Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Светлана Григорьевна Мухина,
учитель начальных классов МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 62 VIII вида» г. Новосибирска

Гюльнара Патидиновна Сайфудинова,
учитель изобразительного искусства МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 62 VIII вида» г. Новосибирска

Сценарий праздника «Куклы пляшут и поют» для учащихся начальных классов

 

А он зажигал звезды очень умело, и это его утешало.

Кто-то должен заниматься и этой работой,

кто-то должен мерзнуть, а потом обжигаться,

разжигая ее огоньками пламени,

принесенными от других звезд, горячих и сильных.

Сергей Лукьяненко

Сценарий разработан для детей начальных классов. Время проведения 40 минут. Экскурсия в музее занимает 20 минут.

Интерес к сохранению культурного наследия обусловлен, прежде всего, пониманием тех исторических корней, на основе которых возникла современная культура. Искусство, рассматриваемое с точки зрения его общеисторической функции, позволяет человеку реализовать себя как родовое существо, сопричастное всему духовному опыту человечества, определить свое место и роль в социально-культурном процессе. Поэтому сохранение и потребление культурных ценностей, являющихся наиболее важными элементами культуры, приобретает первостепенное значение и предполагает не только издание соответствующих законов, работу комитетов по охране памятников культуры, но и информированность подрастающего поколения о памятниках, формирование общественного интереса к ним, понимание их социально-исторической, мировоззренческой и художественно-эстетической значимости.

Исходя из сказанного, важнейшим направлением возрождения народных традиций в образовании является приобщение школьников к народному театру и декоративно-прикладным видам творчества. Интерес к истории народного театра, которым занимались наши предки, а также возможности его возрождения обусловили интерес к теме данной работы.

Актуальность темы. В специальных (коррекционных) школах VIII вида особое место занимает подготовка учащихся к трудовой деятельности  путём воспитания у детей общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых знаний, умений и навыков по определённой специальности. Для достижения этой цели на базе школы действуют театральная студия «Колокольчик» и музейный уголок «История школы». В процессе деятельности  у детей со сниженным интеллектом формируются:

– устойчивое положительное отношение к труду;

– ответственность перед поставленной задачей;

– уважение к чужому и своему труду;

– внутренняя убеждённость в необходимости трудиться.

Занятия в кружках способствуют совершенствованию координации движений, развитию моторики, мышечной силы, работоспособности. Дети учатся работать в коллективе, взаимодействуя с группами лиц всех возрастов, приобретают коммуникативные навыки, навыки ораторского искусства. Творческая деятельность формирует у детей со сниженным интеллектом эстетический вкус, видение прекрасного и воспроизведение данных навыков в своих работах.

Любой труд направлен на достижение ранее поставленной цели. Мотивация – главное условие при выполнении какой-либо работы. Мотивы создаются исходя из индивидуальных возможностей ребенка. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.

Ежемесячные показательные выступления театра «Колокольчик» и отчетные выставки учащихся – один из главных результатов коррекционной работы в воспитании детей.

Цель данного сценария: формирование общей культуры личности ребенка на основе воспитания гражданственности, бережного отношения к культуре своего народа.

Задачи:

– дать представление детям о народном театре;

– научить детей различать сценические куклы и работать с ними на сцене перед публикой;

– рассмотреть возможности народного театра в развитии творческого потенциала детей коррекционной школы;

– увеличить уровень познавательного интереса  и способностей, путем расширения кругозора детей;

– использовать потенциал выставок музейного уголка в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Праздничное мероприятие показало, что происходит не только ознакомление с народной культурой посредством народного театра и выставочной работы школьного музейного уголка (образовательная задача), но и освоение различных приемов вождения кукол (развивающая задача). Ознакомление с родной культурой, историей, совершенствованием эмоционально-нравственной сферы учащихся (воспитательная задача).

Использование народного театра в современной системе дополнительного образования способствует накоплению знаний о народной художественной культуре, стимулирует познавательный интерес к ней, помогает этнической идентификации, что в целом обогащает духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения.

Практическая значимость. Фактический материал, содержащийся в работе, может быть востребован преподавателями при разработке спецкурсов, учебных и методических пособий, проведении кружков и факультативов. Данные материала являются особо значимыми в связи с ростом национального самосознания, повышения интереса граждан РФ к различным сферам традиционной культуры.

Структура работы. Данная работа состоит из сценария концерта, сценария кукольного представления, экскурсии в музейный  уголок для просмотра выставки «Куклы». В приложениях представлены методические материалы воспитательно-образовательной программы, фотографии детей, фотографии выставки в музейном уголке школы.

Сценарий детского праздника «Куклы пляшут и поют»

Звучит музыка Андрея Макаревича «Марионетки».

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости нашего праздника! Сегодня мы совершим путешествие в историю народного театра и узнаем о первых куклах.

По результатам археологических раскопок и дошедшим до нас историческим источникам, во все времена куклы были неизменными спутниками человека. Вначале первобытный человек надевал на себя ритуальную маску, изготавливал каменные статуи празднеств, посвященные различным богам. В средние века по дорогам бродило немало странствующих актеров. Бродячие артисты были очень популярны, они играли на шарманке и показывали представление Петрушки – любимца простого народа.

Вот так они выглядели: выходят дети, переодетые в бродячих артистов с декоративной шарманкой издающей звуки и куклой – Петрушкой. Звучит музыка.

Ведущий: Жизнь народных кукольников – бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. К концу 19 в. русские кукольники уже владели, как правило, техниками двух видов театра: театра кукол на нитках (марионеток) и театра перчаточных кукол («петрушек»). Сегодня они у нас в гостях, поприветствуем их.

Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому, что они надеваются на руку, как перчатки. Таких кукол называли верховыми потому, что они были выше кукловода. Кукловод находился за ширмой, а кукла была над ней. Итак, перчаточные куклы:

Дети:

Превращается рука

И в волчонка и в щенка,

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало;

Специальные перчатки,

Ум, талант – и все в порядке.

Ведущий: А сейчас ребята и уважаемые взрослые, мы покажем сказку «Соломенный бычок» в исполнении школьного театра « Колокольчик».

«Соломенный бычок» – украинская народная сказка.

(За основу взят сценарий Олеси Емельяновой)

Продолжительность спектакля: 15 минут; количество актеров: от 3 до 7.

Действующие лица:

Дед

Баба

Медведь

Волк

Лиса

Заяц

Рассказчик

На переднем плане слева стоит хата бабы с дедом, справа – несколько деревьев. На втором плане рядом с домом невысокий плетень, справа степь.

Рассказчик:

В хате с краю жили-были

Баба старая и дед.

Да богатства не нажили,

Хоть трудились много лет.

Дед служил на смолокурне,

Бабка под окном пряла,

Все вздыхая, что за дурня

Замуж по любви пошла.

Бабка выглядывает из окна хаты. Справа из-за деревьев появляется дед и направляется к хате.

Дед:

Что ты, Бабка, приуныла?

Что ты кислая, как щи?

Аль хандра тебя скрутила,

Али черт что утащил?

Бабка (со вздохом):

Нет у нас скотины дома…

Дед (смеясь):

Есть за печкой два сверчка.

Бабка:

Сделай, дедко, из соломы

Мне красивого бычка.

Да как следует смолою

Осмоли ему бочок.

Дед:

Что ты, Бабка, бог с тобою!

И на кой такой бычок?

Бабка:

Сделай, дед, не пожалеешь,

Буду я его пасти!

Дед (ворча):

Только ты одна умеешь

Черте что изобрести!

(сам себе)

Спорить с бабой – толку мало,

Все равно свое возьмет.

Сделаю да хоть из сала

И нехай себе пасет!

Дед садится рядом с хатой и принимается за работу.

Рассказчик:

Взяв соломы три охапки,

Смастерил старик бычка.

Вместо ушек вставил тапки

И смолой полил бочка.

Дед берет готового бычка и несет в дом. Через некоторое время из дома выходит Бабка с бычком и несет его в сторону леса.

Рассказчик:

Рано утром Бабка встала

И пошла с бычком на луг.

А пока дошла, устала,

Спать ей захотелось вдруг.

На середине сцены она останавливается и ставит бычка, а сама садится у плетня.

Бабка (поет):

Ты, пасись, пасись, бычок,

Смоляной ты мой бочок,

Из соломки ножки,

Из коряжки рожки,

Из веревки хвостик.

Не ходи за мостик!

Там, в лесу, медведь живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Бабка засыпает, а из-за деревьев выходит Медведь и направляется к бычку.

Медведь (поет):

Очень я медведь сердитый,

В лес ко мне не приходи ты!

Если я про то узнаю,

Заломаю, заломаю!

(бычку)

Эй! Ты кто такой? Ответь!

Что еще за птица?

Я вот, знаешь ли, медведь.

Всяк меня боится!

Медведь обходит бычка.

Медведь:

Да ты кто? Чего молчишь?

Я ведь осерчаю!

Ну, чего ты тут стоишь?

Ах, не отвечаешь?!

Медведь хватает бычка и начинает его валтузить.

Медведь:

Ног тебе не унести!

Получай, невежа!

Так нечестно! Отпусти!

А не то как врежу!

Медведь пытается оторвать от себя бычка. Просыпается Бабка.

Бабка (кричит):

Дед, беги скорей сюда,

Да зови соседей!

Наш бычок-то хоть куда –

Он поймал медведя!

Из хаты выходит Дед с вилами и направляет их на Медведя. Бабка забирает у Медведя бычка. Медведь с поднятыми лапами идет к избе. Дед за ним.

Дед:

В погреб мишку посажу,

Чтоб не баловался.

Как с ним быть, потом решу.

Медведь (деду):

Ты учти, сам сдался!

Дед с Медведем скрываются за хатой. Бабка снова ставит бычка на лугу, а сама садится у плетня.

Бабка (поет):

Ты, пасись, пасись, бычок,

Смоляной ты мой бочок,

Из соломки ножки,

Из коряжки рожки,

Из веревки хвостик.

Не ходи за мостик!

Там, в лесу, волчок живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Бабка снова засыпает. Из-за деревьев выходит Волк и направляется к бычку.

Волк (поет):

Все меня в округе знают

И боятся как огня.

Все с дороги убегают,

Если я не ел три дня!

(бычку)

Эй! Ты что, не испугался?

Слишком смел, я погляжу!

Раз с дороги не убрался,

Вот тебе я покажу!

Волк набрасывается на бычка и прилипает.

Волк:

Эй, ты что? Нельзя так драться!

Так нечестно поступать!

Должен ты, бычок, бодаться,

А не к лапам прилипать!

Волк пытается оторвать от себя бычка. Просыпается Бабка.

Бабка (кричит):

Дед, беги скорей сюда,

Да неси двустволку!

Наш бычок-то хоть куда –

Изловил он волка!

Из хаты выходит дед с ружьем и целится в Волка. Бабка забирает у Волка бычка. Волк с поднятыми лапами идет к избе. Дед за ним.

Дед:

В погреб волка посажу,

Чтобы не кусался.

Как с ним быть, потом решу.

Волк (в сторону):

Ишь развоевался!

Дед с Волком скрываются за хатой. Бабка снова ставит бычка на лугу, а сама садится у плетня.

Бабка (поет):

Ты, пасись, пасись, бычок,

Смоляной ты мой бочок,

Из соломки ножки,

Из коряжки рожки,

Из веревки хвостик.

Не ходи за мостик!

Там, в лесу, лиса живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Бабка снова засыпает. Из-за деревьев выходит Лиса и направляется к бычку.

Лиса (поет):

Как на хутор я пойду,

В гости к петушку зайду,

Да будильник подарю,

Чтобы не проспал зарю.

Будут благодарны все

Красной девице Лисе!

(бычку)

Здравствуй, незнакомец! О-о!

Ты признайся честно,

Что нет краше никого,

Что лиса прелестна!

Бычок не отвечает.

Лиса (возмущенно):

Посмотрите, вот нахал!

Что молчишь, как рыба?

Или ты лису встречал

Краше? Ну, спасибо!

Я к тебе со всей душой,

А ты так! Ах, вот как?

Да ты сам костей мешок –

Тощий, как селедка!

Лиса набрасывается на бычка и прилипает.

Лиса (примирительно):

Ладно, ладно. Отпусти,

Я тебя простила!

Мне пора домой идти,

Я же пошутила!

Лиса пытается оторвать от себя бычка. Просыпается Бабка.

Бабка:

Дед, беги сюда скорей,

Да неси лопату!

Наш бычок – ловец зверей!

Эй, лиса, куда ты?

Лиса пытается убежать вместе с бычком, но падает. Из хаты выходит Дед с лопатой. Бабка забирает у Лисы бычка. Лиса идет к хате. Дед за ней.

Дед:

И тебя я посажу

В погреб, вертихвостка!

Лиса (заискивающе):

Дедко, я с тобой дружу,

Не испачкай шерстку!

Дед с Лисой скрываются за хатой. Бабка снова ставит бычка на лугу, а сама садится у плетня.

Бабка (поет):

Ты, пасись, пасись, бычок,

Смоляной ты мой бочок,

Из соломки ножки,

Из коряжки рожки,

Из веревки хвостик.

Не ходи за мостик!

Зайчик там, в лесу, живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Бабка снова засыпает. Из-за деревьев выбегает Заяц и бежит к бычку, все время оглядываясь.

Заяц:

От погони защити,

Ты большой и смелый!

Заяц хочет спрятаться за бычка, прилипает и начинает вырываться.

Заяц:

Отпусти! Ну, отпусти!

Что тебе я сделал?

Просыпается Бабка, подходит к Зайцу и несет его вместе с бычком в хату.

Бабка:

Я тебя не отпущу,

Серенькие ушки.

За морковку отомщу –

Посидишь в кадушке!

Бабка с Зайцем скрывается за хатой. Через некоторое время из нее выходит Дед с большим ножом и начинает его точить.

Дед:

Я булатный нож точу,

С мишки шкуру снять хочу.

Ну, иди сюда, голубчик,

Из тебя сошьем тулупчик!

Из-за хаты появляется Медведь.

Медведь:

Не губи меня ты, дед!

За свою свободу

Принесу вам на обед

Я кадушку меда!

Дед:

Ну, смотри! Меня обманешь,

Сразу же тулупом станешь!

Медведь убегает в лес, а Дед продолжает точить нож.

Дед:

Я булатный нож точу,

С волка шкуру снять хочу.

Вот обрадуется бабка,

Из него сошьем мы шапку!

Из-за хаты появляется Волк.

Волк:

Не губи меня, отец,

За бычка прости!

Пригоню тебе овец,

Только отпусти!

Дед:

Ну, смотри! Меня обманешь

Точно новой шапкой станешь!

Волк убегает в лес, а Дед продолжает точить нож.

Дед:

Я булатный нож точу,

Лисью шкуру снять хочу.

Из-за хаты появляется Лиса.

Лиса:

Пожалей меня, старик,

Не пускай на воротник!

Я за то с округи всей

Пригоню тебе гусей!

Дед:

Ну, смотри! Меня обманешь,

Бабке душегрейкой станешь!

Лиса убегает в лес, а Дед продолжает точить нож.

Дед:

Я булатный нож точу,

С зайца шкурку снять хочу.

Серый зайчик – невеличка,

Может, выйдет рукавичка!

Из-за хаты появляется Заяц.

Заяц:

Отпусти меня в лесочек,

Принесу я туесочек

И пуховые подушки!

Не губи мои ты ушки!

Дед:

Ну, смотри! Меня обманешь,

Варежкой ушастой станешь!

Заяц убегает в лес. Из хаты выходит Бабка.

Бабка:

Что ж ты, старый, натворил,

Голова баранья?

Всю добычу упустил!

Шуба, до свиданья!

До свиданья, воротник,

Рукавички, шапка…

Очумел совсем старик!

Дед:

Да уймись ты, Бабка!

Бабка с Дедом уходят в хату. Из леса появляется Заяц с туеском и подушкой. Он подходит к хате и стучится.

Заяц:

Тук-тук-тук!

Из хаты выходит Дед.

Дед:

Кто там?

Заяц:

Пришел

Зайчик-побегайчик.

Туесок для вас я сплел,

Слово держит зайчик!

Дед берет подарки и уходит в хату. Зайчик убегает обратно в лес. Тут же из леса появляется Лиса, несущая гуся, подходит к хате и стучится.

Лиса:

Тук-тук-тук!

Дед:

Кто там?

Лиса:

Лиса!

Принесла я гуся.

Бабка выглядывает из окна.

Бабка:

Не схитрила! Чудеса!

Лиса:

Так-то вот, бабуся!

Дед берет подарки и уходит в хату. Лиса убегает обратно в лес. Тут же из леса появляется Волк, несущий ягненка и идет к хате.

Бабка:

Вон, смотри, и волк несет

Нам с тобой ягненка.

Дед выходит из хаты.

Дед:

Говорил же я, придет.

Бабка (ворчливо):

Лучше б поросенка!

Волк отдает ягненка Деду и убегает в лес. Дед несет ягненка в хату. Бабка скрывается в окне. Из леса выходит Медведь с бочонком меда.

Медведь:

Тук-тук-тук! Есть в хате кто?

Я принес вам меда!

Дед выходит из хаты и берет бочку.

Дед:

Тянет килограмм на сто.

Медведь (со вздохом):

Дорога свобода!

Медведь возвращается в лес.

Рассказчик:

Бабка с дедом с этих пор

Зажили богато.

Если заберется вор,

Бьют его лопатой!

Ведущий: А вот и куклы-марионетки. Когда-то название кукол означало «Мария на нитках» В средние века такая кукла Мария, управляемая с помощью ниток, участвовала в мистериях во время богослужения в храмах. Но подобный театр просуществовал недолго. Однако кукла на нитях осталась, ее назвали «Марионеткой».

Звучит музыка « На танцующих утят»

Дети: выходят группа детей с куклами-марионетками, исполняют танец, управляя куклами.

Ведущий: Ребята, в последнее время появились и другие куклы. И вы их знаете – это пальчиковые.

Дети: Девочка рассказывает стихи и демонстрирует пальчиковые куклы.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, медвежат кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

В зале звучит музыка: «Белая Гвардия» – Кукла в кармане.

Под эту музыку ведущий и дети с куклами исполняют танец.

Ведущий: Ребята, наше путешествие подошло к концу. С вами сегодня путешествовали (выходят артисты, ведущий их представляет). В зале звучат аплодисменты артистам и музыка.

 

Список используемой литературы:

1. Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. – Приложения. – Кн. 1. – Спб., 1895. – С. 85-185.

2. Шафранюк В. А. Понятие о куклах-актёрах и традиционные заблуждения. – М,: Стелс, 2001 г.

3. Шафранюк В. А. Кукольное пространственно-временное искусство (публикация 2011 г.).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела