Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Наталья Ивановна Буякова,
руководитель музея «История школы и посёлка Расточка» МБОУ СОШ № 47 Кировского района г. Новосибирска

Создание условий для мотивации у школьника к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности в школьном музее и приобретение опыта публичных выступлений

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий:

1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации. Прежде всего, предстоящая работа должна вызвать интерес. Как это сделать? Когда-то к нам в школу пришла Ольга Александровна Великанова и предложила создать школу экскурсоводов – откликнулось достаточно много учащихся. На своих занятиях Ольга Александровна объясняла, как работать с историческим документом, обучала навыкам монологической речи, как правильно составить текст экскурсии, как должен себя вести экскурсовод во время экскурсии. Не всех, но многих увлекла эта работа настолько, что они даже попытались написать свои первые исследовательские работы и выступить с ними. Надо сказать, что выступления были удачными. Девочки (Ермоленко Ксения и Абдуллаева Шебнем) прошли отборочный тур на городскую научно-практическую конференцию (секция «Музеология»). Ещё одна ученица, Владимирова Яна, после окончания школы поступила в НГПУ на специальность «Музеология».

2. Ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности. Таких детей надо выявить. Каким образом это можно сделать? Создать, например, эмоционально-нравственную ситуацию. Так, принимая участие в конкурсе стихов «Чтобы помнили», посвящённых памяти бывшего директора нашей школы М.Ф. Михина, имя которого носит наша школа, учащиеся самостоятельно подбирают произведение для чтения, музыкальный фрагмент, чтобы произведение было представлено более ярко и эмоционально. Кроме этого, понимают, что читать надо так, чтобы сидящие в зале зрители прочувствовали идею произведения.

Желая помочь школьникам среднего и младшего звена ориентироваться в информации, хранящейся в школьном музее, учащиеся 8-го класса Юрьев Александр и Тудубдоржиев Жамсаран составили «Путеводитель по музею». Для них это стало приобретением опыта и помогло формированию навыков письменной речи. Ведь текст путеводителя должен быть интересным, доступным и понятным.

Нравственно-эмоциональную окраску приобретает и участие в конкурсе сочинений, посвящённом теме выборов в современной России. Рассмотрение данной проблемы способствует формированию умения написания эссе, выражению собственной точки зрения с помощью письменной речи.

Большую роль в формировании навыков устной и письменной речи играют организация и проведение экскурсий в школьном музее. К тому же это ставит учащегося в ответственное положение. Ведь чтобы провести экскурсию надо не только составить её текст, но и ещё хорошо знать его, рассказывать эмоционально, иначе экскурсовода просто не услышат.

Таким образом, эмоционально-нравственная ситуация способствует включению учащегося в исследовательскую работу, приобретению опыта публичных выступлений, а руководитель музея находит своих помощников.

3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки. Поэтому любая деятельность учащегося в этом направлении должна быть отмечена. Отправить, например, лучшие работы на конкурс, наградить грамотами, дипломами, написать благодарственное письмо родителям и т.д.

Следующий этап в приобретении опыта публичных выступлений – написание исследовательской работы или проекта.

Прежде чем приступить к организации исследовательской деятельности необходимо выяснить:

1. Какую подготовительную работу следует провести, чтобы создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности школьников.

2. Какими необходимыми стартовыми и специфическими знаниями, умениями и навыками должны владеть учащиеся, приступая к исследовательской деятельности.

Необходимо продумать задачи проекта или исследования, которые должны соответствовать возрасту. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех ученика. Кроме того, необходимо обеспечить мотивацию учащихся в работе над проектом или исследованием, которая будет давать энергию для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Для этого используются специальные организационные формы и методы, например, совместное или самостоятельное планирование выполнения проекта. Так, проект «Пешеходная экскурсия по улице Мира», авторами которого являются активисты музея истории школы и посёлка Расточка, обращён к истории малой родины. Проект представляет собой попытку познакомить экскурсантов с достопримечательностями главной улицы посёлка Расточка – улицы Мира, показать особенности застройки в различные периоды (военный и послевоенный) и донести всё это с помощью пешеходной экскурсии до тех, кто проживает здесь сегодня.

Цель проекта: разработать подробный познавательный маршрут по улице Мира, используя исторический материал о возникновении посёлка Расточка.

Задачи:

1) составить подробный план экскурсионного маршрута;

2) доказать познавательную привлекательность объектов улицы Мира;

3) приступить к популяризации объектов познавательно-экскурсионного маршрута через средства массовой информации (местные периодические издания).

Для осуществления проекта необходимо отобрать материалы, необходимые для составления текста экскурсии, сфотографировать объекты, о которых пойдёт речь, оформить экскурсию в виде презентации, составить текст экскурсии, подготовить экскурсоводов.

Ожидаемые результаты: усиление интереса к краеведению, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, формирование гражданской позиции учащихся, привлечение широкой общественности к проблемам посёлка Расточка.

Работа над проектом способствует развитию познавательной активности; создаёт условия для самостоятельного изучения детьми истории заводского посёлка Расточка, развитию их исследовательских навыков, навыков коллективного труда и адаптации в социальной среде. Учащиеся учатся планировать творческо-исследовательскую деятельность. Изюминкой проекта является его нравственный аспект, патриотическая направленность, практическая значимость, а также возможность организации социальной практики учащихся. Результаты проекта ? это проведение экскурсии вне школьного музея. Экскурсоводам предстояло выступать не только перед учащимися школы, но и перед случайными прохожими, поэтому текст экскурсии надо было знать очень хорошо.

Работая таким образом, дети учатся слышать друг друга, владеть способами общения, уметь представить себя и результаты своей творческой деятельности.

Некоторые ученики выбирают индивидуальную форму исследовательской деятельности. В её процессе реализуется четыре этапа. Задача учителя, руководителя музея в том, чтобы курировать эту деятельность. На первом этапе осуществляется организация учащихся для проведения исследования, происходит поиск темы. На втором этапе необходимо правильно поставить и сформулировать цель исследования и задачу. На третьем этапе необходимо дать представление о методах исследования. На четвертом этапе сформировать умения анализировать данные и делать выводы, оформлять и представлять результаты работы. Надо сказать, что здесь достигнуты определённые результаты. Учащиеся, занимающиеся индивидуальной исследовательской деятельностью, систематически представляют и защищают свои работы на районных, городских и Всероссийских научно-практических конференциях.

Таким образом, использование методов стимулирования интереса к исследовательской деятельности (познавательные игры, создание эмоционально-нравственных ситуаций), методов стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения), способствует созданию условий мотивации у школьника к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности в школьном музее и приобретению им опыта публичных выступлений.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела