Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Организация внеурочной познавательной деятельности старшеклассников в условиях подготовки перехода на новые ФГОС

Каждый ребенок обладает своими индивидуальными особенностями, способностями к обучению. В то же время одной из важнейших задач учителя является формирование у обучающихся интереса к предмету. Его можно сформировать разными путями и способами. Важнейшим средством арсенала учителя была и остается организация внеурочной деятельности учащихся по предмету.

Для учителей, работающих со старшими школьниками, актуальными являются проблемы связанные с:

– недостаточной связью школьного образования с жизнью, неумением применять знания на практике;

– недостаточной мотивацией к учебной деятельности;

– низким уровнем общей информационной, правовой культуры, культуры учебного труда при высоком уровне развития современных информационных технологий;

– недостаточным уровнем качества знаний, невысокими результатами выполнения ЕГЭ частью выпускников школы.

В МБОУ «СОШ № 31» накоплен опыт организации внеурочной деятельности старшеклассников. Одной из характерных особенностей образовательного процесса в условиях подготовки перехода на ФГОС нового поколения старшей школы является, как показывает наш практический опыт, наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Чаще всего в 10-11 классах внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. Следует отметить, что внеурочная и урочная работа выступают как равноправные стороны единого процесса. Хочется отметить разнообразие форм организации данного вида деятельности, отработанных в школе: система подготовки к ЕГЭ, научно-исследовательская деятельность (в том числе в рамках НОУ), работа факультативов, система дополнительных занятий, работа над учебными проектами, подготовка к олимпиадам и конкурсам, научно-практические конференции и декады науки в школе.

1. Система подготовки к ЕГЭ. Во внеурочной деятельности это, прежде всего, консультации. Грамотно проведённая консультация – залог будущего успеха на ЕГЭ. Консультации планируются в соответствии с перечнем тем кодификатора по истории или обществознанию, большое внимание уделяется практической составляющей – решению заданий части С. Непременным условием успеха считаю использование возможностей ИКТ, что позволяет проводить компьютерное тестирование (задания части А), в том числе в игровой форме. Нами разработан ряд игр на закрепление содержания основных разделов, которые являются достаточно популярными среди старшеклассников. Используем обобщающие презентации по разделам курса «Обществознание», конкретнее, по сферам общественной жизни, где перечисляется содержание кодификатора по данному разделу, в лаконичной форме отражается необходимое содержание. Учителями истории и обществознания школы также разработаны презентации по решению заданий на сравнение, анализ исторического источника. Таким образом, каждая консультация наполняется теоретическим и практическим содержанием.

2. Научно-исследовательская деятельность. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения школьного образования (10-11 классы), когда у них формируется теоретическое мышление. Организационными формами, методами, образовательными технологиями, направленными на формирование познавательных и личностных качеств ученика-исследователя профильных классов, являются: проблемные и исследовательские методы обучения, учебный эксперимент, практические работы исследовательского характера, домашнее задание, направленное на поисковую деятельность.

Немаловажную роль здесь играет включение старших школьников в деятельность школьного НОУ. Главное внимание на заседаниях научного общества учащихся уделяется изучению важнейших этапов и методов научного познания.

3. Работа факультативов. Факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по истории. В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса истории.  Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы - элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

В течение последних лет в школе разработаны и апробированы факультативные курсы «История Алтайского края», «Право на каждый день», «Проблемные курсы экономических знаний» «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: индивидуально-групповые консультации для учащихся». На первом вводном занятии старшеклассники знакомятся с программой факультатива и особенностях работы на его занятиях. Далее, приступая к очередной теме, совместно планируем ход занятия, учащиеся выбирают интересные им формы участия в занятии, это могут быть индивидуальные сообщения в помощь учителю, разработка проблемных вопросов по теме, обзор имеющихся источником по теме, обзор историографии вопроса.

Факультативные курсы развивают и дополняют содержание и ведущие идеи основного курса истории, обществознания, права и образуют в сочетании с ним программу повышенного уровня среднего исторического и обществоведческого образования.

4. Система дополнительных занятий. Дополнительные занятия могут служить как для проведения точечной коррекционной работы, так и для углубления изучения отдельных тем курсов истории, обществознания, права. Дополнительные занятия могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Так, на дополнительных занятиях мною организуются просмотры учебных фильмов, которыми был оснащён кабинет истории по нацпроекту «Образование» в 2009 г. При этом учащиеся получают творческое задание написать эссе по просмотренному материалу. Лучшие из них представляются учащимся на уроках, что способствует закреплению изученного и субъектному осмыслению исторического содержания.

5. Работа над учебными проектами. Подчеркнём, что важную роль в организации проектной деятельности сыграло обучение в 2009-2010 учебном году по программе Intel «Обучение для будущего» на базе АКИПКРО. Эта программа позволила по-новому взглянуть на свою педагогическую деятельность, освоить новые подходы к организации проектной деятельности школьников, изменить свои взгляды на содержание учебного материала и организацию образовательного процесса, понять роль учителя в формировании у школьников навыков, необходимых человеку XXI века. Благодаря этой программе, в частности, в 10-м социально-гуманитарном классе был реализован проект «Толерантность как основополагающий принцип существования современного общества».

На первых порах детям было сложно создавать публикации от имени учащихся с анонсом идей выбранных тем в рамках проекта; не всегда продуктивно использовались предложенные мною памятки, материалы для оценивания, сетевые сервисы для организации совместной работы. Но очень скоро они активно включились в исследования. Результаты работы над проектом были представлены на предметной неделе гуманитарных наук в школе в марте 2013 г. На вопрос, что школьникам дало участие в данном проекте, они ответили, что это, прежде всего, знакомство с новыми способами решения проблемы, развитие умения работать в команде, прислушиваться к мнению других, оказывать помощь товарищам и принимать её от других.

Результаты внешней оценки реализованных совместно с учащимися в 2011 – 2013 гг. проектов:

– «Памятники-бюсты героям гражданской и Великой Отечественной войны на карте Барнаула» – I место в краевом конкурсе «Наша Родина – Алтай»; III место в краевом конкурсе «Российская государственность: вехи истории» (2011 г., 2012 г.);

– «Рекламное объявление начала XX века (на материале газеты «Жизнь Алтая»)» – III место в краевом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Проектная деятельность учащейся молодёжи» (февраль 2013 г.);

– «Частная благотворительность на Алтае и в Барнауле в конце XIX - начале XX века (на примере деятельности алтайского купечества и «Общества попечения о начальном образовании в Барнауле»)» – III место в краевом конкурсе «Озарение» (2011 г.);

– «Социальное предпринимательство как феномен социально-экономического развития на современном этапе» – I место на краевой итоговой научно-практической конференции для одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая» (2013 г.); I место во всероссийском конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся, студентов и учителей «Научный дебют» (2013 г.);

– «Алтайские дизели: история и современность» – III место в краевом конкурсе «Российская государственность: вехи истории» (2013 г.);

– «Семья и брак в процессе исторического развития» – I место в краевом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся, студентов и учителей «Научный дебют» (2012 г.) и ряд других.

6. Подготовка к олимпиадам и конкурсам. Предметные олимпиады – это соревнование школьников по различным дисциплинам. Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профильного обучения. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Олимпиады, как показывает опыт, позволяют учащимся, да и учителям, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования.

Подготовка школьников к олимпиадам осуществляется в основном под руководством учителей. Эта работа начинается нами с отбора школьников для участия в олимпиадах. С этой целью в октябре проводится школьная олимпиада. Для ее проведения задания разрабатываются методическим объединением учителей  с учетом многолетней практики участия школьников в городских и областных олимпиадах и требований, предъявляемых к их участникам. Тексты школьной олимпиады содержат вопросы и задачи различных типов и уровней сложности. После определения победителей школьной олимпиады мы начинаем работу по их подготовке к муниципальному туру олимпиады.

Подготовка к олимпиаде требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень владения каждым из них теоретическим материалом различных разделов школьного курса, уровень сформированности у них познавательной самостоятельности, особенности мышления каждого школьника и другие факторы. После подготовки программ начинается последовательная их реализация. Отрабатываются все разделы школьного курса истории или других обществоведческих дисциплин. Безусловно, работа по подготовке школьников к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой.

7. Научно-практические конференции и декады науки в школе. Школьные научно-практические конференции, являющиеся итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей, научных работников, врачей и т.п. В их работе преимущественно принимают участие учащиеся 10-11-х классов, а также некоторые школьники из предпрофильных 9-х классов. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности старшеклассников в учебно-исследовательских проектах. Подготовка к конференции осуществляется  в рамках деятельности НОУ школы. Авторы лучших работ награждаются дипломами разной степени, и им дается рекомендация для участия в конференциях более высокого ранга.

Декады науки в школе являются своеобразным синтезом всех форм внеклассной работы по учебным предметам, местом реализации познавательных интересов и достижений в том числе и старшеклассников. Поэтому планирование и организация этого мероприятия начинается в школе ещё в сентябре, проходит отбор форм проведения, продумывается роль учителей и учащихся. Наиболее популярными среди старшеклассников являются такие формы участия, как:

– выпуск исторических газет и журналов;

– разработка заданий и проведение викторин для учащихся среднего звена;

– участие в интеллектуальных играх;

– участие в диспутах и «круглых столах» по обществоведческой тематике и др.

В условиях перехода на ФГОС второго поколения в МБОУ «СОШ № 31» разработана и проходит этап апробации рейтинговая система оценивания, которая основывается на оценке всех видов учебной и внеурочной деятельности учащегося:

– рейтинг успеваемости по учебным дисциплинам;

– рейтинг академической успеваемости (по итогам полугодия);

– «портфолио» (является накопительной системой учета самых разнообразных достижений: успешное участие в семинарских занятиях, исследовательских и практических работах, научно-практических конференциях и других видах деятельности).

Таким образом, несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право быть составной частью обучения в старших классах.

 

Список литературы

1. Алексашкина Л. Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – №9.

2. Беляков Е. М. Проектная деятельность в образовании // Преподавание истории в школе. – 2007. – №5.

3. Журин И. А. Тематический контроль и рейтинговая система оценки знаний учащихся // Преподавание истории в школе. – 2008. – №5.

4. Иоффе А. Н. Проблема оценивания в об­щественных дисциплинах // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – №5.

5. Шамова Т. И., Подчалимова Г. Н. Методологические подходы к организации профильного обучения//Завуч. – 2006. – №3.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела