Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(8) Людмила Юрьевна Аргунова,
учитель географии МБОУ «Гимназия № 10»,
руководитель РМО учителей географии и экономики
Железнодорожного района г. Новосибирска

Использование современных технологий в организации практических работ по географии

 

Учителя географии прекрасно знают насколько сложные для понимания школьников понятия «погода» и «климат». Научиться различать их поможет практическая работа «Изменение погоды в течение месяца». Прежде чем приступить к ней, сначала изучаем каждый элемент погоды отдельно, понемногу устанавливая между ними зависимости. К описанию погоды тоже подходим постепенно: сначала оцениваем состояние нижнего слоя тропосферы на момент урока географии, затем наблюдаем за изменением погоды в течение дня. И вот, наконец, мы готовы к итоговой, самой сложной работе. Данная работа со статистическим материалом предполагает обучение построению графиков, розы ветров, диаграмм и только затем с помощью обработанного материала можно установить определенные закономерности. Обычно мы наблюдали за погодой с сентября, а затем брали несколько месяцев и обрабатывали эти наблюдения. К сожалению, метеоплощадки у нас нет, нет и метеобудки. Поэтому наблюдения получаются неточными. Редко кто из учащихся способен в течение месяца трижды в день отслеживать показания и высчитывать средние показатели. Поэтому понаблюдав за погодой неделю, мы решили воспользоваться современными технологиями.

Заранее за месяц в электронном дневнике http://dnevnik.ru/ я создала группу «Погода», в которой выложила задание по отбору и обработке метеоданных, Сами метеоданные нужно было взять на сайте http://www.gismeteo.ru в Дневнике погоды. У каждого ученика из трех классов был свой месяц и свой год. Всего мы охватили своим вниманием 7 лет.

Шестиклассники умеют работать в Excel, но для равных возможностей каждого была создана презентация с пошаговой инструкцией построения графика хода температуры, атмосферного давления, розы ветров, диаграммы облачности, диаграммы типов погоды. По мере изучения элементов погоды и объяснения способов обработки информации на уроках, дома предлагалось построить электронную версию данных графиков и диаграмм. Поэтому, когда мы приступили к изучению понятия «погода», у нас уже был обработанный материал. Затем на уроке был рассмотрен один из вариантов описания погоды за декабрь 2009 года, а в дневнике в группе размещен образец выполнения, для того, чтобы весь материал располагался в определенном порядке, необходимом для правильного описания. К тому же лучше сразу приучать шестиклассников к правильному оформлению презентации. По ходу выполнения задания ребята получили возможность корректировать свою работу, ведь ее можно удалить из дневника, исправить, заменить на новую. Можно задать вопрос учителю или одноклассникам, можно посмотреть чужую работу и подумать, как сделать свою. Ведь твой месяц только у тебя и все равно придется думать самому: то ли температура влияет на давление, а давление на осадки. Или все же наоборот? Так или иначе, лучше или хуже, но с работой справились все.

Работа с электронным дневником с одной стороны облегчает жизнь учителю, так как не нужно собирать тетради, ты можешь зайти в электронный дневник с любого компьютера, в любом месте. С другой стороны, ты и в школе на работе и дома тоже. Зато ученик, забывший выполнить задание, не понявший вовремя что-то, имеет возможность разобраться и наконец-то понять что такое «погода». Теперь о климате. Если ребенок строил график, вычислял среднемесячную температуру воздуха и амплитуду температур, сравнивал их с графиком хода температур, впоследствии у него будет меньше проблем с чтением климатической карты и климатограмм. По окончании практической работы были выбраны графики самого теплого месяца июля и самого холодного января.

Сначала мы сравнили графики хода температур. За эти годы погода в данных месяцах не была одинакова, были и теплые зимы, и холодные, было и жаркое лето и прохладное. Но среднемесячные температуры сильно не отличались, а многолетние температуры все расставили на свои места. Таким образом, мы убедились, что погода меняется, а климат остается. Хотя и здесь не обошлось без сюрпризов. Ученик одного из 6 классов вместе с папой взяли не 7 лет, а проанализировали данные по зиме за несколько десятилетий. И получили удивительные для самих себя результаты: зима у нас становится теплее и короче. И повторяется это из года в год. Но о климате поговорим в следующий раз.

http://groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=155015

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела