Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Просветительские лектории для родителей: решаем проблему вместе (на примере программы «Нарушение питания: причины и последствия»

Для ребёнка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Поэтому именно на родителях лежит первостепенная ответственность за воспитание у ребёнка потребности в здоровом образе жизни, в том числе и в полноценном здоровом питании. Ведь налицо противоречие, сложившееся на сегодняшний день при организации школьного питания: школьные столовые предлагают учащимся сбалансированные полезные обеды, а дети, не приученные питаться здоровой пищей в семье, предпочитают быстрые перекусы булочками, шоколадками и т. д.

Одной из причин этого противоречия является отсутствие сегодня у многих родителей ясного представления о том, каким должно быть правильное питание для их детей на разных возрастных стадиях. Родители, желающие для своих детей добра, хотят сделать всё, что в их силах, лишь бы у их чад было хорошее здоровье и благополучие на протяжении всей жизни. Для того чтобы сделать первые шаги на этом пути, им нужна помощь. И оказать её может не только медицинский работник или приглашённый специалист, но и классный руководитель, который непосредственно сталкивается с проблемой рационального питания учащихся.

Сегодняшние дети обладают преимуществом, которого не было ни у одного предыдущего поколения. Они могут воспользоваться огромным количеством научных медицинских исследований, имеют возможность обнаружить огромное количество информации по здоровью в электронных СМИ. А в продаже теперь имеется такое количество полезных продуктов, которое не сравнится с предыдущими годами.

Тем не менее, современные дети подвергают своё здоровье таким опасностям, которых не было у предыдущих поколений. Ещё несколько десятков лет назад «фаст фуды» и ларьки на каждом углу были нечастым явлением. Сегодня они повсюду. Физические нагрузки уже практически ушли в прошлое, так как, благодаря телевидению и компьютерам, дети часами проводят в сидячем положении, а машины сделали ненужными хождение пешком и езду на велосипедах.

В результате, несмотря на то, что сегодня мы располагаем гораздо более обширной информацией о здоровье, чем когда бы то ни было, состояние здоровья наших детей намного хуже, чем, например, во второй половине XX столетия. Именно в наше время возросло количество детей с лишним весом. Артериальные изменения, которые однажды приведут к сердечно-сосудистым заболеваниям, начинаются у таких детей ещё до окончания ими школы. Серьёзными заболеваниями грозят вредные пищевые наклонности, широко распространенные среди современных детей.

Предлагаемая программа просветительского лектория для родителей «Нарушение питания: причины и последствия» даёт возможность с помощью информации о здоровом питании и последствиях нарушения питания изменить ситуацию. Мы, взрослые, понимаем, что сделаем для своих детей колоссальное благо, если будем кормить их только полезными продуктами. А если у детей будут здоровые вкусовые наклонности, то это поможет им держать на расстоянии соблазнительную, но вредную для здоровья еду, которая будет их окружать повсюду.

Таким образом, актуальность предлагаемой темы лектория обусловлена тем, что здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени. Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, рак и нарушения пищеварения, проявляются в юности. Установлено, что просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.

Нарушение питания имеет ряд негативных последствий, которые способны подорвать здоровье подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость просвещать по данной проблеме не только учащихся, но и их родителей, так как именно культура питания в семье формирует первое представление ребёнка о правилах рационального питания.

Целью программы является просвещение родителей по актуальным вопросам здоровья детей и опасностей, связанных с нарушением питания растущего организма. В ходе лектория решаются следующие задачи: 1) раскрыть роль здорового питания в жизни современного человека; 2) осветить перед родителями опасности, которые таит нарушение питания; 3) выработать рекомендации, практические советы по организации здорового питания и просвещения детей по этому вопросу в условиях семьи.

Программа рассчитана на 7 часов и реализуется на тематических родительских собраниях в классе в течение учебного года (1 раз в четверть + итоговое занятие).

Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:

– кадровые – классный руководитель, реализующий данную программу, должен владеть необходимыми знаниями о здоровом питании;

– методические – классный руководитель должен уметь использовать активные формы в работе с родителями;

– материально-технические – наличие в кабинете медиаоборудования.

В ходе лектория рассматриваются следующие вопросы:

Занятие 1. Что такое «здоровое питание». (Понятие «здоровое питание». Недостаточность питательных веществ: переедание, недоедание. Социальные причины дефицита питательных веществ. Культура питания в семье. Школьное питание), см. приложение – презентация к занятию.

Занятие 2. Вред, причиняемый нарушением питания. (Диеты с ограничением количества пищи. Голодание или сильное ограничение в пище. Таблетки для похудения или средства для подавления аппетита. Обезвоживание организма с использованием таблеток. Слабительные средства. Чрезмерные физические нагрузки).

Занятие 3. Нездоровые привычки и заболевания, связанные с нарушением питания. (Ограничение в пище. Переедание. «Очищение» организма. Нервная анорексия. Нервная булимия. «Обжорство». Нарушение физической активности. Симптомы этих расстройств).

Занятие 4. Если ваш ребёнок страдает нарушением питания. (О вреде самолечения. Как подобрать правильное лечение. Психологическая поддержка родителей).

Итоговое занятие. Круглый стол «Наша семья и здоровое питание». (Дискуссия по изученной тематике программы. Рефлексия деятельности по изучению программы родителями. Анкетирование). Примерные вопросы для обсуждения:

1. Как бы вы оценили культуру питания в вашей семье?

2. Как сформировать у ребёнка ответственное отношение к здоровью и пище?

3. Нездоровые привычки в питании: как их предотвратить?

4. Какой вы видите совместную работу семьи и школы по формированию здоровых наклонностей в питании школьников?

5. Ваши предложения на _____ учебный год по развитию школьного питания. 

6. Какую работу по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди родителей учащихся вы бы могли предложить в условиях нашего учреждения?

Предполагается, что к завершению изучения программы родители будут:

– знать основные понятия, описывающие сферу культуры питания;

– уметь выявлять позитивное и негативное влияние отдельных продуктов на развитие и здоровье их детей;

– уметь выстраивать взаимоотношения с детьми по проблеме организации здорового питания в домашних условиях и в школе.

Таким образом, главная задача родителей – научить своего ребёнка делать правильный выбор в пользу здоровой пищи. Для этого необходимо разговаривать на эту тему: о преимуществах и недостатках разных видов пищи.

Для того чтобы помочь своему ребёнку пробрести здоровые пищевые наклонности, которые останутся с ним на всю жизнь, нужно показывать личный пример правильного питания; кормить ребёнка полезными продуктами и прививать любовь к такой пище; просвещать ребёнка в вопросах здорового питания и обучать искусству приготовления полезных блюд; а также предоставлять ему свободу самостоятельно принимать решения.

Информация, полученная родителями в ходе лектория, поможет им актуализировать для самих себя проблему здорового питания и необходимости предотвращать нарушения питания.

Конечно, удержать ребенка на правильном пути является непростой задачей. Родителям нужно справиться с множеством трудностей: начиная со школьных обедов, которые зачастую остаются невостребованными учащимися (по разным причинам), и многочисленных ларьков, в которые всегда можно заглянуть, возвращаясь из школы, и заканчивая бесчисленными телевизионными роликами, рекламирующими легкие закуски с шипучими напитками. Все это сказывается на наших детях. Чаще всего результатом является лишний вес, искаженные представления о том, какой должна быть фигура, и даже заболевания, связанные с приемом пищи.

Необходимо также учитывать, что очень много факторов оказывает влияние на ребенка в вопросе выбора пищи: начиная с индивидуальных вкусовых наклонностей, собственных идей и убеждений относительно пищи, и заканчивая заботой о собственном здоровье. Добавьте к этому те представления о питании, которые ребенок перенимает у семьи и друзей, традиции, которые ассоциируются у него с определенными праздниками, и всё то, что склоняет его к перекусам на улице – передвижные ларьки и кафе быстрого питания. Все это в результате приводит к тому, что дети выбирают ту пищу, которую мы бы им не посоветовали. Мы не в состоянии контролировать все перечисленные факторы.

Прививать детям здоровые пищевые наклонности необходимо уже в раннем возрасте, задача же родителей и школы – помочь им научиться принимать правильные решения. Возможно, наиважнейшим шагом будет подать им собственный пример правильного питания.

Реализация описанного комплекса программ способствует развитию потребности учащихся в здоровом образе жизни и повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Рекомендуемая литература:

  1. Вельский А. А. и др. Основы здорового образа жизни. – Изд. «Панацея», 2003.
  2. Грознов С. Р., Сидорова С. И. Питание школьника. – Госторгиздат, 1990.
  3. Здоровое питание для детей. С 91 рецептов вкусных блюд / Комитет врачей за здоровую медицину и Эми Лану. – 2002.
  4. Иванов А. Р. Здоровое питание. – Изд. «Панацея», 2005.
  5. Книга о вкусной и здоровой пище. / Ред.-сост. Л. И. Воробъёва. – Изд. «Колос», 1993.
  6. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Избр. педагогические сочинения /Сост. И. Н. Решетень. – М.: Педагогика, 1988.
  7. Интернет-ресурсы:

http://www.poedim.ru/ – Правила приёма пищи.

http://medproza.ru/ – Полезные продукты.

http://www.goodsmatrix.ru/ – Здоровое питание школьника – залог успеха.

http://adalin.mospsy.ru/ – Основные принципы здорового питания детей.

http://images.yandex.ru/ – Здоровое питание – детям.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела