Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(5) Татьяна Владимировна Авдеева,

учитель истории первой квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяет целью деятельности образовательных учреждений – воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян во взаимодействии и сотрудничестве с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, с опорой на национальные традиции. Для достижения этих воспитательных и образовательных целей в нашей гимназии используются возможности краеведческой деятельности.

«Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Подчеркивая неразрывность связи человека и его Родины концепция ставит в сфере личностного развития задачи по воспитанию обучающихся:

  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за отечество перед прошлым, настоящими и будущими поколениями.

У нас, жителей Новосибирска, есть примеры мужества и героизма защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны. В Новосибирской книге памяти числится 370 Героев Советского Союза. Это образцы для подражания современным школьникам: О. Жилина, Б. Богатков и, конечно же, прославленный летчик-ас Александр Иванович Покрышкин, столетний юбилей которому мы празднуем в этом году.

«1 марта 2013 года школьники со всех районов города пришли на открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина. С биографией летчика знакомы пока не все – а вот знаменитую боевую формулу маршала – «Высота, скорость, маневр, огонь» – выучил уже каждый. Чтобы познакомить своих ровесников с биографией знаменитого маршала, новосибирские школьники разыгрывали сценки из разных этапов жизни Александра Ивановича Покрышкина» (http://www.nsktv.ru/vesti_nsk/2013/03/01/14946.html)

Нашей гимназии достался заключительный этап войны: 1944-1945 годы. Каждый не только познакомился с биографией А.И. Покрышкина, но и примерил на себя его ценностные ориентиры, черты характера, таланты.

Движок «Аэрокобры» резв и чуток
в маневрах и наборах высоты.
Там, вдалеке, как стая диких уток,
летят со свистом «чёрные кресты».

Они смелы, когда летают группой,
и знают толк в расстрелах поездов.
Их цель одна – руины, кровь и трупы
внутри сожжённых русских городов.

Отбить налёт – всегда счастливый случай:
задача эта очень нелегка;
в который раз наш истребитель лучший
летит на встречу с мразью в облаках.

Ревёт мотор в маневре Иммельмана,
и пушка крошит крылья «мессеров»
К земле летят хвалёные альманы,
сгорая напрочь в зареве костров.

Дрожит штурвал у геринговской мыши;
холодный пот, животный страх в глазах:
– Pokryschkin in der Luft! Vorsichtig! Pokryschkin!!!
Нет, не уйти! Вам нет пути назад!

Скрипит дюраль от мощных перегрузок,
и винт визжит в атаке лобовой;
вы в поединке с настоящим русским
рискуете расстаться с головой.

Накажет он за стон страны в разоре,
за города, что стёрли вы с земли.
И скор приход вселенского позора:
Покрышкин всех помножит на нули.

Кишка тонка сражаться в небе с равным.
Тут жизнь и впрямь висит на волоске.
Вот сверху он..., через мгновенье – справа
свалил «туза» в последнее пике.

Не три звезды награды нашей высшей,
не слава всенародная в войне:
– Pokryschkin in der Luft! Vorsichtig! Pokryschkin!!!
Ценней признания для пилота – нет.

                                                  (Автор: Евгений Кабарин)

В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы – управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

В июне 1944 Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счета подчиненных (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространенным явлением.

Обладая ясным слогом, А.И. Покрышкин сам выступает со статьями в военной печати, где пишет о созданной им знаменитой «формуле грозы»: «Высота – скорость – маневр – огонь!», о «кубанской этажерке», о «соколином ударе», о новом методе патрулирования на больших скоростях по принципу движения маятника часов и других тактических новшествах. «Подвиг требует мысли, мастерства и риска» – таким было кредо легендарного летчика, которого Герой Советского Союза известный пилот и писатель М.Л. Галлай точно назвал «мыслителем в нашем деле».

Всего за годы войны А.И. Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.

Участники сценки не только читали стихи, рассказывали о событиях из жизни, раздавали газеты, материалы в которой были посвящены А.И. Покрышкину, но и исполняли песни.

«Недостаточно чувствовать, что я люблю свою Родину. Нужно знать, за что я ее люблю, что мне в ней дорого, что я защищаю, ради чего я отдам, если понадобится, собственную жизнь. Пусть школа даст ученику прекрасное знание родной истории, воспитает в нем чувство гордости прошлым Отечества, неисчерпаемостью его богатств, великой мощью и красотой нашей страны».

Нарком просвещения РСФСР В.П. Потемкин, февраль 1943 г.

 

Приложение 1. Фрагмент открытого урока в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина

Приложение 2. Выпуск школьной правовой газеты «Вестница правды», посвященный А.И. Покрышкину

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 23)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»