Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

Рука невольно тянется к шапке, чтобы снять её

Своим рождением наш город обязан строительству Транссибирской магистрали и сооружению железнодорожного моста через Обь. Поэтому неудивительно, что среди первых сооружений Новониколаевска была станция Обь, которая являлась начальным пунктом Среднесибирской железной дороги.

Здесь построили каменное паровозное депо с мастерскими, водонапорную башню и вокзал для пассажиров пятого класса. Буквально через четыре года он стал уже вокзалом третьего класса. Это было одноэтажное деревянное здание «на каменном фундаменте, покрытое железом, с двумя залами ожидания первого, второго и третьего классов, багажным и почтовым отделениями и буфетом, пристроенным к зданию вокзала, с отдельными входами. Оно выглядело прямоугольным в плане, имело голландские печи для отопления, фасады, «обшитые» тёсом, большие «сдвоенные окна, объединенные резными сандриками, карниз с пропильной резьбой на передней доске».

Товарооборот станции Обь увеличивался с каждым годом. Особенно возросло ее значение в период Русско-японской войны. Маленький деревянный вокзал уже не вмещал всех пассажиров. Поэтому в феврале 1906 года пришлось соорудить новое двухэтажное кирпичное здание, пристроив его к старому с восточной стороны. Станция стала называться Новониколаевск. Ее название выложили славянской вязью камнем между окнами второго этажа пристройки. На перроне появились крытые прилавки, где новониколаевцы продавали проезжавшим продукты.

Через некоторое время пришлось построить и вторую каменную пристройку. Старое здание вокзала сегодня не сохранилось, его снесли за ненадобностью. Но в январе 1939 года оно еще стояло.

В годы первых пятилеток Новосибирск стал крупнейшим индустриальным центром страны и транспортным узлом. В начале 30-х годов построили второй железнодорожный мост через Обь и завершили строительство всей железнодорожной магистрали на Кузбасс.

О новом вокзале заговорили еще в 1925 году. В 29-м Московское архитектурное общество объявило конкурс эскизных проектов. Жюри состояло из ведущих зодчих страны – Веснина, Колли, Коршунова и других; председательствовал академик архитектуры Щусев. Из 45 представленных работ лучшим признали проект Николая Волошинова, выполненный под девизом «Прямое движение». «Типологически здание вокзала… представляло собой вокзал «прибрежного» типа, состоящий из прямоугольного в плане корпуса, расположенного вдоль путей, и большого конкорса над путями длиной 90 м с залом ожидания, рестораном и лестницами-сходами к пассажирским платформам».

Но на выставке в Новосибирске в июле 1930 года проект подвергли резкой критике, и городская планировочная комиссия сочла нужным внести в него ряд изменений. Ей показалось, что площадь вестибюля, кассового зала и багажного отделения недостаточна, а камеры хранения ручной клади расположены слишком далеко от входов в вокзал. Но самое главное – не понравилось «архитектурное оформление здания»: оно «скорее походило на конструкцию коробки для производственных зданий», а не на пассажирский вокзал.

Дорабатывать проект поручили киевлянам. И уже в 1931 году был заложен фундамент нового вокзала. Планировалось закончить строительство к 1933 году. Однако вокзал открылся лишь через восемь лет… У специалистов треста «Сибстройпуть», ведущего стройку, проект вызвал большие сомнения. Например, применение плоских крыш не допускалось в суровых климатических условиях. И «Сибстройпуть» по своей инициативе провел некоторые изменения в проекте. В частности, этим занимался архитектор Гордеев. «Исправленный» вариант в Москве рассмотрели архитекторы Бархин и Гринберг и предложили «схему А», по которой Сибирское отделение «Стандартгорпроекта» составило окончательный проект вокзала в Новосибирске на четыре тысячи пассажиров. В этой работе принимали участие многие специалисты.

В апреле 1933 года архитектуру здания одобрили известные московские архитекторы братья Веснины. Но это еще не все… Далее состоялся конкурс проектов на внешнюю архитектуру здания вокзала. Победил коллективный проект зодчих при общем руководстве Гордеева, Тургенева, Биткина. А расчет арочного свода и других железобетонных конструкций выполнил инженер-архитектор Николай Никитин – тот самый, что за проект и расчет конструкций Останкинской телебашни в Москве стал лауреатом Ленинской премии.

Переделок, исправлений, доработок было много. Пришлось разбирать часть построенных конструкций и даже частично подрывать уложенный фундамент. Невольно напрашивается вопрос: а что же осталось от проекта Волошинова? Специалисты говорят, что что-то осталось, но то, что «являлось основополагающим в проекте Волошинова – кратчайшая связь с межпутными посадочными платформами, в значительной мере утеряно».

Но главный недостаток архитектурной композиции вокзала, как считают некоторые архитекторы, заключается в том, что «его невозможно визуально охватить в целом со стороны площади, хотя по проекту вся гармония его архитектуры строилась именно на этом восприятии». Из-за рельефа местности два первых этажа вокзала скрыты от наблюдения, и поэтому он теряет свою монументальность.

И вот наконец здание нового железнодорожного вокзала станции Новосибирск-Главный было построено. 24 января 1939 года его приняла в эксплуатацию Государственная комиссия. Вечером того же дня начался переезд из старого вокзала в новый: со стен старых деревянных корпусов снимали надписи и вывески, выносили кипы книг и бумаг…

Переселение же пассажиров в новое здание вокзала началось в 7 часов 30 минут утра 25 января. Репродукторы сообщили, что вокзал открыт и все могут перейти в зал ожидания. Переполненные помещения старого вокзала постепенно стали пустеть, и через час там не осталось ни одного пассажира. Еще бы, всем хотелось посмотреть на выстроенный дворец. Вокзал был крупнейшим на всех линиях Советского Союза. Сейчас он уступает лишь Казанскому вокзалу в Москве, но за Уралом наш вокзал до сих пор самый большой, самый лучший и самый красивый! Можете себе представить «обалдевших» пассажиров в 1939 году. Что они могли сказать на состоявшемся митинге в тот же день?

– Это поистине дворец культуры для пассажиров. В нем видна величайшая забота партии и правительства о трудящихся.

– Когда входишь в вокзал, рука невольно тянется к шапке, чтобы снять её.

– Этот вокзал заставляет даже молчаливого человека высказать своё восхищение.

– Не хочется покидать эти светлые залы, этого чудесного дворца великой железнодорожной державы. Невольно из глубины души растет чувство гордости за наших прекрасных строителей, за нашу родину, за любимого и дорогого Сталина.

Удивляться было чему. Взять хотя бы цифры. Объем помещения составлял 180 тысяч кубических метров, общая площадь здания – 30 000 квадратных метров. Высота зала в западной части – 18 метров. Общая площадь перрона – 3688 квадратных метров. На строительство затрачено около 14 миллионов рублей.

«На первом этаже – камеры хранения на пять тысяч мест, красноармейский зал с буфетом и ленинским уголком». Кстати сказать, в центральном (кассовом) зале когда-то стояла «немасштабная малохудожественная» фигура Ленина.

Работал и ресторан на 300 человек, даже с небольшой эстрадой для джаз-оркестра. К услугам пассажиров были буфеты, киоски, парикмахерская, медицинский пункт. И что удивительно, даже душ! А если хочется поспать и отдохнуть не на лавочке, а на кровати, можно взять номер в гостинице, которая располагалась в этом же здании на третьем этаже. Всего было 20 номеров с 66 кроватями.

Не забыли и про детей. Для них был особый детский сектор с отдельными комнатами для детей ясельного возраста, «ползунков« и дошкольников.

До сегодняшнего дня вокзал Новосибирск-Главный, как и театр оперы и балета, – визитная карточка нашего города. После капитального ремонта в 1999 году он стал еще красивее и современнее. Вокзал включает в себя пассажирское здание, 14 пассажирских платформ, конкорс, подземный переход через железнодорожные пути, багажные помещения, ремонтно-строительные цеха. В 2006 года построен пригородный павильон. На первом этаже вокзала открыт «Сервис-центр», где производится продажа билетов на международные направления, продажа авиабилетов и предоставляются другие услуги. После ремонта не стало жутких очередей в кассы, теперь в справочно-кассовом зале 17 окон, два из которых – справочные бюро.

Этот список можно продолжать и дальше. Главное – мы знаем, что любому из 16 миллионов пассажиров, которых может принять вокзал в год, здесь будет удобно и комфортно…

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела