Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Марина Александровна Рудницкая,
педагог дополнительного образования второй квалификационной категории (инженер-технолог общественного питания) МБОУ ДДТ «Центральный» г. Новосибирска

Здоровье нации в наших руках

«Прививать правила правильного питания

 необходимо с раннего детства.

Следовать, понимая их необходимость,

в осознанном возрасте, чтобы дожить

до глубокой старости активно и полноценно».

Ни для кого не секрет, что питание является основой жизнедеятельности организма человека. Состав пищи, ее свойства и количество определяют рост и физическое развитие, трудоспособность, заболеваемость, нервно-психическое состояние и, в конечном счете, продолжительность и качество жизни.

Все знают, например, что если заправить машину некачественным бензином, то последствия этого скажутся сразу: машина не поедет, либо заглохнет через некоторое время, будет необходим срочный дорогостоящий ремонт. К сожалению, неправильное, нерациональное питание не сразу дает явные результаты, а проявляется в течение жизни хроническими заболеваниями. И возраст проявления этих заболеваний молодеет. Так, в 2011 году только 2,5% выпускников российских школ признаны здоровыми. В рейтинге хронических болезней школьников на первые места вышли болезни органов пищеварения. У многих школьников наблюдается излишек массы тела, с одной стороны, либо явный недостаток веса с другой. Ребята часто жалуются на утомляемость, слабость, головокружение. И причина этих болезней и состояний напрямую связанна с питанием.

В настоящее время государство обращает большое внимание на эту составляющую здоровья нации:

– проводятся мониторинги по вопросам качества питания на различных уровнях;

– разработаны и утверждены нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для детей и подростков;

– определены среднесуточные наборы продуктов для различных возрастных групп детей и подростков;

– утвержден типовой режим питания.

Так как молодое поколение достаточно длительное время находится в школе, школьная столовая должна быть эталоном организации питания и формирования правильных пищевых привычек на всю жизнь. Все, от внешнего вида школьной столовой до состава продуктов в школьном буфете; от интерьера, посуды, сервировки столов до времени принятия пищи должно соответствовать принципам правильного питания и способствовать формированию здорового образа жизни и культуры застолья.

В этом направлении  в настоящее время проводится большая работа:

– выделяются средства на ремонты школьных столовых и оснащение их современным технологическим оборудованием, посудой и инвентарем;

– создаются новые заготовочные цехи и фабрики, снабжающие школьные столовые полуфабрикатами и кулинарными изделиями;

– комплектуются коллективы квалифицированными специалистами, способными организовать питание, согласно утвержденным принципам, нормам и правилам.

Итак, задачи школы определены – организовать качественное питание школьников в течение всего дня – во время уроков и дополнительных занятий по интересам (школа полного дня).

Однако пищу дети употребляют и за пределами школьной столовой. И здесь уже в формировании правильного выбора большая роль отводится обществу и семье. Министерством образования и науки Российской Федерации, Департаментом воспитания и социализации детей разработаны рекомендации по формированию культуры здорового питания. Задача эта отражена в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).

Являясь в ДДТ «Центральный» педагогом дополнительного образования кружка «Ресторанное дело», на своих занятиях всегда делаю акцент на здоровьесберегающие положения.

Моя образовательная программа по технологии приготовления блюд направлена на формирование следующих знаний по вопросам питания:

– товароведная характеристика сырья (продуктов), используемого при приготовлении блюда, показатели качества и принцип выбора продукта при покупке;

– пищевая, биологическая и энергетическая ценность продуктов и блюда в целом;

– способы хранения и обработки продуктов, позволяющие наиболее полно сохранить питательные вещества, входящие в состав продукта, блюда.

На практических занятиях ребята осваивают технологические процессы приготовления блюд, учитывая полученные знания и умения. Кроме того, большое внимание я уделяю вопросам личной гигиены и технологической санитарии, позволяющие готовить пищу безопасной от микробного загрязнения.

При дегустации каждое блюдо оценивается с точки зрения полезности, возможности употребления на завтрак, обед или ужин. Определяется – является ли оно блюдом каждого дня или это блюдо праздника. Решается – можно ли данное блюдо есть без ограничений или же чуть-чуть и иногда.

Все эти составляющие знаний постепенно формируют осознанный выбор питания, отвечая на гастрономические предложения не только «да, хочу» или «нет, не буду», но и «почему, зачем, для чего».

Особенно сложно пропагандировать систему выбора рационального питания, когда с экранов телевизора, как правило, рекламируется «вредная еда», еда быстрого приготовления, всевозможные полуфабрикаты, деликатесы. В этом контексте необходимо доносить до детей, что не все, что заявлено в рекламе, действительно полезно, и нужно всегда думать и выбирать, а не следовать предложениям бездумно. «Доверяй, но проверяй» – девиз современного потребителя. Так, например, рекламируемому творожному сырку с длительным сроком хранения и всевозможными консервантами, усилителями вкуса и загустителями, предпочесть свежий творог со сметаной и джемом. Или рекламируемым готовым кашам в пакетиках с большим содержанием сахара предпочесть овсянку с орехами и фруктами.

Моя задача, как педагога, с одной стороны, показать ребятам, что всегда есть альтернатива быстрой еде и замена ее на более полезные, простые в приготовлении блюда, с другой стороны, научить готовить такие блюда технологично и качественно.

Комплекс приобретенных знаний закрепляется на заключительных занятиях, на которых все полученные знания необходимо представить в определенной системе и отразить следующее понятие – питание современного человека должно быть:

– разнообразным по набору используемых в рационе продуктов;

– сбалансированным по поступаемым с пищей и расходуемых калориям;

– умеренным по весу и объему;

– дробным по приему пищи в течение дня;

– здоровым и безопасным с точки зрения сохранения здоровья и профилактики основных хронических заболеваний.

Полученные знания мотивируют ребят на отказ от некоторых «вредных продуктов», на соблюдение режима питания, на контроль за объемом употребляемой пищи… Однако видимые результаты работы по пропаганде здорового питания сразу не видны. Эта работа даст плоды, когда помимо знаний, полученных на занятиях, будет подкреплена каждодневной работой самих ребят по выбору своего питания. Когда подросток сам становится исполнителем, потребителем и контролером, когда правильное питание – это образ жизни, а не периодическая диета.

Поэтому большую роль в правильном формировании пищевых привычек играет семья. И поскольку я работаю со старшеклассниками, то всегда предлагаю ребятам проанализировать питание в своей семье и подкорректировать его с точки зрения всех современных требований. Подросток может выступать наравне с другими членами семьи по вопросам организации питания, даже в каких-то случаях быть учителем, так как приобретенные знания могут позволить ему аргументировано отстаивать свою точку зрения и положительно влиять на общую картину рациона и пищевых привычек в семье.

Обучающиеся выполняют различные творческие проекты по теме питания, участвуют в конкурсах. Так, обучающийся в кружке ученик 10 класса МБОУ СОШ №4 Березовский Борис в 2011 году принял участие в III городском конкурсе «Мы за правильное питание» и получил III место среди учащихся старших классов муниципальных образовательных учреждений города Новосибирска в номинации – презентации. В этом году работы кружковцев направляются на конкурсы городского и областного уровня.

Также мною и кружковцами ведется работа по мониторингу питания среди старшеклассников (МБОУ СОШ №4). Была составлена и опробована анкета «Правильно ли Вы питаетесь?», где ребята, подсчитав баллы, получили результаты, которые позволили им задуматься над своим питанием и изменить его, если это требуется. Анализ результатов опроса школьников привел к решению создания модульной образовательной программы по основам правильного питания, так как особенно остро эта проблема обозначилась у старшеклассников. Их выбор питания становится все более самостоятельным, бесконтрольным со стороны взрослых в силу возраста, и хотелось бы, чтобы он был в сделан в пользу здоровья.

«Идеальным было бы понимание всеми людьми того, что единственный путь к устранению риска заболеваний, связанных с избыточным, неправильным или недостаточным питанием, лежит в осознанном следовании правилам разнообразного сбалансированного питания через самостоятельный выбор пищи». На этот осознанный выбор и направлена моя работа.

При написании статьи использованы материалы, размещенные на сайте «Здоровье детей в руках взрослых», выдержки из учебного пособия «Физиология питания, санитария и гигиена» А.Н. Мартинчик, «Академия», 2004.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела