Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(3) Елена Левоновна Заикина,

старший воспитатель
МБДОУ № 457 Дзержинского района г. Новосибирска

Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении

 

Современная педагогика считает, что познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых и возраст от 3 до 7 лет является сенситивным периодом по усвоению общебиологических понятий и закономерностей.

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Свободная работа в развивающей среде – это возможность для детей осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития. В обыденной жизни, наблюдая за детьми, мы видим, что очень часто они экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает небезопасно. Эксперимент же, специально организованный воспитателем, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми в нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы работы:

– занятия;

– беседы познавательно-эвристического характера;

– лабораторные работы;

– киносеансы;

– дидактические и развивающие игры, упражнения;

– сюжетно-ролевые игры;

– эксперименты и опыты;

– рассматривание картин;

– наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

– экскурсии и целевые прогулки;

– работа в уголках природы;

– экологическая тропа;

– предметные недели;

– конкурсы;

– праздники, развлечения, вечера досуга;

– театрализованная деятельность;

– диагностика развития детей.

Организация развивающей среды – это одно из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Сегодня основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые они могли бы опереться. Примером такой развивающей среды у нас в ДОУ стали лаборатории, находящиеся в уголках природы в группах. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Практическая деятельность дошкольников в природе имеет ключевое значение в освоении опытно-экспериментальной деятельности. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель их воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности они реализуют свои потребности пытливых исследователей, делают выводы и обобщения.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Для грамотного осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми в методическом кабинете собраны материалы:

– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;

– комплексно-тематический план «Опытно-исследовательская деятельность на занятиях по окружающему миру»;

– памятка о проведении занятия-экспериментирования;

– конспекты занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах;

– картотека опытов;

– методические рекомендации «Организация экологической тропы»;

– экологические кроссворды и т. п.

Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой в группах, является сотрудничество с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями мы считаем:

– необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу общности интересов;

– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Для этого воспитателями были разработаны советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома («Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке»).

Для совершенствования профессионального мастерства педагогов в ДОУ мною организуются разнообразные формы работы:

– консультации;

– педсоветы;

– открытые просмотры;

– смотры-конкурсы;

– анкетирование и педагогическая диагностика;

– беседы;

– семинары-практикумы.

Таким образом, на мой взгляд, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела