,                       Скорей их собери!    

Ест траву, кустов побеги,                     И вдруг вспорхнули яблоки –

С ним тягаться трудно в беге.              Ведь это (снегири).

Коль такого довелось                         5.Не колючий, светло-синий

Встретить, знайте, это (лось).                По кустам развешан (иней).

2.Он, как ёлка, весь в иголках,             6.С неба падают зимой

Ловит смело страшных змей,               И кружатся над землёй

Он в лесу живёт, но вхож                      Лёгкие пушинки,

И в сады отважный (ёж).                      Белые (снежинки).

3.Он ходит голову задрав,                    7.«Делиться со всеми –

Не потому, что важный граф,              Привычка моя!

Не потому, что гордый нрав,               Вам яду не надо?» -

А потому, что он (жираф).                   Спросила (змея).

Слайд 34: «Молодцы!» Странички нашего устного журнала «Слово о словах» закончились. Всё то, о чём говорили сегодня, ежедневно вам встречается в книгах, которые берёте в библиотеке, или в учебниках, когда сидите на уроках или готовите домашнее задание. И закончим мы сегодня наше занятие словами известного поэта Леонида Корнилова (слайд 35):

«….что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа.
Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык».

 

Приложение. Презентация к журналу «Родное слово»

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках чтения и русского языка
2. «Указать дорогу» или применение кейс-технологии на уроках истории
3. Урок-игра «Жизнь и великие открытия Дмитрия Ивановича Менделеева»
4. Диагностика личности подростка и её социальных связей
5. Внедрение экологического компонента на уроках биологии
6. Интерактивная литературная гостиная «Незамеченное поколение»
7. Литературный час, посвящённый годовщине открытия Царскосельского Лицея, «Друзей союз»
8. Действительность и результативность логопедической направленности воспитательного процесса в условиях коррекционного образовательного пространства начальной школы
9. Литературное произведение – верный помощник в культивировании навыков коммуникации
10. Урок-путешествие в 1 классе «Закрепление вычислительных навыков +, – 1,2,3,4. Решение задач»
11. Интеллектуальная игра для 9 классов «Недаром помнит вся Россия»
12. Устный журнал «Родное слово»
13. Проект «Почему термос некоторое время сохраняет температуру продукта, помещенного в него?»