Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(7) Вероника Валерьевна Воронцова,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 200»Заельцовского района г. Новосибирска

Использование современных технологий на уроках истории в условиях перехода на стандарты второго поколения

В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход в обучении. Цель данного подхода – подготовить ребенка к условиям жизни в современном обществе. Что же представляет собой современное общество с точки зрения авторов ФГОС? Это государство, которое встало на путь построения развитого гражданского общества; это информационное общество в условиях модернизации. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она определяет характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Именно в данном документе «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов».

Попробую представить, как я вижу возможности реализации этих задач (безусловно, своевременных и правильных) на уроках истории и обществознания в школе.

Современный учитель, по моему мнению, оказался с недавнего времени в ситуации некоторой зависимости от внешнего мониторинга качества образования. Огромную роль в этом сыграли ЕГЭ и ГИА. Это очень часто приводило к акцентированию внимания на знаниевом компоненте на уроках истории и обществознания. Возникло некоторое противоречие между задачами, стоящими перед обществоведческими дисциплинами (на мой взгляд, они как раз заключаются в воспитании, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России), и реальными требованиями потребителей на рынке образовательных услуг (в данном случае ими выступают родители и учащиеся, желающие хорошо сдать выпускные экзамены и поступить в ВУЗ).С одной стороны, выделены базовые национальные ценности – семья, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество. С другой стороны – рынок образовательных услуг в условиях конкуренции. Данное противоречие разрешимо только тогда, когда учитель в своей деятельности начинает использовать новые подходы и технологии при подготовке и проведении уроков.

Системно-деятельностный подход предполагает прежде всего признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. Как это возможно реализовать в уроке? При изучении новой темы многими учителями используются опережающие задания. Например, в 11 классе до начала изучения темы «Начало Великой Отечественной войны» я предлагаю несколько тем для презентации своих «открытий» ребятам («Пакт Молотова – Риббентропа», «План Барбаросса», «План «Ост» и т. п., в зависимости от темпов работы в классе и подготовленности ребят). Кроме того, всему классу дается задание, найти в информационных источниках (в том числе Интернет) примеры подвигов советских людей в первый месяц войны. Урок начинаю с записи голоса Левитана, предоставляю слово ребятам, подготовившим презентационные материалы и видеоматериалы, по ходу выступления которых формулируем еще раз причины войны. А дальше начинаем работать с лежащими перед учащимися пакетами документов (кейс-технологии), из которых предлагаю самостоятельно выяснить причины военной катастрофы начала Великой Отечественной войны. После этого для того, чтобы сделать вроде бы известный материал личностно-значимым для молодых людей, я иду на провокацию: «Существует мнение, что кроме названных вами причин, катализатором катастрофы начала войны стала паника и психологическая неготовность советского народа защищать свою страну. Во многих фильмах и книгах про Великую Отечественную войну есть значительный перекос в пользу негативных элементов: паника, огромные колонны пленных, стремительное продвижение противника, дезертиры, расстрелы паникёров т. д. Накануне 60-летия со дня нападения Германии на нашу страну некий Вадим Белоцерковский на страницах «Новой газеты» утверждал, что «у огромной массы населения Советского Союза не было желания воевать за режим, принёсший им столько страданий». Я предлагаю нам с вами разобраться в этом вопросе. Так ли это было на самом деле? Согласны ли вы с данным подходом?» Самое ценное в такого рода «провокации» это то, что каждый персонально аргументирует свою точку зрения, опираясь на самостоятельно добытые исторические факты по данной проблеме (первые героические подвиги, видеоматериал из к/ф «Брестская крепость»). В качестве доказательств и аргументов ребятами приводятся малоизвестные исторические факты. Сами учащиеся удивлялись на уроке, почему о данных событиях не написано в большинстве учебников, почему многие имена героев не известны широкому кругу людей. Мы выяснили, что именно в начальный период войны, несмотря на всю его трагичность (в принципе любая война, даже самая победоносная, для кого-то трагедия), были заложены основы победы. Красная Армия воевала намного лучше польской, английско-французской. Наносились контрудары, красноармейцы проявляли массовый героизм. Далее снова работаем с документами, пытаясь выяснить, как осуществлялось руководство страной в первые месяцы войны (чтобы «оживить» исторические факты, звучат голоса Молотова и Сталина в их обращениях к советскому народу). Работая с документами, ребята выясняют субъективные и объективные факторы, свидетельствующие о непонимании масштабов немецкого вторжения в первые дни войны советским командованием (Директива №2), о растерянности советского руководства;

Далее приводятся доказательства о «включении» репрессивного аппарата со стороны советского государства. (Приказ № 270; выселение немцев Поволжья в августе 1941 г. в Сибирь и Казахстан, «дело Павлова», создание загранотрядов). «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» – читаем в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков). То есть современный ученик должен не просто усвоить определенный набор фактов, событий, он должен как минимум сформировать собственное отношение к происходящему, сформулировать свою позицию, необходима для этого «интериоризация» знаний. Поэтому при изучении темы «Начало Великой Отечественной войны» в ходе урока мною задается вопрос: «А что для вас с позиции сегодняшнего дня кажется важнее– реакция власти или реакция простого человека, сопротивление народа, его самоорганизация?». Если рассматривать ту ситуацию, то получается, что руководство СССР идет за подвигом народа в самом начале войны, оно нуждается в единении («Братья и сестры!») с народом. В дальнейшем мы увидим с ребятами результат такого единства, его положительные стороны, которые помогли быстро мобилизовать все силы страны на борьбу с жесточайшим врагом. Ну и в конце нашего урока предлагаю ребятам сказать, на какие вопросы нам еще предстоит ответить, чтобы составить полную картину трагических событий 1941 – 1945 гг.? (записываем по ходу план изучения темы «СССР в годы Великой Отечественной войны» в тетрадь).

В конце подобного рода урока можно спроситьу ребят, что нового узнали для себя, но обычно это происходит в самом ходе занятия, в ходе реплик, дискуссии. Самое интересное, что я, как учитель, невольно удивлялась приводимым примерам учащимися, просила доказать достоверность их аргументации. Таким образом, проблемно-диалоговый урок может получиться не только ярким и зрелищным, но он позволяет выйти на решение ряда развивающих и воспитательных задач.

На уроке обобщения в 10 классе «Русь при Ярославе Мудром» занятие началось с видеофрагмента (нарезка из художественного фильма «Ярослав»). Визуализация материала придала определенный темп урока, так как учащимся было предложено не только определить о ком данный фрагмент, но и привести аргументы, доказывающие их правоту (какие исторические события они увидели в «нарезке», какие им известны еще события, связанные с данным историческим лицом). В 10 классе на уроке удалось вычленить особенности исторического развития Руси в данный период (работая с «Русской правдой», сравнивая мнения историков Грекова и Фроянова), выделить черты политического лидера Ярослава Мудрого (работая с таблицами «Черты политического лидера»). Ребятам пришлось задуматься о роли политических лидеров в современной России. Здесь также удачным оказался пакет, подготовленных учителем исторических документов. А в конце ребята самостоятельно сформулировали тему разговора – «Особенности генезиса развития феодальных отношений на Руси в XI – н.XII вв.». Видеофрагменты используются мною на уроках не только в старших классах. Данный фрагмент замечательно воспринимается 6-классниками, делает контрольный урок живым и интересным.

Новые технологии в уроках позволяют «оживить» истории, сделать ее более воспринимаемой современными детьми, привыкшими воспринимать информацию через кадр, компьютер (хотим мы этого или нет).Разнообразие организационных форм и учет возрастных и индивидуальных особенностей, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности – основа новых подходов в преподавании. При реализации системно-деятельностного подхода обучения учебная деятельность, по сути, становится первичной и приводит к освоению знаний и – что очень важно в преподавании истории и обществознании – их интериоризации. А это, в свою очередь, позволяет решить задачи, сформулированные в проекте ФГОС.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела