Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(7) Вероника Валерьевна Воронцова,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 200»Заельцовского района г. Новосибирска

Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»

Краткое описание образовательного проекта. Декада гуманитарной кафедры в лицее «Подвигам сибиряков посвящается...»

Цели проекта:

– Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации.

– Овладение учащимися знаниями об истории своей малой Родины, о ее месте и значении в истории страны.

– Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, к его истории.

– Развитие творческих способностей учащихся, умений анализировать полученную из краеведческих источников информацию.

– Предоставление информации о тяжелейшем этапе в жизни сибиряков, ее осмысление, интериоризация данной информации.

Виды деятельности: исследовательская, творческая, игровая, экскурсионная, практико-ориентированная.

Характер координации проекта: непосредственный.

Характер контактов: внутренний.

Участники: лицеисты, родители, учителя истории, литературы, английского, немецкого, французского языков.

Продолжительность проведения: краткосрочный (2 недели)

Реализация проекта

1. Оформление выставки творческих работ учащихся «Подвигам сибиряков посвящается...» 23 апреля 2010 года на первом этаже лицея была оформлена выставка творческих работ. Особенный интерес вызвали творческие работы девятиклассников «Дневник сибиряка – участника войны». Учащиеся отбирали источники, использовали дополнительную литературу. На основе краеведческого материала создавались дневники. При оценке учитывалось: работа с источником, наличие фотодокументов, интервью с живыми свидетелями событий, использование «живых свидетельств эпохи» – писем, дневников, воспоминаний, реалистичность.

В результате было представлено очень много интереснейших работ: дневники дедушек – участников войны, ушедших на фронт из Новосибирска (ученик 9А Волков И.), дневник, содержащий реальные письма к семье погибшего на фронте сибиряка (ученица 9в Тищенко А.) и др.

На выставке также были представлены стихи ребят о войне, рисунки.

В дымной ночи глухого

Простого села

Тётя Маша Петрова

Тихо пряжу пряла.

Вдруг упали на спицы

Две солёных сестры.

Тихо. Смолкли все птицы

Послевоенной поры.

«Где ж ты, мальчик мой милый?

Что случилось с тобой?

Ты найди в себе силы,

Как вернуться домой.

Я дождусь тебя, милый,

У родного крыльца.

Ты ведь сильный, красивый,

В своего ты отца.

Помолюсь тебе, Боже,

Сына мне сохрани!

На земле всё Ты можешь,

Так сыночка верни!...

... В дымной ночи глухого

Простого села

Тётя Маша Петрова

У иконки спала.

И не знала она –

Как же знать наперёд –

Что на следущий день

Похоронка придёт.

Воронцова Алина, 9А

«Печально пел с надрывом соловей»

Глаза сияли. Смерть шептала тихо.

Луна светила мягко над обрывом.

Но страха нет, ушло немного лихо,

А соловей поёт печаль с надрывом.

В деревне малой где-то под Москвою

Стоит изба, вся старая такая.

Там тишина. Единственно, живою

Нам кажется старушка, полностью седая.

Домой ждёт сына, что сейчас в окопах.

Он далеко, где битвы, автоматы,

Где сон лишь после смерти будет долог,

Где умирают всё в боях ребята.

Она не знает, что беда случилась,

Что не вернётся сын её родной,

Что вражья пуля в сердце очутилась

Её солдата по пути домой.

Он полз к своим, пока хватало силы,

Но нет, злой рок был всё-таки сильней...

... Луна светила мягко над обрывом,

Печально пел с надрывом соловей...

Воронцова Алина, 9А

2. Состоялась лицейская научно-практическая конференция. На секциях ребята выступали со своими исследовательскими работами краеведческой направленности. Тематика была разнообразной: «Серебряный век в истории Сибири» (Бузань К., учитель Заувервальд М.Г.), «Становление органов самоуправления в Новониколаевске – Новосибирске» (Семенова Ю., учитель Воронцова В.В.), «Новосибирские театры в годы войны» (Живило О., учитель Файзуханова В.П.) и др.

3. Проведен конкурс чтецов, на котором читались стихи поэтов-сибиряков.

4. Проведены уроки Мужества. Но, самое главное, материалы к ним готовились детьми и родителями. Накануне в лицее был проведен конкурс презентаций «История моей семьи в истории Великой войны», главным условием которого было использование свидетельств, фотографий, документальных материалов.

5. Представлена на сцене актового зала литературно-историческая композиция «Подвигу сибиряков посвящается...»

6. Проект: «Старшие – младшим». Он включил в себя подбор материала о подвигах новосибирцев, чьими именами названы улицы города. (Б. Богаткова, Покрышкина, Гаранина, Плахотного, и др.). Затем были организованы экскурсии по городу с посещением Монумента Славы (экскурсию вели старшеклассники).

В течение декады проведены викторины, классные часы по теме «Новосибирск: вклад в победу» и «История моей семьи в истории войны», внеклассные мероприятия на параллели 7, 8 классов на английском языке «Война глазами молодежи».

Значимость проекта. Проведение интегрированной декады несомненно является эффективным методом повышения интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла. Выбранная тематика в год 65-летия Победы была неслучайной. Во-первых, она позволила привлечь ребят к исследованию большого объема краеведческого, исторического, архивного, литературного, лингвистического материала. Во-вторых, участники творческих проектов «проникли» в эпоху, произошла интериоризация знаний, осмысление и оценка событий. Общение с историей своей семьи, своей малой Родины, безусловно, значимо для развития личности ребенка. В-третьих, реализация проекта потребовала от участников тесного общения (как ребят, так и учителей и родителей), активности большого количества лицеистов, их самовыражения. В-четвертых, в ходе представлений своих творческих и исследовательских работ, ребята учились аргументировать свои выводы, представлять работы эстетично, вести себя корректно в дискуссиях, слушать друг друга. В-пятых, при подготовке к конкурсам «Дневник фронтовика», презентаций «История семьи в истории войны», конкурсу чтецов, экскурсионных программ, научно-практической конференции привлекались знания из разных областей. В-шестых, данная декада позволила приблизиться на шаг очень значимой цели обучения предметам гуманитарного цикла, отраженной в примерных программах стандартов второго поколения, – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и самоопределению своих ценностных приоритетов на основе осмысления культурно-исторического наследия своей Родины. В-седьмых, лицей получил множество откликов от родителей, бабушек и дедушек.

В результате были получены следующие готовые продукты:

– Коллекция презентационных материалов, фильмов («История моей семьи в истории войны», «Дети войны»).

– Материалы для проведения экскурсий по городу.

– Материалы для дальнейшей исследовательской работы по истории, литературе, краеведению, иностранным языкам.

– Материалы для проведения классных часов, викторин, вечеров.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»