Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Все статьи автора(9) Людмила Павловна Малыгина,
«Отличник просвещения», зам. директора по НМР
МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка»
Дзержинского района г. Новосибирска

Все статьи автора(3) Наталия Витальевна Сунцова,
руководитель музея МБОУ «Аэрокосмический лицей
им. Ю.В.Кондратюка» г. Новосибирска

Организация внеурочной деятельности в специализированных классах естественнонаучного профиля МБОУ города Новосибирска «Аэрокосмический лицей им. Ю.В.Кондратюка»

Специализированный класс в лицее «Инженерно-летный сплав» был открыт в 2011-2012 учебном году на основании приказа №1380 от 31.08.2010 Министерства образования, науки и инновационной политики НСО в рамках Регионального проекта «Специализированные классы».

Название лицейского проекта отражает актуальность поставленной цели.

Цель: формирование интеллектуальной и инженерной элиты для современного общества.

Основной задачей является создание условий для разностороннего развития личности.

Образовательная программа в данном классе реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Рабочие программы составляются специалистами лицея с учетом различных форм и видов деятельности учащихся и с соблюдением их преемственности в следующем учебном году. Для реализации образовательной программы специализированного класса выделяется до 10 часов внеурочной деятельности в неделю. В лицее организация внеурочной деятельности ведется по смешанному типу.

Организация внеурочной деятельности осуществляется по направлениям (схема 1):

– общеинтеллектуальное;

– общекультурное;

– духовно-нравственное;

– спортивно-оздоровительное.

Партнерские отношения с ВУЗами и научно-исследовательскими институтами позволяют реализовать возможности проектной и исследовательской деятельности на базе этих учреждений. Сотрудничество с музеями и культурно-просветительскими учреждениями России, Казахстана и региона расширяют поле образовательных контактов (схема 2).

Учащиеся имеют возможность заниматься проектной и исследовательской деятельностью по авиационной тематике в лабораториях СибНИА им. С.А. Чаплыгина, по проблемам нанотехнологий в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН, в лабораториях НГТУ. Кроме того, Новосибирский государственный технический университет предоставляет возможность получать дополнительные знания по физике, математике и информатике в Школе развития, где занятия ведут квалифицированные преподаватели университета.

Всего же к проведению занятий внеурочной деятельности привлечено 19 специалистов. Из них специалисты ВУЗов и НИИ составляют 63%.

Группы формируются по интересам с учетом выбора учащихся. Каждый лицеист занимается не менее чем на трех спецкурсах. Спецкурсы выстроены с учетом преемственности и возрастных особенностей обучающихся (схема 3). В результате организации такой деятельности заметно возросла мотивация к обучению в специализированном классе. За организацию внеурочной деятельности ответственны куратор проекта, тьютор, классный руководитель и администрация лицея.

Учебный год в лицее завершается прохождением учебной или исследовательской практики, организованной в лабораториях НГТУ, СибНИА имени С.А. Чаплыгина, НИИ теоретической и прикладной механики СО РАН и на космодроме Байконур.

Сотрудничество с музеями космонавтики России и Международной школой космонавтики г. Байконура позволяют учащимся специализированного класса присутствовать на мастер-классах по ракетомоделированию, изучить курс «Истории космонавтики», «Конструкции летательных аппаратов», знакомиться со сборкой ракет и их предполетной подготовкой непосредственно на производстве в цехах Монтажно-испытательных комплексов космодрома Байконур.

Результатом такой работы являются создание проектов, моделей и подготовкой исследовательских работ, которые впоследствии оцениваются экспертами на внешнем уровне (диаграмма 1).

Развитие учащихся в общекультурном и духовно-нравственном направлениях происходит благодаря организации посещения театров, музеев, выставок, проведения тематических классных часов, встреч с интересными людьми, участием в лицейских культурных мероприятиях и занятиями в творческих объединениях лицея (газета «Планета лицей») и учреждениях дополнительного образования города. Большое влияние на формирование нравственности учащихся имеет образовательный туризм. Во время участия в Международной летней аэрокосмической смене в г. Байконур лицеисты не только работают в одной команде с представителями учащейся молодежи Казахстана, но и посещают музеи. Лицеисты знакомятся с этнической культурой Казахстана, посещают Святые места. Выезжая на Международные Решетневские чтения в город Красноярск, учащиеся имеют возможность познакомиться с культурой народов Восточной Сибири.

Лицей участвует в Международных проектах: Российско-германском астрономическом проекте «Вега», культурном проекте «Франция-детям», а также Межрегиональном проекте по сотрудничеству с Октёмским техническим лицеем Саха (Якутия). Ежегодно учащиеся этого лицея приезжают к нам в гости. В рамках творческого партнерства учащиеся Октёмского лицея посещают занятия, участвуют в Региональной конференции в НГТУ и проводят совместно с нашими лицеистами свободное время. Участие в проектах, беседы о национальной культуре, обычаях и традициях позволяют формировать у ребят общепланетарное мышление и толерантность.

В лицее создана здоровьесберегающая среда, которая характеризуется комфортными условиями совместного пребывания классного и лицейского коллективов. Субъкт-субъектные отношения педагог-ученик-родитель создают особый психологический климат, позволяющий успешно решать возникающие вопросы. Родители наравне с педагогами, работающими в классе, являются активными участниками организации досуга и активного отдыха детей.

Для учащихся специализированного класса увеличена двигательная активность на дополнительных занятиях физической культурой в спортивных секциях и тренажерном зале лицея. В лицее разработан план спортивных мероприятий, в которых лицеисты принимают активное участие.

В течение 20 лет в лицее существует интересная форма организации внеурочной деятельности, как Аэрокосмическая игра. Это деловая, ролевая игра, когда лицеисты, собранные в разновозрастные экипажи совершают виртуальные полеты по всему миру, в дальний и ближний космос. На игре учащиеся имеют возможность пополнить свои знания по ряду общеобразовательных предметов: истории, черчению, литературе, ОБЖ, географии, информатике, а также по предметам аэрокосмического профиля: астрономии, конструкции летательных аппаратов, авиамоделированию. Лицеисты получают возможность проявлять свои лидерские качества, являясь командирами экипажей. Игра формирует коммуникативную культуру и толерантность, которые проявляются в умении работать в команде и уважать мнение другого человека. Всё это способствует консолидации коллектива класса и лицея.

В результате реализации программы внеурочной деятельности формируется и наполняется содержанием индивидуальная траектория развития учащихся через систему свободного выбора спецкурсов, проектной и исследовательской деятельности, спортивных секций, технических кружков и коллективно-творческих дел. Отражением успешности реализации индивидуальной траектории может служить «Портфолио учащегося», которое позволяет выявить активность и результативность учащихся (приложение 3).

В лицее в течение 20 лет реализуется программа «Одаренные дети». В рамках этой программы сложились традиции научной и исследовательской деятельности, отработанны методики, технологии, внедряются инновационные подходы. Открытие специализированных классов в сложившейся академической системе воспитания интеллектуальной элиты инициировало новый виток развития системы поддержки одаренных детей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Организация внеурочной деятельности в специализированных классах естественнонаучного профиля МБОУ города Новосибирска «Аэрокосмический лицей им. Ю.В.Кондратюка»
2. Развитие исследовательских способностей школьников как траектория развития личности
3. Шаг в будущее
4. IТ технологии. Образование во всем мире