Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Роль портфолио как педагогической технологии в формировании ключевых компетенций и компетентностей учащегося и педагога

 

В современных условиях молодому человеку очень важно уметь грамотно представить себя на рынке труда. Кроме того, важнейшей задачей модернизации образования является профильное обучение, т.е. индивидуализированное, дифференцированное, ориентированное на осознанный выбор образовательных потребностей старшеклассниками. Одним из способов оценивания образовательных результатов учащихся является портфолио. При конкурсном отборе в профильные классы портфолио играет существенную роль, так как позволяет определить предметы, в изучении которых учащиеся достигли определенных результатов, а также выявить интерес учащихся к этим предметам.

Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.п. Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Он относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Наряду с традиционными контрольно-оценочными средствами, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом деятельностного подхода к образованию. Конечная цель учебного портфолио заключается в свидетельстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, а основной смысл – «показать все, на что ты способен».

Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

С помощью портфолио, как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося и педагога как современного человека XXI века. Наиболее значимыми и востребованными являются следующие компетенции:

– информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

– коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

– самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

– самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Работа по составлению портфолио требует взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Учитель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и родителя о портфолио и возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Долг родителей – контролировать заполнение портфолио, помогать своему ребенку участвовать в конкурсах, в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы как профильные, координировать свои действия с учителем, чтобы школьник правильно выбрал тот или иной профиль дальнейшего обучения. Ученик сам решает, когда начать накопление достижений, но желательно, чтобы он регулярно советовался и с учителем, и со своими родителями.

Однако существует ряд проблем, затрудняющих развитие технологии педагогического порфолио в российских школах:

– неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей к организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;

– неподготовленность учащихся в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;

– недостаточно развита мотивация достижений;

– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.

В данной связи особую роль приобретает организация подготовки порфолио в рамках 9-го класса, накануне выбора профиля обучения. Многое здесь будет зависеть от активной, заинтересованной, грамотной позиции классного руководителя. Как сделать работу по накоплению и оформлению портфолио увлекательной и значимой для ученика? Один из вариантов – организовать пролонгированный проект, который условно можно назвать «Разрешите представиться»: создание портфолио ученика». Цель проекта можно сформулировать следующим образом: подготовить школьников к индивидуальному образовательному рейтингу, основанному на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения учащегося.

В рамках проекта школьники вовлекаются в разнообразную деятельность, направленную на актуализацию собственного опыта и достижений, познание своих склонностей, раннюю профилизацию, а именно:

– сбор необходимых документов: грамоты, дипломы, сведения по прохождению курсов;

– сбор и оформление творческих работ;

– определение склонностей учащегося с помощью тестов;

– определение возможностей учащегося с помощью тестов;

– изучение близких себе профессий;

– составление резюме.

По большому счёту, этот проект можно начинать уже в 8-м классе. Тогда этапы работы над проектом можно представить так:

 

Основные этапы

Время реализации

I. Подготовительный

начало обучения в 8 классе

II. Информационно-диагностический

8 класс

III. Аналитический

окончание 8 класса – 9 класс

IV. Обобщающий

окончание 8 класса – 9 класс

V. Заключительный

апрель – май 9 класс

 

На подготовительном этапе происходит предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом результатов изучения их мотивации к обучению. Подготовительный этап включает в себя подготовку собственно рабочих папок; предполагает максимально полное информирование учащихся и их родителей о возможных вариантах оформления портфолио на первом этапе и его значимость в дальнейшем определении образовательного маршрута.

Второй этап (информационно-диагностический) – организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях предпрофильного обучения. На данном этапе ведется работа по поддержанию высокой учебной мотивации школьников; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения. Проводится работа по развитию рефлексивной и оценочной деятельности. Организуются различные внеклассные и внеурочные мероприятия по защите творческих проектов, научно-исследовательские работы и т.п. Результаты всей деятельности фиксируются в рабочей папке.

На третьем аналитическом этапе реализуются «пробы выбора профиля дальнейшего обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле. Это и консультации с учащимися и их родителями по выбору профиля дальнейшего обучения, и работа по максимальному обеспечению официальных документов и творческих материалов, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности.

На следующем этапе организуется обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности. Происходит обработка накопленных результатов. Учащимся предоставляется широкий выбор предпрофильных курсов для дальнейшего самоопределения. Происходит отбор материала, который позволит повысить образовательный рейтинг.

На заключительном этапе проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио.

Деятельность в рамках данного проекта поможет учащимся:

– сформировать навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

– на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное самостоятельное решение;

– систематизировать, анализировать собранный материал;

– повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности.

Методическое обеспечение проекта включает: рабочую папку (портфолио); официальные бланки (приложение к аттестату учащихся 9 класса); рейтинг выпускника основной школы (на основе школьного Положения об индивидуальной накопительной оценке (портфолио)); диагностические материалы; таблицы и схемы для ведения рабочей папки; памятки и инструкции для учащихся; методические рекомендации по ведению портфолио; примерные варианты занятий с учащимися.

Содержание индивидуальной накопительной папки может варьироваться. Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения, которые могут и должны задаваться именно самим обучающимся, независимо от возраста и имеющихся социальных и профессиональных компетенций. Рабочая группа Минобрнауки России разработала подход, в котором задаются рамочные стандарты этого документа. В предлагаемом варианте портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». Каждый раздел имеет описание по подходам к его наполнению, преимуществам каждого из разделов и существующим ограничениям. Эти подходы не являются жесткой инструкцией, необходимой к исполнению, а рассматриваются как варианты. Один из вариантов содержания портфолио:

1. Титульный лист.

2. Содержательная часть.

2.1. Раздел «Мой портрет».

2.2. Раздел «Портфолио документов».

2.3. Раздел «Портфолио работ».

2.4. Раздел «Портфолио отзывов».

2.5. Раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).

Раздел «Мой портрет» (информация о владельце портфолио) включает цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиографию. В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

Раздел «Портфолио документов» включает комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.)

Раздел «Портфолио работ» содержит комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника. Также здесь фиксируется информация о занятиях в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах; участие в научных конференциях, учебных семинарах и профильных лагерях; различные практики (языковая, социальная, трудовая, педагогическая).

Раздел «Портфолио отзывов» может содержать характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ выпускника своей конкретной деятельности и ее результатов (заключения о качестве выполненной работы, рецензии, отзывы, рекомендательные письма).

Таким образом, систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи следующего характера: своевременно отмечать успехи ученика; диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося; поддерживать интерес школьника к получению качественного образования и освоению им, в полной мере, универсальных учебных действий (УУД); формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности; способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.

Использованная литература

1. Красноперова Т.В. Технология «Портфолио» – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования. – http://festival.1september.ru/articles/572189/

2. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт. – http://image.websib.ru/05/text_article.htm?454

3. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. и др. Папка личных достижений школьника – «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.

4. Понятие портфолио в образовании. – https://sites.google.com/site/portfolioftip/ponatie-portfolio-v-obrazovanii

5. Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования. – http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-11.htm

6. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко «Школьные технологии», 1996. № 6. – С. 3-43.

7. Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки // Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)