Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Нелли Иршатовна Кабирова,
учитель-логопед МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 38 комбинированного вида «Вдохновение»

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у старших дошкольников

Различение звуков речи, т.е. фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении чтению и письму. Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием к проработке предыдущего этапа – развитию речевого слуха, речевого внимания. Ведь сегодняшние дети практически не слышат и не воспринимают речь вокруг себя. Большинство детей проводит очень много времени за просмотром телевизора. Часто бывает так, что ребенок может заниматься каким-либо делом (играть, смотреть книжки), а в это время телевизор может быть включенным. Ребенок привыкает, что рядом кто-то что-то говорит, а он уже и не вслушивается и не воспринимает исходящие звуки, речь. Поэтому очень важным на сегодняшний день является привлечение внимания детей к звукам, речи окружающих, развитие фонематического восприятия у детей.

Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различении неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого – громкого», «быстрого – медленного», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.

Коррекционная программа вплетается в основную образовательную программу детского сада, т.е. помимо основных задач коррекционные задачи входят во все образовательные области и должны решаться как во время основной образовательной деятельности детей, так и в режимные моменты. Работа по развитию фонематического восприятия проходит через все образовательные области и может проводиться как логопедом, так и воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

Так, в образовательную область «Здоровье» можно включить следующие упражнения на развитие фонематического восприятия «Слушай, не зевай – слова посчитай». Детям предлагается прослушать текст и сказать сколько раз в нем прозвучало слово мыло (например, из скороговорки: Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила).

Игры на развитие фонематического восприятия может включать в свои занятия и инструктор по физической культуре. Так, например, при обучении прыжкам в длину можно использовать следующие упражнения: «Прыгни столько раз (на обеих ногах), сколько услышишь хлопков».

Игра «Хлопок-прыжок»: услышав один хлопок, дети делают два прыжка, на два хлопка – один прыжок.

Игра «Угадай спортивный инвентарь». Стоя спиной к детям, которые совершают манипуляции с чем-либо из спортивного инвентаря (отбивают большим мячом по полу, маленьким мячом, прыжки на скакалке и т.д.) ребенок должен послушать и сказать, какой спортивный инвентарь сейчас используют дети.

В образовательной области «Социализация» может быть использована игра «Подбери звук, мелодию». Дети прослушивают разные мелодии, шумы. Далее нужно подобрать ту или иную мелодию, звук к какой-либо ситуации, персонажу из сказки, которую дети будут разыгрывать. «Будь сначала волком, а потом лисой». Педагог называет несколько животных (2-3), ребенок должен изобразить этих животных в том же порядке, как назвал их педагог, или показать, как эти животные подают голос в правильном порядке.

Игра «Назови слово» может проводиться в области «Труд». При сервировке стола можно попросить детей назвать слова, начинающиеся на заданный звук, слова, состоящие из определенного количества слогов.

«Назови слово». Данная игра может входить в содержание образовательной области «Познание». Необходимо назвать из слов, относящихся к той или иной теме, самое длинное, самое короткое (по количеству слогов).

Игра «Угадай слово». Педагог говорит, что это слово начинается на звук…, состоит из …. слогов. Дети должны назвать это слово (по картинкам по теме).

Игра «Раньше – позже». Ответь на вопросы: «У 5 группы утренник был вчера, а у 7 группы сегодня. У кого утренник прошел раньше, у кого позже?»

«Угадай предмет и назови его». Перед ребенком картинки в ряд (например, изображения животных). Педагог просит назвать животных, которых он задумал. Назови сначала животное между лосем и барсуком, а затем животное между волком и лосем.

Игра «Назови в правильном порядке». Педагог читает текст в стихотворной форме о предметах посуды. Дети должны назвать названия посуды по тексту, т.е. в том порядке, в котором о них говорилось в тексте.

Одной из задач области «коммуникация» является задача: практическое овладение воспитанниками нормами речи, куда входит звуковая культура речи. Здесь логопед и воспитатели продолжают развивать фонематический слух, фонематические процессы, учить определять место звука в слове, называть слова (картинки) на заданный звук. Сюда можно включить такие игры и упражнения: «Хлопни, когда услышишь», «Поймай звук», «Присядь столько раз, сколько услышишь звуков».

В игре «Ушки на макушке» педагог многократно произносит одно и то же слово, дети хлопают в тот момент, когда один звук будет изменен в слове:

сыр, сыр, сыр, …сор, сыр, сыр;

Шар, шар, …жар, шар, шар;

стол, стол, …стул, стол, стол;

рад, рад, … ряд, рад, рад.

Игра «Магазин». Детям раздают игрушки. Педагог говорит, что надо купить игрушку, «заплатив» за нее первым звуком слова. Ребенок: Я хочу купить мишку. Педагог: Платите деньги. Ребенок: Вот вам звук м'. Педагог: Продано.

В области «Чтение художественной литературы» можно использовать такие игры и упражнения: после прочтения сказки во второй раз можно спросить у детей сколько раз прозвучало то или иное слово (установка дается перед чтением).

Игра «Послушай и назови». Назвать из сказки, стихотворения слова, начинающиеся на заданный звук.

«Продолжи». Педагог читает фразу из сказки не до конца, ребенок должен закончить.

В содержание образовательной области «Музыка» можно включить такие игры, как «Угадай музыкальный инструмент», «Сделай правильно». На звуки разных музыкальных инструментов дети должны либо присесть, либо встать, либо хлопнуть и т.д.

«У кого, что». Один ребенок стоит спиной к другим с целью угадать у кого, какой музыкальный инструмент. Дети после фразы: «У меня…» производят звук при помощи инструмента, который у них в руках, стоящий спиной ребенок должен сказать: «У Саши дудочка» и т.д.

Таким образом, развитие фонематического восприятия у старших дошкольников может проходить через все образовательные области. Игры и упражнения могут проводиться как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в режимные моменты. Развитие фонематического восприятия проходит в интересной игровой форме, дети с удовольствием «ловят» нужные звуки, находят ошибки, угадывают слова, предметы. Все это способствует формированию функций речеслухового анализатора, а значит и развитию фонематического восприятия, в дальнейшем развитию навыков звукового анализа и является важным этапом подготовки детей к обучению грамоте.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела