Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(2) Татьяна Михайловна Бузакова,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 109 Кировского района г. Новосибирска

Элективный курс для 11 класса «Федеральные послания Президента РФ как источник изучения Новейшей истории России»

 

Программа практико-ориентированного курса «Федеральные послания Президента РФ как источник изучения Новейшей истории России» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 17 часов. Она предполагает параллельное и углубленное изучение темы «Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. Правление В.В. Путина» в рамках общего курса истории. Целесообразно изучать во втором полугодии.

Данный курс, несомненно, актуален. В современной России одним из приоритетных направлений в области среднего образовании является гражданское образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином с высокой правовой и политической культурой. Этот аспект имеет особенно важное значение, поскольку от понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и политической грамотности подрастающего поколения зависит будущее нашей страны. Формирование гражданственности становятся сегодня непременным условием уверенного и стабильного развития России в третьем тысячелетии.

Помимо этого, знание и понимание современной политической конъюнктуры способствует дальнейшей социализации и самоактуализации молодых людей, успешной интеграции их во взрослую жизнь.

Кроме того, в современной методике обучения истории значительное место отводится обучению школьников способам работы с историческими источниками, историографическими материалами. Принято считать, что это главный путь формирования социально-значимых умений и способов деятельности, способ реализации компетентностного (деятельностного) подхода к обучению истории, а также необходимый аспект углубленного изучения истории и обществознания в старших классах.

Разработка данного курса обусловлена еще и тем обстоятельством, что официальных, опубликованных источников по истории России данного периода практически нет. А изданные учебные пособия охватывают период лишь до 2002 года. Разрозненную мозаику фактов, которые сообщают нам СМИ, необходимо каким-то образом систематизировать. Представленный курс дает возможность увидеть наиболее полную картину всех изменений, происходивших в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества. Послания наглядно демонстрируют то, что планировалось выполнить и то, что выполнено по факту.

Цель: повышение политической грамотности учащихся на основании анализа направлений и результатов внутренней и внешней политики России изложенных в Федеральных посланиях В.В. Путина.

Задачи:

1. Освоение учащимися системы знаний о приоритетных направлениях развития страны за 2000-2006 гг. на основе Федеральных посланий.

2. Воспитание гражданственности; расширение социальной компетенции, опыта учащихся при анализе и обсуждении современной политической ситуации в России.

3. Развитие способности критически оценивать информацию, умения работать с историческими источниками; способности понимания исторической обусловленности процессов и явлений.

В результате обучения по элективному курсу учащиеся должны освоить:

– знания об особенностях исторического развития Российского общества в 2000-2006;

– специфику работы с нормативно-правовыми источниками;

– понимать значение данного исторического периода для истории страны в целом.

Учащиеся должны уметь:

– критически оценивать информацию; проводить исторические параллели;

– осуществлять комплексную работу с различными типами источников (документы, таблица, схема); поиск и систематизацию исторической информации как основу решения исследовательских задач;

– определять собственное отношение к дискуссионным проблемам и аргументировать его.

Содержание курса предполагает интеграцию таких учебных дисциплин, как история, политология, обществознание, экономика и др. Использование межпредметных связей позволяют сформировать устойчивый интерес к истории и соответствующим её областям, сформировать свою точку зрения о сегодняшней политической ситуации в России. Также данный курс содействует более осознанному выбору будущей профессии. Использование межпредметных связей в элективном курсе также позволяет систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении различных предметов, создать у учащихся целостное представление и взаимосвязи всех сфер человеческой жизни: политики, экономики, социальной и духовной сферы.

Курс «Федеральные послания Президента РФ как источник изучения Новейшей истории России» позволяет реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

В ходе изучения курса создаются благоприятные условия для организации учебного процесса как курса преимущественно самостоятельной творческой деятельности учащихся. С этой целью используются документы (непосредственно Федеральные послания президента), в большей мере применяются такие методы обучения, которые активизируют мыслительную деятельность обучаемых (доклады, семинары, исследовательские проекты). Курс позволяет осуществить исследовательский подход к изучению школьниками направлений внутренней и внешней политики 2000-2005. Изложение нового материала учителем приближено по форме к лекции, а опрос учащихся заменяется системой семинаров.

Текущий контроль усвоения материала и формирования навыков работы осуществляется при помощи тестирования после прохождения основных разделов. Оценивание итоговой работы учащихся производится по результатам участия в семинарах, выполнения проектов, защиты исследовательских работ, сдачи зачетов.

Анализ внутренней логики элективного курса показывает целесообразность следующего примерного соотношения между различными формами и методами проведения занятий:

Лекции – 40-45%

Семинары – 10-15%

Практикумы – 15-20%

Защита исследовательских работ– 10-15%

Зачёты – 5-10%

Таким образом, почти половину учебного времени рекомендуется отводить на практические занятия.

 

Приложение 1. Тематический план элективного курса «Федеральные послания Президента РФ как источник изучения Новейшей истории России»

Приложение 2. Методические рекомендации к элективному курсу

Приложение 3. Примерные измерительные материалы для осуществления текущего контроля

Приложение 4. Основные термины и понятия

Приложение 5. Примерные темы рефератов и эссе

Приложение 6. Список рекомендуемой литературы

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 52)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела