Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Все статьи автора(8) Людмила Юрьевна Аргунова,
учитель географии МБОУ «Гимназия № 10»,
руководитель РМО учителей географии и экономики
Железнодорожного района г. Новосибирска

Участие образовательного учреждения в дистанционных проектах как средство повышения качества образования

На сегодняшний день существует достаточно большое количество дистанционных проектов, как для учеников, так и для учителей. Данные проекты не только открывают доступ к разнообразной информации, участие в них  формирует активную познавательную деятельность, создает возможности широкого общения, позволяет научиться планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. Таким образом, участие в дистанционных проектах помогает формировать основные ключевые компетенции (познавательную, социальную, коммуникативную, информационную, регулятивную) как учителя, так и ученика.

Разнообразные образовательные проекты предлагает Издательский дом 1 сентября:

– Школа цифрового века, в рамках которого осуществляется «комплексное обеспечение образовательных учреждений предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни с адресной доставкой на современных носителях». Все работники школы, присоединившейся к проекту, получают возможность бесплатно использовать данные материалы. Однако для школы проект платный.

– Педагогический университет «Первое сентября», который специализируется на проведении «дистанционных (заочных) и очных курсов повышения квалификации для работников образовательных учреждений с нормативным сроком освоения 108 часов и 72 часа. Модульные курсы университета адресованы всем, кто заинтересован в расширении своих знаний в области педагогики, психологии, менеджмента, социологии, экономики, независимо от места проживания и профиля деятельности. Нормативный срок освоения одного модульного курса – 6 часов». Здесь можно пройти курсы по своему предмету, а также поучиться на психолого-педагогических курсах. Удобно по времени: есть первый и второй потоки, соответственно в первом и втором полугодии. Изучение материала и подготовка контрольных работ (№1 и №2), а также итоговой работы зависят от временных возможностей учителя. Определены лишь сроки отправки работ. Можно получить консультацию дистанционно в личном кабинете. Высылаются отзывы на работы учителя. Темы актуальны и современны: « Уроки понимания карты (основы пространственного анализа)», «Как научить школьников выражать географические идеи (развитие речи на уроках географии)», «Система практических работ по географии в 6–10-х классах»,  «Интернет-ресурсы на уроках географии», «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», «Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников». Проект платный.

– Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», который проводится Издательским домом «Первое сентября» «с целью представления и популяризации педагогического опыта работников образования». В рамках фестиваля проводится конкурс «Презентация к уроку». Проект платный, но если нет возможности оплатить и представить свой опыт, то можно совершенно бесплатно изучать опыт других учителей.

– Общероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио». Цель фестиваля – «организация единого открытого информационного пространства для публикации работ учащихся учреждений начального, среднего, среднего специального, среднего профессионального и дополнительного образования, выполненных под руководством педагогов». В рамках фестиваля проводится конкурс «Учебный проект». Проект платный, но изучать опыт организации проектных и исследовательских работ учащихся можно бесплатно. В любой работе есть спорные моменты, нераскрытые стороны, поэтому оценив свое видение проблемы, учитель и его ученики могут выбрать совершенно новое направление исследования.

Глобальная школьная лаборатория GlobalLab, которая предоставляет «рабочую площадку для тех, кто хочет узнать, как делается наука, задавать Природе свои собственные вопросы и получать на них ответы». Участвовать в работе GlobalLab можно ребятам начальной школы и среднего звена под руководством учителей начальной школы, географии, биологии, естествознания. Здесь учат проводить наблюдения в природе, правильно оформлять и обобщать результаты наблюдений, а также общаться со сверстниками из любых уголков России и зарубежных стран. В рамках проекта проводится конкурс на лучшего репортера. Проект бесплатный. Подробная информация о проекте в Интерактивном образовании №35 июнь 2011 года http://www.onlinegazeta.info/novosibirsk/novosibirsk_magazin_interaktiv_obrazovanie_online.htm

Московский институт открытого образования МИОО, на сайте которого можно найти для себя много полезного: ФГОС, программы, методические разработки, учебники, подготовка к ЕГЭ и ГИА, олимпиады, конкурсы.

В рамках данного проекта организована  международная дистанционная обучающая олимпиада по географии ДООГ, которая длится 3,5 месяца и включает в себя:

Представление команды.

Обучающий тур.

Самопроверку результатов обучающего тура.

Практический тур.

Методический семинар учителей.

Конкурсный тур.

Перекрестную проверку результатов конкурсного тура.

Для представления команды необходимо проявить свои творческие способности, например, сочинить стихотворение о природе, населении, хозяйстве своей местности. В обучающем туре участники знакомятся с темой предстоящей олимпиады и выполняют задания, проверять которые будут самостоятельно по ключам, присланным после завершения тура. На данном этапе главным является распределение сил в команде, проверка организаторских способностей капитана команды и выработка критического отношения к результатам собственного труда. Практический тур предлагает задания, нацеленные как на поиск теоретических знаний, так и на создание самостоятельного продукта. Задания конкурсного тура требуют показать умения применять географические знания,  предметные и метапредметные умения в новой ситуации: обобщить имеющиеся знания, установить географическую закономерность, изложить свою точку зрения и доказать ее. Методический семинар, пожалуй, самая интересная часть олимпиады для учителя, так как включает в себя обмен опытом работы. Участвуя в семинаре, учитель также зарабатывает баллы для своей команды, представляя разработку урока по теме олимпиады и обмениваясь опытом своей работы с коллегами. Проект бесплатный. Тема ДООГ меняется каждый год. Подробная информация о проекте в Интерактивном образовании №35 июнь 2011 года http://www.onlinegazeta.info/novosibirsk/novosibirsk_magazin_interaktiv_obrazovanie_online.htm.

Всероссийские Юношеские чтения имени В.И. Вернадского. «Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского является дистантно-очной комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных регионов России». Первый тур заочный, в рамках которого участники постигают науку не только написания исследовательской работы, но и правильного представления: самой работы, аннотации к ней, тезисов, варианта работы для публикации в сборнике. Довольно сложно, но формирует полезный опыт. Рецензия присылается бесплатно и дается специалистами в конкретной области в соответствии с темой работы и заявленной секцией. Второй тур очный и соответственно платный, но опыт общения со сверстниками и  членами жюри имеет огромное значение для ребят, дают большой заряд энергии на будущее.

Электронная газета «Интерактивное образование». «Цель издания – выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение профессиональной компетентности педагогов г. Новосибирска». Проект бесплатный. Разнообразие освещаемых тем и возможности многочисленных рубрик позволяют поделиться опытом работы, найти единомышленников, увидеть перспективы своего профессионального роста.

Всероссийские научно-практические интернет конференции НГПУ совместно с Новосибирским институтом открытого образования. Можно написать статью для любой из тематических секций или принять участие в обсуждении размещенных здесь статей. К сожалению, не так часто учитель имеет возможность прослушать лекцию о современных тенденциях в науке и мире, а здесь можно задать вопросы, поспорить, высказать свое мнение. Тематика секций достаточно разнообразна:

География – наука и образование в XXI веке.

Физическая география.

Теоретические и прикладные вопросы экономической и социальной географии России и зарубежных стран.

Мировое хозяйство и современные тенденции его развития.

Политическая география и геополитика.

Геоэкология, природопользование и охрана окружающей среды.

Туризм, природное и культурное наследие.

Современные проблемы географического образования в вузе и школе.

Инновационные технологии в обучении географии.

Компетентностный «портрет» учителя географии.

 

В данной статье перечислены лишь некоторые варианты дистанционных проектов. Однако участвуя в них, постоянно узнаешь что-то новое в географии, педагогике, методике преподавания. Дистанционное взаимодействие уменьшает расстояния и экономит время, позволяет общаться с коллегами из любого региона России и мира.

 

Источники информации:

1. Всероссийские чтения имени В.И. Вернадского http://vernadsky.info/info/terms/

2. Газета Интерактивное образование №35 июнь 2011 года http://www.onlinegazeta.info/novosibirsk/novosibirsk_magazin_interaktiv_obrazovanie_online.htm

3. Глобальная школьная лаборатория http://www.globallab.ru/

4. Издательский дом «Первое сентября» http://1september.ru/

5. Интернет – конференции: http://conference.nspu.ru/course/view.php?id=14

6. Матюшкина Л.В., Доценко И.Б «Формирование ключевых компетенций: проблемы и пути решения» http://cdp.tti.sfedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=494&Itemid=425

7. Сайт поддержки дистанционных проектов по географии и естествознанию http://geo-edu.ru/

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 26)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела