Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(2) Елена Владимировна Сурсо,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 82 Дзержинского района г. Новосибирска

Урок-путешествие во 2 классе, посвященный юбилею Дзержинского района

 

Тема: Закрепление вычислительных навыков. Решение задач.

Цель:

1. Повторить и закрепить умения: производить арифметические вычисления в пределах 100, решать задачи разных видов.

2. Развивать умения анализировать и решать текстовые задачи, отрабатывать вычислительные навыки. Развивать внимание, воображение, логическое мышление, память.

3. Воспитывать интерес к истории родного города, района, расширить краеведческий кругозор, уважение к старшим, к мнению одноклассников.

Задачи:

1. Развивать у учащихся познавательные УУД: самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей, строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем, анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

2. Формировать регулятивные УУД: выбирать задание по силам, учиться высказывать свое предположение, принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания, выполнять работу в соответствии с заданным планом, участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

3.Развивать коммуникативные УУД: работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом), вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов, активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке, ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

4. Формировать личностные УУД: прививать интерес к математике, интерес к истории родного города, района, расширить краеведческий кругозор, уважение к старшим, понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач, быть толерантным к  чужим ошибкам и другому мнению, не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Планируемые результаты: учащиеся будут знать название компонентов арифметических действий, смогут применять различные приемы вычислений в пределах 100, научатся составлять  обратные задачи, изучат способы ее построения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданием, оценки – наклейки, символ города Новосибирска – Городовичок.

Ход урока:

1. Организационный момент – 1 минута.

2. Сообщение темы урока – 3 минуты.

Учитель: Добрый день, ребята! Подравнялись, садитесь. Проверьте готовность к уроку математики: учебник, тетрадь, пенал. Поднимите руки те ребята, кто пришел на урок в прекрасном настроении? Кто любит путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить заочную экскурсию по нашему родному Дзержинскому району города Новосибирска. Как вы думаете, с какой целью я предлагаю отправиться в путешествие именно по Дзержинскому району? (ответы детей)

Сегодня на уроке все задания будут содержать сведения о нашем районе. Вашим помощником будет символ нашего города – Городовичок, он перед вами на рабочем столе. За правильный ответ или правильно выполненное задание будете получать по связке шариков от Городовичка. В конце урока подведем итоги. От вас сегодня, ребята, потребуется лишь внимание, смекалка, логика, воображение. Итак, в путь. Пожелаем, друг другу успеха.

Города и районы как люди. Рождаются, растут, обзаводятся биографией, обустраиваются, мечтают о будущем. Наш Дзержинский район именно из таких. Слайд №1.

3. Основная часть – 39 минут.

А) Устный счет: 8 минут

Учитель: Начнем с мозговой разминки, работать будем устно.

1. Назовите число в котором 1 дес. 0 единиц. – 10 (в нашем городе 10 районов)

Кто догадался, что может обозначать данное число.

2. Разность 45 и 40 – 5 (наш район на пятом месте по числу жителей в нем) 157.8 тыс. человек.

3. Сумму чисел 15 и 3 уменьшить на 10 – 8 (наш район на восьмом месте по занимаемой территории) 36.7 кв. км.

4. Уменьшаемое 96, вычитаемое 16, чему равна разность? – 80 (80 лет назад образован Дзержинский район) Что может обозначать данное число? (1933 год был образован Дзержинский район) Слайд № 2.

Учитель: восстановим цепочку данных чисел: 10, 5, 8, 80

Какое число предшествует числу 10? (9) Кто догадался, что может обозначать данное число? (остальные девять районов города)

Уменьшите 80 на 5 (75) (нашей Новосибирской области 75 лет)

На сколько лет наш район был образован раньше НСО? (На 5лет)

Увеличьте 80 на 20 (100), а теперь 100 на 20 (120) Кто догадался, что может обозначать данное число? (в 2013 году наш город будет отмечать свое день рождение – 120-летие. Слайд.

Кто догадался, на сколько лет наш район Дзержинский моложе образования самого города Новосибирска?

Б) Работа в тетрадях. Открыли тетради, записали число. 1 минута

Учитель: Как я уже сказала, все задания, которые мы будем сегодня выполнять, будут содержать сведения о нашем районе.

Положите перед собой карточку №1.

На них задания с двух сторон. Определите для себя очень быстро: Что будете выполнять? Задание №1 или №2, или полностью все задания.

Время – 5 минут.

64-60       2                      39-30-5=4 (в нашем районе 4 вида городского транспорта: трамвай, автобус, троллейбус, метро).

81-80       4                     65+6-70=1 (в нашем районе 1 пассажирское автобусное предприятие, 1 пассажирское троллейбусное предприятие).

23-21       1                           42- (30+10)=2 (в нашем районе 2 станции метро «Березовая роща», «Золотая нива»).

(проверили по слайду, встали те, кто не допустил ни одной ошибки, оцените себя, поставьте ! у кого нет ошибок)

Время – 10 минут.

Учитель: Как человек, взрослея, приобретает неповторимые черты и индивидуальный характер, так и наш район обретает особый неповторимый облик.

Продолжаем нашу заочную экскурсию. У доски по желанию нужно решить числовые выражения, они написаны на воздушных шариках «Городовичка». Значения числовых выражений будут сведения о нашем Дзержинском районе (ребята объясняют приемы сложения и вычитания подробно, используя слова: заменю, удобнее).

92-40=52 (в нашем районе образовательных учреждений)

70-69=1 (в нашем районе высших учебных заведений, профессиональных училищ, музыкальных школ, школ искусств, биатлонный комплекс, спортивный стадион «Чкаловец»), (в нашем районе музей истории и развития Дзержинского района).

40-37=3 (в нашем районе техникумов), (крупнейших промышленных предприятий).

12+8=20 (в нашем районе средних общеобразовательных школ).

19+8=27 (в нашем районе детских дошкольных учреждений).

35-20=15 (в нашем районе учреждений здравоохранения).

78-70=8 (в нашем районе библиотек).

100-98=2 (в нашем районе спортивных школ).

Восстановим цепочку данных (показать слайд с данными по району)

Учитель: Ребята? Как вы думаете, на чем можно совершать экскурсию по нашему району? (на автобусе, на троллейбусе, пешком) А как путешествует Городовичок? (пешком) Человек, который находится больше в движении, каким становится? (крепким, сильным, выносливым, здоровым).

Физминутка1минута.

Что еще помогает быть сильным, крепким, выносливым? (занятия спортом)

Городовичок решил побывать в нашей школе и получить для себя полезную информацию о нашем классе. Перед вами карточка №2. Время 10-15 минут.

Текст задачи: Во 2Б классе 27 учеников. Из них 10 учеников посещают спортивные кружки, а остальные не посещают. Сколько учеников не посещают спортивные кружки?

Прочитайте каждый себе. Это задача? Докажите. Прочитаем условие, прочитаем вопрос. Выберете, какой схематический чертеж подойдет к этой задаче? (показать слайд)

Каким действием можно узнать? Сколько учеников посещают спортивные кружки? Составить и решить задачу обратную данной (если останется время) – 4 минуты.

Карточка №3 (решить и вспомнить, с какими сведениями о нашем районе связано значение числового выражения)

(30+12) – 40=2

29-(20+8)=1

(55-40)+5=20

Итог урока: 2минуты. Учитель: Вот и подошла к концу наша небольшая заочная экскурсия по данным нашего района. Понравился ли вам урок? Чем? Кому на уроке было трудно? В чем испытывали трудность?

(отметить лучших, активных учеников, выставить отметки)

– Сегодня вы узнали лишь немного о нашем Дзержинском районе. Кого заинтересовала история района, то информацию более подробную можно узнать в музее истории и развития Дзержинского района, интернете, книгах, энциклопедиях, представленных на нашей выставке.

Приложение. Презентация к уроку

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела