Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Зоя Ивановна Лавреньтева,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии НГПУ

О работе с сиротами и приемными семьями в Италии

 

Сиротство является одной из актуальнейших общемировых социально-педагогических проблем. Специалисты утверждают – со временем меняется только характер сиротства, его причины и масштабы. Причем в разных странах и даже городах это происходит по-разному.

Проблема эта требует объединения усилий международного сообщества в поиске наиболее эффективных средств и способов помощи детям, оказавшимся без поддержки своих родителей.

В особых условиях социальной политики Италии разворачивается достаточно интересная практика приемной семьи. В стране четко определена и законодательно закреплена идея семейных ценностей. Забота о младшей сестре здесь запросто может перевесить важность свидания с девушкой. Дети получают семейную поддержку даже далеко за тридцатилетним рубежом своей жизни. Разводы, осложненные установлением опеки над ребенком, в этой стране длятся годами. На просьбу о защите интересов женщины и ребенка в семью без замедлений являются карабинеры.

Значительную роль в решении проблем одной конкретно взятой ячейки общества играют местные органы самоуправления – коммуны. Это социальное сообщество хорошо осведомлено о состоянии семей, имеет право на принятие местных законов, позволяющих быстро и эффективно действовать по оказанию помощи и защите интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Управляющие органы обладают определенными материальными ресурсами и организуют взаимную благотворительную поддержку жителей коммуны.

Ведущим направлением в работе данного сообщества является помощь нуждающимся, и семья знает, что в первую очередь при решении возникших проблем ей поможет именно коммуна, и только потом – местные социальные службы. Принципы оказания такой поддержки в Италии имеют определенные особенности. Родители сами или под нажимом местных органов самоуправления могут написать заявление о помещении ребенка в приемную семью. В этом случае специальные службы, идентичные нашим органам опеки и попечительства (в Италии они называются центрами усыновления) подбирают мальчику или девочке временных родителей в соответствии с пожеланиями кровных.

Мамы и папы при посредничестве социальной службы сначала сами встречаются с будущей приемной семьей, оговаривают с ними цели, задачи и промежуток времени, необходимый для пребывания у них ребенка, возможность дальнейших встреч. Затем с новыми родителями знакомится и сам ребенок.

Центр усыновления отвечает за то, чтобы все соглашения между биологическими и приемными родителями были соблюдены. За помещение в новый дом на время или даже на определенные часы коммуна выплачивает опекунское пособие. Его размер для материальной помощи достаточно небольшой, и коммуна рассчитывает на добровольную материальную поддержку детей со стороны временных мам и пап.

Примерами добровольного помещения своими родителями ребенка в замещающую семью выступают:

- необходимость выхода на работу при отсутствии дошкольных учреждений;

- неудобный график работы (в том числе и в ночную смену);

- отсутствие возможностей для развития ребенка.

Приемной в подобном случае может стать молодая, с маленькими детьми семья соседей или семья школьных друзей ребенка. Главное – показать воспитанникам позитивный образ семейных отношений, а родителям помочь справиться с трудной жизненной ситуацией и как можно быстрее вписаться в нормативно-ценностный образ итальянской ячейки общества.

К сожалению, такая, казалось бы, удачная практика распространена не очень широко. Чаще приходится изымать ребенка из неблагополучной семьи по решению суда. Но и тогда его помещают к приемным родителям при непосредственном участии биологических. По крайней мере, кровные мамы и папы точно знают, у кого живет их ребенок, и имеют возможность встречаться с ним. Правда, встречи эти проходят, в отличие от первого варианта приемных семей, в специальных так называемых детских комнатах. Время оговаривается судебным решением или постановлением органов опеки и попечительства. В основном, такие свидания проходят в присутствии психологов для строгого соблюдения благополучия ребенка.

Однако проблема заключается еще и в том, что дети меняются, а их кровная семья не хочет или не в состоянии это сделать. Зачастую новая семья за короткий срок становится родной – дети начинают считать своих приемных родителей настоящими мамами и папами. Тогда в замещающих семьях они остаются и после совершеннолетия. Государство не обеспечивает этих молодых людей жильем, у них нет особых льгот.

К принимающей стороне не предъявляются требования как к профессионалам. Детей на воспитание берут те люди, которые бескорыстно хотят помочь им, которые полны любви и сострадания.

Интересна и сама технология создания и сопровождения приемных семей в Италии. Центр усыновления проводит огромную работу по комплектованию базы данных кандидатов на создание такой семьи. К данной деятельности активно привлекаются коммуны. Раздаются рекламные буклеты, рассказывающие о помощи детям. В центре рекламы – ребенок, а не проблема семьи.

Приняв решение принять к себе на воспитание ребенка, родители пишут заявление в центр усыновления. Специалисты определяют их готовность к данному виду деятельности. Формальные требования практически такие же, как и в России: хорошие жилищные условия, достаточный уровень доходов, состояние здоровья, положительная социальная характеристика органов управления коммуной. Будущие приемные родители заполняют специальные анкеты, в которых могут высказать свои пожелания относительно возраста ребенка и условий его воспитания, а также указываются сведения обо всех членах семьи и об их отношении к принятию несовершеннолетнего в новый дом. Тщательно изучаются семейные традиции и выявляются воспитательные ресурсы.

Идентичную анкету специалисты центра заполняют и на ребенка, оставшегося без попечения родителей. Это делается для того, чтобы подобрать сироте наиболее подходящих мам и пап.

Менее пристальное внимание уделяется мотивам намерения взять ребенка в семью и психологической готовности быть приемным родителем. Получение положительного заключения о праве создания такой семьи не воспринимается как право на ребенка. Будущие мамы и папы спокойно, а иногда достаточно долго ждут, когда их выберут для реализации очередного проекта.

Все приемные семьи проходят обучение. По длительности оно немного короче, чем принято в нашей стране. Родителям дается общее описание о возрастных психологических особенностях подопечных, предоставляется информация о правовых нормах жизнедеятельности приемной семьи, рассказывается о формах взаимодействия с биологическими родителями. Никаких сертификатов о получении образования им не выдают. Особое внимание уделяется индивидуальным консультациям и планированию способов взаимодействия с ребенком на первых порах.

Существенную роль в создании и сопровождении приемных семей играют социальные проекты. Добровольные помощники или специалисты социальных служб по работе с детьми разрабатывают и реализуют целевые программы по пропаганде и поддержке приема в замещающую семью. Такие проекты направлены на определенную аудиторию взрослых или конкретную группу детей, нуждающихся в семейной поддержке.

В Италии считают, что приемная семья имеет огромное преимущество, если она создается временно, в конкретной ситуации, в создавшихся условиях, при решении определенных задач и не разрушает связей ребенка с кровной семьей.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела