Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Татьяна Валентиновна Рузич,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 73 Ленинского района г. Новосибирска

ИКТ как инструмент формирования регулятивных универсальных действий

Что такое ИКТ? ИКТ – информационно-коммуникативные технологии. ИКТ является инструментом формирования развития универсальных учебных действий:

– личностные УУД;

– метапредметные (коммуникативные,  регулятивные, познавательные) УУД;

– предметные УУД.

Достоинства ИКТ:

– умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности;

– помогает ориентироваться в потоке информации, объективно ее

оценивать и использовать;

– формировать целостность восприятия окружающего мира, объединяя знания из разных предметных областей;

– формировать универсальные учебные действия;

– повышать мотивацию младших школьников к обучению;

– собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей территориально удаленных друг от друга.

Целью применения ИКТ является развитие мышления и формирования приёмов мыслительной деятельности.

Как уже отмечалось, ИКТ формируют развитие универсальных действий. Остановимся на регулятивных.

Что такое регулятивные УУД? Регулятивные УУД:

– целеполагание как постановка учебной задачи;

– планирование – определение последовательности действий;

– прогнозирование;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона;

– оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

– волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В основе регулятивных действий лежит саморегуляция (специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности). Её назначение в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности.

Требования к результатам РУУД таковы:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаций, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– освоение начальных форм, познавательной и личностной рефлексии.

Можно использовать виды заданий для формирования регулятивных УУД:

– “преднамеренные ошибки”;

– поиск информации в предложенных источниках;

– взаимоконтроль;

– взаимный диктант;

– диспут;

– заучивание материала наизусть в классе;

– “ищу ошибки”;

– КОНОП (контрольный опрос на определённую проблему).

Критерием формирования у учащихся регулятивных УУД может стать способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Проследим, как можно использовать ИКТ в формировании регулятивных УУД. Так на уроке чтения по созданию загадок можно обратить внимание, что на все этапы урока отводятся конкретные минуты. Планирование работы намечается учителем в совместной деятельности с учётом работы по технологической карте в группах. Для выполнения задания учащиеся используют компьютер. Печатает один ученик, а остальные контролируют его, исправляют ошибки. Презентации работ учащихся демонстрируются на интерактивной доске. Работа корректируется самими учащимися. В конце работы каждая группа определяет, соблюдала ли она план работы, всё ли верно, достигли ли цели. Оценивание проводят объективно, внося коррективы в их выполнение.

На уроках «Окружающий мир» обращаемся к атласу-определителю «От земли до неба» А.А.Плешакова, который помогает детям при выполнении заданий в рабочей тетради.

Самостоятельная работа по подбору информации продолжается и дома в совместной деятельностью с родителями. Так, на урок «Окружающий мир» ребята выполняли проект «Домашние животные». Одни учащиеся сфотографировали животных и составили фотомонтаж:

Другие ребята нашли в Интернете снимки животных, откопировали их на принтере и приготовили свой проект.

Оценку работ дети дали сами на уроке, сравнивая свои проекты с другими. Работа над проектами учащихся заинтересовала, вызвала большой интерес к предмету.

Таким образом, применение ИКТ при формировании регулятивных универсальных действий повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития.

Приложение. ИКТ как инструмент формирования регулятивных универсальных действий

 

Список литературы:

1. Молокова, А.В. Информационно-коммуникационные технологии в начальном образовании и требования ФГОС, Новосибирск 2013.

2. Молокова, А.В. Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса //Сибирский учитель, 2012, № 2, стр. 20-24.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела