Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

Один год из жизни города

Наверное, всем иногда хочется заглянуть не только в будущее, но и в прошлое. Пусть не в глобальном историческом размере, а хотя бы лет на сто назад. Как жили новониколаевцы в то время? Какие задачи ставили и решали городские власти? О чем мечтали горожане?

Итак, мы отправляемся в 1911 год. Совершить путешествие в прошлое нам помогут городская газета «Обская жизнь», документы и материалы Новониколаевской городской думы.

Не было ни революций, ни переворотов, ни войн, ни эпидемий... Этакое затишье перед бурей. Город жил обычной размеренной жизнью, решая повседневные насущные проблемы.

Мэром Новониколаевска в то время был Владимир Ипполитович Жернаков, вернее, эта должность называлась «городской голова». В этом плане молодому городу сильно повезло – Жернаков был крепким хозяином (сам из купцов), честным, способным организатором и руководителем, прекрасно образованным человеком (окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета). Недаром ему присвоили звание почетного гражданина Новониколаевска.

Именно Владимир Ипполитович пригласил из Томска молодого архитектора Крячкова, в результате чего наш город украсили прекрасные здания. А чего стоило «пробить» идею, чтобы Алтайская железная дорога проходила через Новониколаевск! Список заслуг городского головы получится очень длинным. Достаточно лишь напомнить, что бюджет города за время его правления увеличился втрое, и город «по выпуску промышленной продукции вышел на первое место в Сибири». Но было и много проблем, решать которые приходилось и городскому голове, и гласным городской думы.

Торговый корпус и Народный дом

Пожалуй, самым радостным событием в жизни города в 1911 году было торжественное открытие Городского торгового корпуса. Надобность в этом административном здании назрела уже давно. В 1908 году Новониколаевск получил права города в полном объеме. Это означало создание городской думы и городской управы. Для органов городского самоуправления требовалось собственное здание. Да и предприниматели постоянно забрасывали предложениями о предоставлении им права построить «каменный Торговый корпус на Новобазарной площади Новониколаевска».

Дума приняла решение вести строительство на городские деньги. За дело взялся архитектор Андрей Дмитриевич Крячков. Здание возвели в строительный сезон 1910 года, а в 1911-м были завершены отделочные работы. Торговый корпус получился на славу! В центральной части второго этажа находился большой (высотой в 7,4 м) городской зал на тысячу человек. В обе стороны от зала – городская управа и дума, казначейство, отделение Государственного банка. 12 торговых помещений на первом этаже корпуса были сданы в аренду купцам. В газете «Обская жизнь» появились объявления: «Магазин обуви Жернакова с 15 сентября переведен в городской корпус № 9-10».

Не все знают, что торговый корпус раньше выглядел несколько иначе. В подвале размещались склады товаров, котельная, склад угля и электростанция для обслуживания корпуса. «В первом этаже по центру здания находился сквозной проезд... Позднее проезд был закрыт большим витринным стеклом. Над проездом, на фасаде, обращенном к нынешнему Первомайскому скверу, была устроена пожарная наблюдательная башня, увенчанная высоким «готическим» куполом. Под куполом находилась будка для наблюдателей, на куполе – шпиль громоотвода».

Кроме того, «со стороны Николаевского (Красного) проспекта и Базарной площади (Первомайского сквера) вдоль здания проходила подземная галерея... Со стороны проспекта галерея освещалась световыми «фонарями», которые были сделаны в тротуаре и закрывались толстым стеклом, вставленным в металлические рамы-решетки».

Торжественные мероприятия по поводу освящения Городского торгового корпуса «с молебствием за здравие государя императора, августейшего покровителя молодого города», были назначены на 5-6 декабря 1911 года. Эти дни были выбраны не случайно. 6 декабря – день тезоименитства государя императора. К тому же в этот день исполнилась «семилетняя годовщина применения к Новониколаевскому поселку городского общественного самоуправления». В Новониколаевск шли поздравительные телеграммы.

В 1911 году в городе было задумано еще одно грандиозное строительство, которому, к сожалению, не дано было осуществиться. Проект Народного дома тоже заказали Крячкову. Он представил его в виде театрального здания с большим зрительным залом с балконами и хорами, который вмещал бы 1188 человек. Сцена с помещением для оркестра была рассчитана на 30 человек. Плюс огромное фойе, вестибюль и гардероб. В новом здании планировали разместить библиотеку с книгохранилищем и различные классы для занятий. Над зрительным залом в проекте должен был быть деревянный купол диаметром 18 метров со световым фонарем в центре. Фасад здания украшали четыре колонны. Здесь же располагались скульптурные композиции. Строить Народный дом хотели на Воронцовской улице (ул. Свердлова), между Николаевским проспектом и Кабинетской (Советской) улицей, рядом с небольшим деревянным зданием телефонной станции. Была даже выпущена серия открыток с изображением проекта Народного дома, но помешала Первая мировая война.

«Вывозные ворота с Алтая»

В течение нескольких лет «головной болью» для города было огромное желание добиться того, чтобы Алтайская железная дорога проходила через Новониколаевск. C 1908 года Жернаков «бился» за эту идею. Противников было много. Городской голова Томска Некрасов изо всех сил старался уговорить чиновников в Петербурге, чтобы дорога прошла через Болотное. Чтобы решить дело в свою пользу, новониколаевцы командировали в столицу своего представителя – инженера-путейца Сигизмунда Дунина-Марцинкевича.

К большой радости горожан, ходатайство о подходе Алтайской железной дороги к городу и направлении её по городу «получило благоприятное разрешение». Это сулило большие выгоды. Жернаков на совещании в Томске уверял, что в таком случае необходимо строить в Новониколаевске элеватор – для того, чтобы вывозить с Алтая зерно.

Городской голова настаивал и на строительстве в нашем городе паровозо-вагонного строительного завода. «Завод должен быть приспособлен и для пароходного строительства, локомобилей и вообще всякого рода машин, за которые в данное время Сибирь очень много переплачивает», – доказывал Владимир Ипполитович.

Много споров было по поводу расположения здания станции Алтайской железной дороги. Новониколаевцы хотели непременно в черте города – в Закаменском районе. Выгода состояла в том, чтобы использовать прибрежную полосу: устроить там набережную, пристани, товарные склады. Город ходатайствовал об оставлении за собой городской железнодорожной ветки с правом примыкания её к линии Алтайской железной дороги, с приемом и выдачей грузов на станции и передачей таковых на Алтайскую и Сибирскую железные дороги.

Планировалось также «привлечь в город крупную фабрично-заводскую промышленность». В газете сообщалось о скором открытии макаронной фабрики на углу Межениновской и Нарымской улиц.

Кроме ходатайства по поводу Алтайской железной дороги, Новониколаевск просил об открытии в городе сельскохозяйственного и учительского институтов, мужской и женской гимназий, о введении всеобщего начального обучения в городе, о ссуде на постройку храма в Вокзальной части.

О финансах

Планы у города были, конечно, наполеоновские, но с финансами дела обстояли не очень. Газета «Обская жизнь» писала: «Городской голова защищает предложение городской управы о займе в Земельном банке в размере 500 тысяч рублей, т. к. деньги городу необходимы. Если затянуть вопрос, то городское хозяйство может оказаться в безвыходном положении.

Если настоящий состав думы не ликвидирует вопроса о дефиците, то будущему составу будет еще труднее в нем разобраться. Несмотря на большой дефицит, город вовсе нельзя считать банкротом, т. к. он имеет одного недвижимого имущества на 114118 руб. 98 коп. и движимого на 125128 руб. 7 коп. Плюс недоимки – 162237 руб. 19 коп.».

О торговле

«Местные торговцы жалуются на небывалый застой в торговле. Дела так плохи, что некоторые фирмы несут крупные убытки. Главной причиной такого явления есть, несомненно, общий кризис, переживаемый Россией. Для Сибири же это явление усилено еще нынешним неурожаем. Для Новониколаевска, в районе которого урожай был средним, следовало бы ждать некоторого оживления, но фактически это не так. Громадные когда-то ссыпки хлеба уходят на другие станции и пристани, уходит вместе со ссыпкой и розничная торговля. Летом еще время от времени наезжают маслоделы сдать масло и запастись товарами для своих лавок и мелкие деревенские торговцы. Это жданные гости! Они – оптовые покупатели. Нуждаясь в деньгах, многие из местных купцов покупают товар по векселям, стараясь сбыть его оптовым покупателям хотя бы по своей цене, но за наличные деньги. Получить при этой скидке три процента считается делом прибыльным».

Новониколаевцы надеялись, что с постройкой Алтайской железной дороги торговля сильно разовьется. Планировалось открыть ярмарку на Закаменской базарной площади.

К нам прилетел самолёт

Отцы города заботились и о благоустройстве Новониколаевска. Решено было приступить «к мощению Николаевского проспекта ввиду его исключительного положения как главного подъездного пути, по которому происходит массовое грузовое движение к железнодорожной станции, а также вследствие его грунта, легко поддающегося размыву». Для этого даже пригласили инженера с окладом в три тысячи рублей в год. Хотя ремонт улиц происходил и в не очень удобное для этого время. «Городская управа, дождавшись грязи и снега, приступила к ремонту Асинкритовской улицы, засыпают рытвины, ямы. Нечего сказать, время для ремонта улицы выбрано самое подходящее!..» – возмущалась городская газета.

Вовсю шли разговоры о постройке водопровода. В связи с этим городская управа решила предпринять исследование речных источников. Пробы из Каменки, Ини были отправлены в Томск для исследования. Городская управа отпустила более 18 000 рублей на борьбу с холерой и чумой. Из них значительная часть пошла на постройку заразного барака.

Развлекаться новониколаевцы ходили в электротеатр «Москва», кинотеатр Махотина и цирк Никифорова. Реклама зазывала: «Электротеатр «Москва», Новониколаевский проспект, дом Вишнякова. Спешите посмотреть русскую бытовую картину «Песня каторжанина», «Месть за сына» (эпизод из осады Флоренции. Сильная драма), «Нежное создание» (комическое), «Озёра и каскады в Италии» (чудные виды)». «Обская жизнь» сообщала: «В театре общественного собрания артистом Соколовым поставлено будет: в первый раз на здешней сцене только что полученная из цензуры по особому ходатайству пьеса на местную личность «Мамаша с прошлым, или Новониколаевская фурия» (фарс в 3-х действиях сочинения артиста Ждарского). По окончании спектакля танцы до трех часов ночи. Начало спектакля в 8 ч. Вечера. Цены от 20 коп. до 1 руб. 50 коп.».

А 28 августа в городе произошло поистине грандиозное событие. Новониколаевцы впервые увидели аэроплан «Фарман», который даже совершил полеты над городом. Его пилотировал один из первых российских авиаторов Яков Седов-Серов. Это произвело незабываемое впечатление на зрителей. Заказ самолета возможно осуществить. Еще бы, в городе был только один автомобиль, год назад появился первый велосипед, а тут – самолет!»

Вот таким он выдался, 1911 год...

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела