Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Светлана Сергеевна Терентьева,
воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 395 компенсирующего вида» Дзержинского района г. Новосибирска

Людмила Александровна Ларионова,
старший воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 395 компенсирующего вида» Дзержинского района г. Новосибирска

Природные ресурсы Сибирского края как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Ни для кого не секрет, что чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с нарушениями в его развитии, поэтому необходимо не упустить «золотое» время для коррекционной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с детьми в нашем детском саду ведется с детьми с момента их поступления в ДОУ и даже раньше (взаимодействие с родителями по вопросам коррекции нарушений в развитии детей в адаптационной группе кратковременного пребывания и через консультативный центр ДОУ). Эта деятельность, проводимая с использованием разнообразных методик, которые давно зарекомендовали себя в работе в ДОУ с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, несомненно, дает положительные результаты.

Но чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, возрастными, индивидуально-личностными, физиологическими и психологическими особенностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей, а также учитывать новые требования, выдвигаемые к образованию детей (Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования), необходимо внести изменения в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения ОДА. Это побудило нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы.

Современные методики коррекционной работы с детьми (использование методов и приемов нейропсихологии и др.), конечно же, показывают нам эффективность и правильность выбранного пути, но мы решили, что не следует сбрасывать со счетов и тот опыт, который применялся для развития ребенка с древних времен. Это опыт общения ребенка с природой. Используя дошедшие до нас источники информации, мы видим, что практически с самого рождения развитие ребенка тесно переплеталось с природой.

Разнообразная деятельность с природным материалом (песок, глина, камни, минералы) имеет глубокие исторические корни. Она как бы «оживляет» генетическую память ребенка, дает ему возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира. И не следует забывать, что в процессе взаимодействия человека с природными материалами появился первый жизненный опыт, знания, зародились первые игры.

В нашей практической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, мало внимания уделялось деятельности с песком, глиной и другими природными материалами, хотя она является основой формирования у детей физической «картины мира». А перенос традиционной педагогической деятельности в песочницу, в «каменистый сад», в «импровизированное болото», дает больший эффект и в коррекционной, и в образовательной работе, нежели стандартные формы деятельности.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, увеличивается двигательная активность ребенка. В-третьих, в играх с природным материалом более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, через использование природных ресурсов родного края ребенок познает основы краеведения.

Обучение игровым действиям с естественными минералами (песок, глина, камни, соль) не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой частью в общий комплекс коррекционного развития.

Проанализировав работу ДОУ по экологическому и коррекционно-развивающему воспитанию, считаем необходимым осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка, в том числе и коррекционной, ввести интеграцию коррекционной деятельности и экологического воспитания.

Нами был разработан проект «Природные ресурсы Сибирского края как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Целью данного проекта является использование природных ресурсов Сибирского края в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями ОДА.

Объект: экологическая и коррекционно-развивающая деятельность детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет).

Предмет: совокупность методов и приемов экологического воспитания, краеведения и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Гипотеза: при совместной заинтересованности детей, воспитателей и родителей использование природных ресурсов Сибирского края может эффективно (благотворно) влиять на коррекционно-развивающую работу с детьми с нарушениями ОДА.

Исходя из гипотезы, решаются следующие задачи:

1. Разработать цикл лекций и практических занятий для педагогов ДОУ по обозначенной проблеме, создать научно-познавательную библиотеку по экологии и  краеведению.

2. Провести семинары, мастер-классы по использованию природных ресурсов в работе с детьми.

3. Разработать разнообразные групповые проекты по экологическому воспитанию детей с нарушениями ОДА.

4. Оборудовать зеленый уголок детского сада для экологической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

5. Создать на территории детского сада экологические объекты, способствующие экологическому, коррекционному и познавательному развитию детей.

6. Проанализировать результаты интеграции экологического воспитания и коррекционной работы с целью выявления эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями ОДА.

Участники проекта:

– творческая группа сотрудников ДОУ: воспитатель Терентьева С.С., воспитатель Сенченко Т.В., старший воспитатель Ларионова Л. А.

– дети старших дошкольных групп с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Сотрудничество:  НИПКиПРО, Городской центр образования и здоровья «Магистр».

Срок реализации проекта – 2 года (2011-2013 гг.)

Принципы реализации проекта:

– Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию воспитателей и специалистов, которые призваны решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

– Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

– Дифференциация и индивидуализация. Принцип индивидуализации и дифференциации образования и коррекционного развития на основе комплексной диагностики. Дифференцированный характер деятельности детей с учетом их индивидуальной психологической и физиологической готовности к ней. Индивидуализация темпов освоения детьми коррекционно-развивающей и образовательной программы.

– Интеграция. Интеграция экологического образования и коррекционно-развивающей деятельности позволяет решать коррекционные задачи на основе формирования у детей основ экологической культуры, экологической безопасности, познавать себя в природе и социальной среде.

Интеграция коррекционно-развивающей деятельности в экологическом образовании. Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения различными видами деятельности с природным материалом.

Интеграция экологического образования в коррекционно-развивающей деятельности. Формирование целостной картины мира, познание себя в природе и социальной сфере, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека и укрепление физического и здоровья детей с НОДА посредством использования природных ресурсов.

На практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных образовательных областей по различным направлениям на основе единого тематического планирования. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

На примере работы с объектом неживой природы Сибирского края – глиной мы покажем, как произошло изучение этого объекта через различные образовательные области.

 

Мы нашли глину!

Интеграция образовательных областей:

– познание;

– коммуникация;

– труд;

– безопасность.

Это наша глина? И это глина!

Интеграция образовательных областей:

– познание;

– коммуникация; чтение художественной литературы;

– безопасность;

– физическая культура;

– здоровье.

Коррекционная задача: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней (хождение по глиняным бляшкам), развитие равновесия и координации движений.

Топтать глину ногами весело! Она мягкая и «чавкает».

Интеграция образовательных областей:

– познание;

– коммуникация;

– труд;

– здоровье.

Коррекционная задача: развитие общей моторики, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.

А ещё глину можно мять руками и лепить из неё всё, что захочешь!

Интеграция образовательных областей:

– познание;

– коммуникация;

– труд;

– художественное творчество.

Коррекционная задача: развитие мелкой моторики пальцев рук.

На глине можно рисовать! Вот что у нас получилось!

Интеграция образовательных областей:

– познание;

– коммуникация;

– труд;

– художественное творчество.

Коррекционная задача: развитие мелкой моторики пальцев рук, ориентировки в пространстве.

А ещё глина умеет «петь»!

 

Интеграция образовательных областей:

– познание;

– коммуникация;

– социализация;

– музыка.

Коррекционная задача: развитие силы дыхания, слухового внимания; укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 44)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Природные ресурсы Сибирского края как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении
4. Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников