Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(6) Татьяна Владимировна Илющенко,
учитель английского языка высшей квалификационной категории МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района г. Новосибирска

Самостоятельная работа на уроках английского языка

 

Я считаю, что главная задача учителя – научить детей самостоятельно добывать необходимые знания. Об этом идет речь в ключевых направлениях развития общего образования.

Ядром урока английского языка являются следующие компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная, поэтому я при планировании самостоятельной работы на уроке это учитываю и задания дифференцирую.

Самостоятельную работу осуществляю в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. Например, при работе в группах, я провожу лексические игры, игры на отработку неправильных глаголов.

При работе в парах провожу игру «Комнатный бой». По рисунку плана комнаты, выясняя, что и где находится, закрепляется структура: There is… There are… Is there... Are there.… При индивидуальной отработке лексики, например, описывая  внешность, предлагаю «Составить фоторобот» пропавшего друга или подруги.

Кроме того, учащимся нравится составлять рекламы, кроссворды, синквейны, делать анонсы фильмов. Эти формы работ я использую на своих уроках часто.

Каждая из названных форм призвана создавать развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики.

Обязательным условием успешности учебной работы является внимание. Самостоятельная работа способствует развитию таких его свойств, как объем, концентрированность, устойчивость, интенсивность, сосредоточенность, что обеспечивает четкое и яркое восприятие и понимание учебного материала, а также более быстрое, прочное его запоминание и сохранение в памяти на длительный срок. Развитию внимания ученика способствует четкое понимание им учебного материала, знание способа выполнения упражнений. Так, например, при выполнении подстановочных упражнений предлагаю следующую опору для выполнения учебного задания:

Вам предстоит заполнить пропуски в тексте, заданными под чертой словами и сочетаниями слов.

– Просмотрите заданные слова и сочетания слов, воспроизведите их, уточните их значение.

– Прочитайте предложения с пропусками, представьте себе, о чем в них идет речь.

– Предположите, что может обозначать пропущенное слово и к какой части речи оно относится, опираясь на значение окружающих слов (если перед пропуском стоит артикль или артикль с прилагательным, а после пропуска – глагол, то пропущенное слово является существительным. Если перед пропуском стоит существительное, личное местоимение или наречие, тогда вы можете предположить, что пропущенное слово – глагол).

– Соотнесите значение каждого из заданных под чертой слов со смыслом всего предложения и выберите нужное.

– В заключение проверьте себя. Воспроизведите каждое из полученных предложений, следя за его смыслом. В случае сомнения переведите его на родной язык.

Для непрерывного развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении английского языка необходимы 5 условий:

1.Осознание цели выполняемой деятельности.

2.Знание процедуры выполнения задания.

3.Умение пользоваться соответствующими средствами обучения.

4.Умение видеть опоры в материале заданий.

5.Важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий.

Я терпеливо и настойчиво показываю преимущество систематической самостоятельной работы. Для этого использую Интернет-ресурсы, творческие задания, дополнительные источники информации, дидактический материал, презентации и т. д.

Большим потенциалом обладают парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. «Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе». Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы.

Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках, я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим встает проблема отношения учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка – ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, ученики смогут лучше контролировать свою речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках. В малых группах учитель, переходя от группы к группе, может помочь тем, кто испытывает трудности. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время речевой практики на уроке, так как говорят одновременно несколько учащихся. С другой стороны, чтобы учебная деятельность была интересной и давала удовлетворение.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 973)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела