Истинный патриотизм в том,
чтобы обогащая других, обогащаться самому духовно.
Д.С. Лихачев
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Истинный патриотизм есть единство духовности, гражданской зрелости, социальной активности личности. Однако в настоящее время основным направлением в патриотическом воспитании молодежи стало военно-патриотическое направление, что существенно ограничивает другую, социальную направленность воспитания, и обедняет само представление о патриотизме, ибо патриотизм имеет духовно-нравственную природу, тесно связанную с социальной сущностью человека.
Духовность – это нравственно-этическая категория. Формами проявления духовности являются добро, красота, справедливость. Без развитой духовности нельзя быть патриотом.
Сознавая, что мгновенное превращение подростка в гражданина-патриота невозможно, мы решили создать гуманитарно-эстетический клуб «Россияне», в котором особое внимание уделяется воспитанию духовно-нравственного начала. «Гуманитарный» – значит относящийся к человеку и его культуре, к чувству прекрасного, к красоте.
Почему клуб? Потому что клуб предполагает самые разнообразные формы деятельности. Это и встречи с интересными людьми, и театрализованные выступления, круглые столы и интеллектуальные марафоны. Таким у нас стал интеллектуальный марафон «О гимназии и гимназистах», посвященный истории города Новосибирска. В процессе подготовки к марафону пятиклассники узнавали не только то, чему и как учили в гимназиях и реальных училищах, но и имена Г.Будагова и В.Тихомирова, заложивших основы просветительской культуры в нашем городе.
Чтобы сформировать в гимназистах умение ценить наследие своего народа, честь и достоинство, одного «образования УМА» недостаточно. Необходимо ешё одно – образование» – «образование СЕРДЦА». Не случайно еще И.Гете говорил: «Перед великим умом склоняю голову, перед великим сердцем становлюсь на колени».
Не могу сказать, что к нам стоит очередь из желающих, талантливых и одаренных, ведь мы выбрали не самое модное и популярное сегодня направление, у нас нет шоу, нет стремительных ритмов. К нашим мероприятиям надо долго готовиться. Но у нас другая цель. Мы стремимся развивать душу подростка, найти в ней нравственные истоки, дать им развитие.
По Далю, слово «нрав» буквально означает: «воля, любовь, благородство, милосердие». «НРАВ и УМ слитно образуют ДУХ», – пишет Даль. Духовность придает смысл жизни человеку; в ней он черпает ответы на волнующие его проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждениях, красивого и безобразного.
Народная мудрость гласит: «Всё из детства, всё из дома». Уважение к человеку мы начинаем формировать с уважения к своему дому, к своей семье (СЕМЬЯ – РОД – НАРОД – РОДИНА). Если человек не умеет любить самых близких людей, свой дом, то ему будет трудно, а порой и невозможно заложить нравственный фундамент в доме собственном, тем более в стране. Нельзя любить все человечество, не умея любить своего ближнего. Павел Флоренский утверждал, что история Рода несет в себе нравственные уроки и нравственные задачи. А крупнейший российский историк В.О. Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Наши предки бережно относились к истории своего рода. А сегодня не каждый подросток знает девичью фамилию матери.
Истории семьи мы посвятили конкурс «Отцы и дети», который прошел в форме открытого урока. Три команды, в каждой из которых были и дети, и родители отвечали на вопросы, связанные с историей рода, создавали модель идеальной семьи, вспоминали стихи и пословицы о семье. Эпиграф к уроку придумала одна из команд:
Как хорошо, что здесь мы собрались!
Должны быть чаще встречи эти.
Хотелось, чтобы все мечты сбылись,
Чтоб ближе стали взрослые и дети.

Вместо вступления прозвучали строчки из детских сочинений:
Я горжусь своим прадедом, защищавшим нашу родину от фашистов.
Мои прадеды были отважными и защищали родную землю.
Мой прадедушка – моя гордость.
Я уважаю своего прадедушку, так как он был умным и смелым человеком.
Я благодарна моей семье за помощь, за поддержку, за то, что они меня любят.
Я люблю мою семью и буду любить её всегда!
Без осмысления истории своего рода, народа, родины, без знания её культурного наследия, без нравственности не может быть патриота.
Готовясь к ТЕАТРАЛИЗОВАНОЙ ХРОНИКЕ За землю русскую», мы знакомились с элементами военно-исторических традиций, ритуалов российского воинства, символикой, считая, что всё это значимо для воспитания патриотических чувств детей, составляющих фундамент личности.
Любить родину, быть преданным ей следует учить человека с детства.
Каждый год очень серьёзно готовимся к празднованию Дня Победы.
Стены нашей школы видели много боли и горя, потому что во время войны в ней был госпиталь. И мы хотим, чтобы об этом помнили все, кто здесь учится. «До свидания, мальчики…», «Памяти вечный огонь», «Чтобы помнили» – эти выступления мы посвятили памяти всех мальчиков и девочек, кого не пощадила война. Работая над сценарием, изучали художественную литературу, обращались к письмам военных лет, семейным реликвиям, воспоминаниям очевидцев, документам, фронтовой видеохронике, материалам школьного музея, собирали фотографии своих близких, прошедших войну…
«До свидания, мальчики…» 5 мая 2011 год.
«Памяти вечный огонь», 2012 год.

7 мая 2012 года
Вот несколько строк из отзывов зрителей.
«Зал был ошеломлен. Кто-то молчал, кто-то плакал. Лично я сидела и плакала, не могла сдержаться. Хочу сказать честно: «Спасибо Вам большое за этот дневник памяти войны!»
«Я очень рад, что был свидетелем этого выступления, многие слова до сих пор звучат в голове, отдавая гулким эхом в сердце…» (Артемов Михаил)
«Меня поразили дети… казалось, что они и на самом деле дети войны…»
В этом году на сцену вместе с детьми вышли и молодые учителя.

8 мая 2013 год. Участники сценария с ветеранами войны и детьми блокадного Ленинграда.
Все события в истории связаны с болью и радостью человеческого сердца. Человеческие переживания порождают у подростков потребность познать их сущность. И в этом познании огромная роль принадлежит театру.
Обогащать театральный опыт школьников – значит открывать им глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать их собственную духовную жизнь, будить творческие возможности.
Занятия в театральной студии – это и средство общения, где мы учимся слышать и слушать, где есть место не только диалогу зрителя, актёра и режиссёра, но и соавторству. Так родились театрализованные постановки «России первая любовь» и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Эстетическое чувство пробуждает нравственное, нравственное формирует душу подростка. Многие массовые сцены в наших театрализованных выступлениях рождены самими участниками.
ЧЕРЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО мы идем к началу ДУХОВНОМУ, к осознанию своего места в этом мире, поэтому наши занятия вполне можно назвать и уроками ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ.
Ведь «…что такое гражданин? – Отечества достойный сын», –утверждал А.Некрасов. Истинного гражданина и патриота отличают любовь к ближнему, единение с людьми, сознание своей ответственности за всё.
К сожалению, сегодня нравственные ориентиры многих людей изменились. Кумирами молодежи становятся не мужественные честные парни, не летчики и космонавты, а люди с материальным достатком. Равнодушие, душевная глухота, безразличие к своей стране приобрели огромные масштабы.
Сегодня трудно что-либо внушить ребенку – единственная возможность постучать в его душу – совместная деятельность, в процессе которой мы стремимся пробудить в подростке любовь к человеку, к своему дому, своему отечеству, дать толчок процессу, о котором ясно, исчерпывающе сказал А.С.Пушкин: «…Самостоянье человека – залог величия его», Ведь только в той душе, для которой есть на земле нечто священное, зарождаются и формируются и нравственность, и духовность, и патриотизм.
| | | Патриотизм | | | |
| | Деятельное добро: | | Гражданская зрелость | | |
| | уважение к человеку, его чести и достоинству | | «отечества достойный сын» | | |
| Норма поведения | | | | Нравственные идеалы | |
| | | | | (чувства, оценки, отношение к истории, культуре | |
Общечело-веческие ценности | | | | | | Гуманисти-ческие ценности |