Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Все статьи автора(2) Людмила Сергеевна Иванова,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 13 г. Новосибирска

Духовно-нравственное воспитание как основа гражданственности и патриотизма (из опыта работы клуба «Россияне»)

Истинный патриотизм в том,

чтобы обогащая других, обогащаться самому духовно.

Д.С. Лихачев

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Истинный патриотизм есть единство духовности, гражданской зрелости, социальной активности личности. Однако в настоящее время основным направлением в патриотическом воспитании молодежи стало военно-патриотическое направление, что существенно ограничивает другую, социальную направленность воспитания, и обедняет само представление о патриотизме, ибо патриотизм имеет духовно-нравственную природу, тесно связанную с социальной сущностью человека.

Духовность – это нравственно-этическая категория. Формами проявления духовности являются добро, красота, справедливость. Без развитой духовности нельзя быть патриотом.

Сознавая, что мгновенное превращение подростка в гражданина-патриота невозможно, мы решили создать гуманитарно-эстетический клуб «Россияне», в котором особое внимание уделяется воспитанию духовно-нравственного начала. «Гуманитарный» – значит относящийся к человеку и его культуре, к чувству прекрасного, к красоте.

Почему клуб? Потому что клуб предполагает самые разнообразные формы деятельности. Это и встречи с интересными людьми, и театрализованные выступления, круглые столы и интеллектуальные марафоны. Таким у нас стал интеллектуальный марафон «О гимназии и гимназистах», посвященный истории города Новосибирска. В процессе подготовки к марафону пятиклассники узнавали не только то, чему и как учили в гимназиях и реальных училищах, но и имена Г.Будагова и В.Тихомирова, заложивших основы просветительской культуры в нашем городе.

Чтобы сформировать в гимназистах умение ценить наследие своего народа, честь и достоинство, одного «образования УМА» недостаточно. Необходимо ешё одно – образование» – «образование СЕРДЦА». Не случайно еще И.Гете говорил: «Перед великим умом склоняю голову, перед великим сердцем становлюсь на колени».

Не могу сказать, что к нам стоит очередь из желающих, талантливых и одаренных, ведь мы выбрали не самое модное и популярное сегодня направление, у нас нет шоу, нет стремительных ритмов. К нашим мероприятиям надо долго готовиться. Но у нас другая цель. Мы стремимся развивать душу подростка, найти в ней нравственные истоки, дать им развитие.

По Далю, слово «нрав» буквально означает: «воля, любовь, благородство, милосердие». «НРАВ и УМ слитно образуют ДУХ», – пишет Даль. Духовность придает смысл жизни человеку; в ней он черпает ответы на волнующие его проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждениях, красивого и безобразного.

Народная мудрость гласит: «Всё из детства, всё из дома». Уважение к человеку мы начинаем формировать с уважения к своему дому, к своей семье (СЕМЬЯ – РОД – НАРОД – РОДИНА). Если человек не умеет любить самых близких людей, свой дом, то ему будет трудно, а порой и невозможно заложить нравственный фундамент в доме собственном, тем более в стране. Нельзя любить все человечество, не умея любить своего ближнего. Павел Флоренский утверждал, что история Рода несет в себе нравственные уроки и нравственные задачи. А крупнейший российский историк В.О. Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Наши предки бережно относились к истории своего рода. А сегодня не каждый подросток знает девичью фамилию матери.

Истории семьи мы посвятили конкурс «Отцы и дети», который прошел в форме открытого урока. Три команды, в каждой из которых были и дети, и родители отвечали на вопросы, связанные с историей рода, создавали модель идеальной семьи, вспоминали стихи и пословицы о семье. Эпиграф к уроку придумала одна из команд:

Как хорошо, что здесь мы собрались!

Должны быть чаще встречи эти.

Хотелось, чтобы все мечты сбылись,

Чтоб ближе стали взрослые и дети.

Вместо вступления прозвучали строчки из детских сочинений:

Я горжусь своим прадедом, защищавшим нашу родину от фашистов.

Мои прадеды были отважными и защищали родную землю.

Мой прадедушка – моя гордость.

Я уважаю своего прадедушку, так как он был умным и смелым человеком.

Я благодарна моей семье за помощь, за поддержку, за то, что они меня любят.

Я люблю мою семью и буду любить её всегда!

Без осмысления истории своего рода, народа, родины, без знания её культурного наследия, без нравственности не может быть патриота.

Готовясь к ТЕАТРАЛИЗОВАНОЙ ХРОНИКЕ  За землю русскую», мы знакомились с элементами военно-исторических традиций, ритуалов российского воинства, символикой, считая, что всё это значимо для воспитания патриотических чувств детей, составляющих фундамент личности.

Любить родину, быть преданным ей следует учить человека с детства.

Каждый год очень серьёзно готовимся к празднованию Дня Победы.

Стены нашей школы видели много боли и горя, потому что во время войны в ней был госпиталь. И мы хотим, чтобы об этом помнили все, кто здесь учится. «До свидания, мальчики…», «Памяти вечный огонь», «Чтобы помнили» – эти выступления мы посвятили памяти всех мальчиков и девочек, кого не пощадила война. Работая над сценарием, изучали художественную литературу, обращались к письмам военных лет, семейным реликвиям, воспоминаниям очевидцев, документам, фронтовой видеохронике, материалам школьного музея, собирали фотографии своих близких, прошедших войну…

«До свидания, мальчики…» 5 мая 2011 год.

«Памяти вечный огонь», 2012 год.

7 мая 2012 года

Вот несколько строк из отзывов зрителей.

«Зал был ошеломлен. Кто-то молчал, кто-то плакал. Лично я сидела и плакала, не могла сдержаться. Хочу сказать честно: «Спасибо Вам большое за этот дневник памяти войны!»

«Я очень рад, что был свидетелем этого выступления, многие слова до сих пор звучат в голове, отдавая гулким эхом в сердце…» (Артемов Михаил)

«Меня поразили дети… казалось, что они и на самом деле дети войны…»

В этом году на сцену вместе с детьми вышли и молодые учителя.

8 мая 2013 год. Участники сценария с ветеранами войны и детьми блокадного Ленинграда.

Все события в истории связаны с болью и радостью человеческого сердца. Человеческие переживания порождают у подростков потребность познать их сущность. И в этом познании огромная роль принадлежит театру.

Обогащать театральный опыт школьников – значит открывать им глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать их собственную духовную жизнь, будить творческие возможности.

Занятия в театральной студии – это и средство общения, где мы учимся слышать и слушать, где есть место не только диалогу зрителя, актёра и режиссёра, но и соавторству. Так родились театрализованные постановки «России первая любовь» и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Эстетическое чувство пробуждает нравственное, нравственное формирует душу подростка. Многие массовые сцены в наших театрализованных выступлениях рождены самими участниками.

ЧЕРЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО мы идем к началу ДУХОВНОМУ, к осознанию своего места в этом мире, поэтому наши занятия вполне можно назвать и  уроками ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ.

Ведь «…что такое гражданин? – Отечества достойный сын», –утверждал А.Некрасов. Истинного гражданина и патриота отличают любовь к ближнему, единение с людьми, сознание своей ответственности за всё.

К сожалению, сегодня нравственные ориентиры многих людей изменились. Кумирами молодежи становятся не мужественные честные парни, не летчики и космонавты, а люди с материальным достатком. Равнодушие, душевная глухота, безразличие к своей стране приобрели огромные масштабы.

Сегодня трудно что-либо внушить ребенку – единственная возможность постучать в его душу – совместная деятельность, в процессе которой мы стремимся пробудить в подростке любовь к человеку, к своему дому, своему отечеству, дать толчок процессу, о котором ясно, исчерпывающе сказал А.С.Пушкин: «…Самостоянье человека – залог величия его», Ведь только в той душе, для которой есть на земле нечто священное, зарождаются и формируются и нравственность, и духовность, и патриотизм.

 

 

 

 

 

Патриотизм

 

 

 

 

 

Деятельное добро:

 

Гражданская зрелость

 

 

 

 

уважение к человеку, его чести и достоинству

 

«отечества достойный сын»

 

 

 

Норма поведения

 

 

 

Нравственные идеалы

 

 

 

 

 

 

(чувства, оценки, отношение к истории, культуре

 

Общечело-веческие ценности

 

 

 

 

 

Гуманисти-ческие ценности

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела