Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные образовательные технологии в дошкольном образовании»
Выпуск №44 Декабрь 2012 | Статей в выпуске: 116


Андрей Александрович Курдюков,
краевед

История первого полета

Новониколаевск, последние летние дни далекого 1911-го года. Совсем еще юный город лихорадят вести о предстоящих полетах аэроплана. Авиационная тематика не сходит с экранов синематографа. Подливают масла в огонь печатные издания. «Обской вестник», «Обская жизнь», «Народная летопись» постоянно информируют пятидесятитысячное население о полетах авиатора Седова в других городах. Харбин, Владивосток, Благовещенск, Чита, Иркутск, Томск... И вот «Обской вестник» от 27 августа (по ст. стилю) 1911 года публикует следующее объявление: « В воскресенье 28 и 29 августа состоятся полеты первого  в Сибири авиатора Якова Ивановича Седова (настоящая фамилия-Серов, Седов- псевдоним, под которым его знала страна – А.К.). Предварительная продажа билетов производится в аптеках  Ковнацкого… Полеты отменятся только при проливном дожде и сильном ветре. В случае благоприятной погоды будут полеты с пассажирами.»

Погода следующего дня – «ясная, сухая, солнечная», явно благоприятствовала проведению праздника. Городской ипподром, со всех сторон окруженный березняком, оживлен, как никогда. Публика собралась за несколько часов до начала. «Кого только нет. И стар, и млад. Много публики и за ипподромом, и на крышах соседних строений, это «зайцы», – пишет «Обский вестник ». Огромная, в тридцать пять пудов веса, ажурная  машина из реек и рояльных струн (как шутили тогда авиаторы - из планочек и тряпочек), обтянутая полупрозрачным полотном, стоит посреди поля. За сиденьем пилота двигатель в 60 лошадей – целый табун! Седов, в комбинезоне, пробковом летном  шлеме, раскинул, как на сцене, руки, раскланялся зрителям. Быстро осмотрел «Фарман»,  легко взобрался на свое место, рукой подал знак механику. Тот  театрально (запуск мотора – часть представления) прокручивает винт, двигатель начинает громко трещать. Треск сливается в рев, синий дым окутывает поле за аппаратом, ползет на трибуны, опьяняет незнакомыми запахами бензина и сгоревшего масла. Добровольцы (счастливчики!) по команде пилота отпускают хвост и аэроплан легко катится по вперед. Кто-то из них еще некоторое время бежит вдогонку, пригнув голову от пыли и дыма. Все, колеса последний раз чиркнули по земле и аппарат под восторженный рев трибун плавно поднимается в воздух. Публика в неописуемом восторге! ПОБЕДА! ПОБЕДА ЧЕЛОВЕКА НАД ПРИРОДОЙ! ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЛЕТАТЬ КАК ПТИЦА, БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ ПТИЦЫ!

В авиацию Яков пришел благодаря спорту. Уроженец деревни Маково (Калужская губерния, Перемышльский уезд), в одиннадцать лет оставшись без отца, в 1889-м году с матерью перебрался в Киев, затем в Одессу. Закончил в 1896-м Одесское ремесленное училище. Работал в мастерских Одесского пароходства, затем на ледоколе «Полезный». Занимался модным в то время велосипедным спортом. Велотрек свел его с известными гонщиками Михаилом Ефимовым и Сергеем Уточкиным, впоследствии пионерами российской авиации. Это были одержимые люди, познавшие  риск, скорость и слава. Ефимов – известный велогонщик, двукратный  чемпион России по мотогонкам, в 1909-м году совершил первый в Одессе полет на планере. О безумной езде на автомобиле вело-, мото- и автогонщика Уточкина знала вся Одесса. В 1909-м году Ефимов едет во Францию учиться летному делу. Блестяще сдав экзамен на звание пилота-авиатора, через несколько дней Михаил Ефимов побил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром, установленный ранее самим Орвиллом Райтом. Чуть позже он  прибыл в Одессу с показательными полетами. 8 (21) марта 1910 года первый русский авиатор поднимается в небо России. ЭТО БЫЛ ТРИУМФ! ОДЕССИТЫ ЕФИМОВА НЕСЛИ НА РУКАХ!

Яков, наблюдавший полеты, заболел авиацией сразу и навсегда. Следом за Михаилом, без денег,  но с огромным желанием летать, он едет во Францию. Там он находит Ефимова и рассказывает о своей мечте. Недолго думая, тот берет его к себе механиком и обещает научить летать.

Свой первый полет Седов совершил осенью 1910-го года в Москве на аппарате «Фарман-4» ( первенец завода «Дукс»), затем работал с Михаилом Ефимовым в Севастопольской авиационной школе в качестве инструктора. Весной 1911-го года Ефимов пытается осуществить мечту своего старшего брата Владимира (скоропостижно умершего) – проехать с показательными полетами по Дальнему Востоку и Сибири. Однако руководство школы не отпустило его – работы невпроворот. Тогда Ефимов предлагает поехать к Тихому океану своему товарищу. Седов с радостью соглашается и в апреле 1911 года в вагон поезда, следующего на восток, грузят разобранный аэроплан. Тот самый, знаменитый, с номером «11» на рулях, на котором Михаил Ефимов поражал зрителей своими полетами и который харбинская газета «Новая Жизнь» выкупила у него для полетов Седова. В мае Яков Иванович добирается до Харбина, откуда и начинается его знаменитое турне.

Но вернемся к полетам в Новониколаевске. Если на карте современного города найти прямоугольник, образуемый улицами Ольги Жилиной, Некрасова, Гоголя и Ипподромской, поставить в его центр (на этом месте когда-то был ипподром) грифель карандаша и очертить против часовой стрелки, чуть сплюснув с боков, кривую – прямо за Красный Проспект, по дуге вдоль него до Собора Александра Невского, к Оби, над набережной вдоль реки до Коммунального и метромоста и плавно вдоль Ипподромской вернуться в исходную точку, то мы получим примерный маршрут первого исторического полета в нашем небе. Дальность его составила 12-15 километров. Пилот потом лаконично напишет: «… Из Томска я выехал в Новониколаевск, где в конце августа я совершил два публичных полета – один на высоте 150 метров, продолжительностью почти 20 минут. Полеты совершались при сильном ветре и закончились с успехом…». При средней скорости «Фармана» 40-50 км\ч (максимальная 60) как раз и получается длина нашей кривой.

Неофициальная визитка Новосибирска – «Фарман» Седова над Новониколаевском. Если фотомонтаж, то весьма хороший. Отчетливо видны цифры «11» на рулях.

 Уже по другой кривой – кривой времени, ровно через 30 лет, в августе 41-го, Яков Иванович Серов вновь окажется в нашем городе. Можно только представить, какие чувства испытывал он в тот момент, ведь в эти три десятка лет уместились несколько войн, гибель товарищей на фронтах и в полетах, революция с ее передрягами, смерть товарища и учителя М.Н.Ефимова, авиакатастрофа, едва не стоившая ему жизни, послереволюционные катаклизмы, смерть матери, страшное начало самой кровопролитной из войн…

Первая Балканская война. Болгария, зима 1912-го года. Приходилось летать в прямом смысле «верхом» на аппарате.

Добровольцем в составе авиаотряда С.С.Щетинина Седов принимал участие в 1-й Балканской войне 1912-13-го гг., за что награжден болгарским народным орденом « За военные заслуги» 6-й степени. Это была его первая и последняя война. С апреля 1914-го он летчик-испытатель на авиационном заводе того же С.С. Щетинина, в 1919-м едва не погиб в катастрофе, испытательскую деятельность закончил в 1923-м и перешел работать в сборочный цех родного завода. Молодая республика создавала свой воздушный флот в больших муках, но весьма напористо. Это было время больших экспериментов не только в экономике. Разрабатывались, строились и испытывались десятки новых моделей самолетов, из них только малая часть шла в серию. Серийно делали на заводе истребитель И-2 Д.П.Григоровича, огромной серией пошел легендарный кукурузник У-2 (По-2) Н.Н.Поликарпова, знаменитые амфибии Ш-2 В.Б.Шаврова. К изготовлению этих машин прикладывал руки и опыт теперь уже сборщик Яков Иванович Серов.

А потом пришла большая беда. Через несколько недель после начала Великой Отечественной в Новосибирск из европейской части страны стали приходить эшелоны с эвакуированными заводами. Уже 23 августа 1941 года Яков Иванович прибыл на авиационное предприятие имени В.П.Чкалова. Вспоминает ветеран авиационной промышленности, лауреат премии министерства, кавалер орденов Ленина и «Знак Почета» Юрий Яковлевич Фокин: «Осенью сорок первого года в цехе сборки появилось много эвакуированных. Среди них ничем не выделялся и этот пожилой человек с темными усами на круглом, приятном лице, неброско одетый. Это был Серов. Не было тогда времени вникать: кто и что? Прибыли они в труднейшее время и от всех требовался пока ответ на один вопрос: «Что вы можете делать?». На это Яков Иванович кратко и немного неожиданно ответил: «Я могу делать все». Он не только работал на самых ответственных участках, но и весь свой опыт, знания передавал мальчишкам, пришедшим в цеха на смену воевавшим отцам. Рядом с ним трудился его сын Николай, прибывший в город чуть позже.

В 1944-м на завод приезжал А.И. Покрышкин. Вот воспоминание, которое я нашел в книге самого Александра Ивановича «Крылья истребителя»: « ...я познакомился со старейшим мастером завода Ф. Тумановским, проработавшим в авиапромышленности более тридцати лет, и шестидесятипятилетним Я. Серовым-Седовым – одним из первых русских лётчиков-испытателей, лично знавшим Нестерова».

Сборочный цех завода им. В.П.Чкалова. Яки для фронта собирали оба Серова.

 К сожалению, не сохранилось никаких документов о встрече. В марте 2013-го года будет отмечаться 100-летний юбилей нашего земляка, трижды Героя Советского Союза, накануне ответственные товарищи поднимут документы о прославленном летчике. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСМОТРИТЕ, МОЖЕТ, ГДЕ ОСТАЛИСЬ СНИМКИ ТОЙ ВСТРЕЧИ, НЕ ДОЛЖНО НЕ ОСТАТЬСЯ!

Война закончилась. 17 июля 1945 года Яков Иванович пишет заявление: «Прошу вашего согласия на увольнение …». Ветерану 67 лет, в ставшем для него родным Ленинграде, что за три с лишним тысячи километров, ждет жена. Но даже после Победы отпускают его только в конце октября. Чуть раньше, в августе, возвращается домой сын Николай. Демобилизовалась дочь Надежда. Слава Богу, все живы. Прошло несколько послевоенных лет, жизнь потихоньку налаживалась. Серов-старший работал на своем заводе – куда уж из авиации. Сын после службы в армии шоферил, женился, в 1951-м молодые подарили старикам внука Сергея. Дочь вышла замуж за военного и уехала с ним в Польшу. Но в 52-м умирает жена Ефросинья Ивановна. Пятьдесят шесть лет – не возраст, да блокада подкосила здоровье.

В октябре 1955-го года Яков Иванович ушел на заслуженный отдых. В его личной карточке только благодарности. В 1945-м он награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45г.г.», знаком «Отличник  авиационной промышленности». Заводчане с уважением относились к пионеру авиации, не случайно в «Выписке из приказа за №427 по Государственному Союзному заводу от 30.04.51г.», впервые в документах советского времени, указана двойная фамилия – Седов-Серов.

Яков Иванович Седов-Серов. Фото 50-х из личного дела.

Скончался Яков Иванович Седов-Серов в 1964-м, будучи почетным пенсионером. Похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Память о нем увековечена на фотографии, ставшей неофициальной визитной карточкой Новосибирска – хрупкий аэроплан под управлением отважного авиатора на фоне железнодорожного моста и домишек, облепивших берега реки Каменки.

Любите нашу Историю!

 

Автор благодарит всех, кто помог в написании статьи:

ВАГАНОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ, старейший работник авиазавода им. В.П.Чкалова,

ГУСЕНКОВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА, бывший директор музея авиазавода им. В.П.Чкалова, Новосибирск

КУЗЬМИНА И.В., другие работницы ОК ФГУП Ленинградский Северный завод, С-Петербург

ЛЕБЕДЕВ ВИТАЛИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ, председатель Секции Истории Авиации и Космонавтики РАН С.-Петербург

МОЛДОВАНОВ А.В. , директор С.-П.Государственного  казенного учреждения "Специализированная служба С.-П. по вопросам похоронного дела", С.-Петербург

САЗОНОВА СВЕТЛАНА ЭДУАРДОВНА, БАКУНИНА СВЕТЛАНА, г. Рыбинск

Автор признателен ООО «АГРА», осуществляющей уход за могилой авиатора.

Источники информации:

Баяндин В.И. статья «1911 год: аэроплан над Новониколаевском (первый демонстрационный полет над городом)»

Королёва Е. В., Савова-Черкезова М.; Небесные побратимы 2- е  изд., доп. - Киев: Политиздат Украины, 1985.

Личное дело Серова Якова Ивановича, любезно предоставленное Отделом кадров ФГУП Ленинградский Северный завод.

Покрышкин А.И. «Крылья истребителя», – М.: Воениздат МВС СССР, 1948.

Смеян В. «Пионер авиации в Сибири», Советская Сибирь,  16.04.82г.

Старцев М. «Две встречи», «Вечерний Новосибирск», предположительно июль 1987 года.

Письмо-ответ С.-П. Государственного казенного учреждения "Специализированная служба С.-П. по вопросам похоронного дела", С.-Петербург.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Основные этапы истории Новосибирска (1893-2012 гг.)
2. «У жадного брюхо болит». Эпизоды криминальной истории сибирской деревни (первая треть XX в.)
3. Город без седой старины
4. СЕЛО БЕРДСКОЕ И БЕРДСКАЯ ВОЛОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX вв.)

5. Власть в Новониколаевске в годы революционных потрясений
6. Новониколаевский ревком
7. Археологические памятники города Новосибирска
8. Памятники археологии на территории Новосибирской области
9. Необычная находка
10. «Кто они, балтийские поселенцы Сибири?»
11. История первого полета
12. Реки города Новосибирска
13. Охотники
(рассказ в стиле биографического краеведения)

14. Рация в колодце
(рассказ в стиле биографического краеведения)

15. Черемша
(рассказ в стиле биографического краеведения)

16. Убил дрозда…
(рассказ в стиле биографического краеведения)

17. Книга жизни моей вся прочитана...
18. Завоевание и колонизация Сибири*
19. Народно-областное начало в русской жизни и истории1