Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Все статьи автора(3) Татьяна Мироновна Тумаева,
руководитель высшей категории, «Почетный работник общего образования», директор МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка» Дзержинского района г. Новосибирска

Все статьи автора(9) Людмила Павловна Малыгина,
«Отличник просвещения», зам. директора по НМР
МБОУ «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка»
Дзержинского района г. Новосибирска

Нина Сергеевна Шуленина,
кандидат биологических наук, зав. кафедрой естественнонаучного образования МБОУ г. Новосибирска «Аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка»

Некоторые аспекты внутреннего аудита кафедры естественнонаучного образования

По мнению большинства современных ученых, специалистов, руководителей различных уровней управления XXI век станет веком качества во всех его проявлениях: от качества продукции, труда, процессов до качества жизни.

Образование – важнейшая составляющая качества жизни. Образовательная сфера позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности личности, приобрести необходимые знания и навыки в профессиональной деятельности, стать полноценным членом общества.

Общепризнанной гарантией устойчивого качества является наличие в ОУ системы менеджмента качества, отвечающей международным требованиям. Только хорошо организованные и хорошо управляемые организации обладают способностью поставлять для потребителя продукцию и услуги требуемого качества.

В Новосибирской области в 2011 стартовал проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области». Его целью является повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях на территории Новосибирской области через внедрение региональной модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества.

Аэрокосмический лицей в течение 2011-2013 года является участником регионального проекта в статусе «Стажировочная площадка». За указанный период в лицее разработана и внедрена система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами серии ISO 9001:2008. В июне 2012 года лицей подал документы на премию правительства Новосибирской области «За качество», СМК был высоко оценен конкурсной комиссией и лицей получил диплом «Мастер качества» за проводимую работу по созданию системы управления качеством. В ноябре 2012 года лицей сертифицировал СМК в международном сертификационном органе TUV NORD CERT Gmbh (г. Эссен, Германия). Перед сертификацией в лицее был проведен внутренний аудит СМК. В данной работе представлен фрагмент внутреннего аудита

Аудит – систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления того, в какой степени обеспечено соответствие критериям аудита.

Внутренние аудиты, иногда называемые «аудиты, проводимые первой стороной», проводятся самой организацией или от ее имени для проведения анализа со стороны руководства и других внутренних целей. Внутренние аудиты создают основу для самодекларирования организацией своего соответствия.

Для проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества было выбрано структурное подразделение – кафедра естественнонаучного образования. Издан приказ о порядке проведения внутреннего аудита, утверждены программа и план.

Программа аудита – договоренности (соглашения) о проведении одного или совокупности нескольких аудитов, запланированных на конкретный интервал времени и направленных на достижение конкретной цели.

План аудита – описание деятельности по проведению аудита и договоренностей (соглашений) по этому вопросу.

Определены методы проведения аудита: анализ документации, опрос персонала, анализ и сравнение полученных данных.

Внутренний аудит включает в себя:

– разработку плана проведения внутреннего аудита;

– предварительное совещание, проводимое перед непосредственным проведением внутреннего аудита;

– непосредственное проведение внутреннего аудита;

– заключительное совещание, проводимое после внутреннего аудита и подводящее итоги внутреннего аудита.

Ниже приведена схема 1 процедуры проведения внутреннего аудита.

 

Процедура проведения внутреннего аудита

Основные этапы осуществления аудита

 

Этап I

Планирование

 

Цели аудита:

  • определение соответствия или несоответствия системы управления качеством установленным требованиям;
  • оценка эффективности  функционирования СМК  и определение возможности ее совершенствования;
  • определение и классификация всех причин выявленных несоответствий;
  • проверка и оценка эффективности корректирующих мероприятий по результатам  предыдущих проверок;
  • подготовка к сертификации системы и др.

 

Критерии аудита:

  • требования ISO 9001:2001;
  • требования внутренних документов;
  • требования законодательства и нормативных документов;
  • требования контрактов;
  • другие в зависимости от целей аудита.

 

Объекты аудита:

  • процессы СМК организации;
  • качество продукции (услуг);
  • функционирование СМК в подразделениях и в организации  в целом;
  • документация СМК.

 

 

Методы проведения аудита

  • анализ документации;
  • опрос персонала;
  • наблюдение за объектом;
  • анализ и сравнение полученных данных.

Этап I

Планирование

 

Документация внутреннего аудита может содержать:

  • приказ директора;
  • план проведения аудитов;
  • программу аудита.

 

Сроки проведения аудита.

 

Состав группы аудита и ответственность.

 

 

 

Этап II

Подготовка к аудиту

объекта

 

 

Предварительный анализ документации, касающийся объекта аудита.

 

Подготовка рабочих документов: контрольные листы (списки вопросов), форма отчета об аудите, форма отчета о несоответствии (протоколы несоответствий).

 

Согласование конкретных сроков проведения аудита с руководителем проверяемого объекта.

 

 

 

 

Этап III

Аудит деятельности  на местах

 

Вступительное совещание

На вступительном совещании уточняются ключевые моменты аудита, согласовывается порядок и последовательность проверки, сопровождающие, предоставляется информация о методах проведения аудита, классификации несоответствий

 

 

Проведение проверки:

  • опросы сотрудников;
  • наблюдение за деятельностью, условиями производства;
  • документы (политика, цели, руководства, методики, стандарты, инструкции, лицензии, технические условия, контракты и заказы);
  • протоколы (протоколы заседаний, отчеты, журналы, базы данных);
  • сводные данные, результаты анализа и показатели деятельности;
  • информация по обратной связи с заказчиком;
  • web-сайты.

Этап III

Аудит деятельности  на местах

 

Сбор и  проверка данных, подготовка записей и выводов по результатам аудита

 

Заключительное совещание

По окончании аудита проводится совместное заключительное совещание группы по аудиту с руководством и персоналом структурного подразделения с целью ознакомления подразделения с результатами аудита, уточняется содержание несоответствий, разработки корректирующих и предупреждающих мероприятий по результатам аудита.

 

 

 

Этап IV Оформление результатов проверки

 

Контрольные листы и протоколы несоответствий.

 

Отчеты по аудиту.

 

 

 

Этап V

Последующие действия

 

Разработка корректирующих действия (мероприятий по устранению причин несоответствий).

 

Определение сроков и ответственных лиц  за реализацию корректирующих действий.

 

Проверка выполнения и результативности корректирующих действий.

 

Принципы проведения аудита

Особенностью проведения аудитов является доверие к ним, которое основано на ряде принципов. Они помогают сделать аудит результативным и надежным инструментом поддержки политик, методов и средств управления за счет представления информации, на основе которой организация может осуществлять действия в целях улучшения своей деятельности. Соблюдение этих принципов является предпосылкой для получения заключений по аудиту, которые являются уместными (относящимися к делу) и обоснованными, а также для того, чтобы аудиторы, действующие независимо друг от друга, были способны приходить в схожих ситуациях к одинаковым заключениям. Руководящие указания основаны на шести принципах.

Целостность. Является основой профессионализма.

Аудиторам и лицу, осуществляющему управление программой аудита, следует:

– осуществлять свою работу честно, старательно и ответственно;

– выявлять все применимые правовые требования и действовать в соответствии с ними;

– демонстрировать свою компетентность при выполнении своей работы;

– осуществлять свою работу беспристрастно, т.е. сохранять справедливость и объективность в отношении всего, с чем приходится иметь дело;

– быть чувствительными к любым воздействиям, которые, как можно ожидать, окажут давление на выработку суждений при проведении аудита.

a) Беспристрастное представление результатов. Является обязательством представлять правдивые и точные отчеты.

Результатам аудита, заключениям по аудиту и отчетам об аудитах следует правдиво и точно отражать деятельность по проведению аудитов. Существенные препятствия, встретившиеся в ходе аудита, а также неразрешенные расходящиеся мнения и разногласия между командой по аудиту и аудитируемой организацией следует отражать в отчете. Коммуникации следует быть честной, точной, объективной, своевременной, понятной и полной.

b) Надлежащая профессиональная тщательность. Означает приложение усердия (прилежания) и проявление рассудительности при проведении аудита.

Аудиторам следует проявлять заботу о тщательности, которая должна соответствовать важности выполняемого ими задания и доверию, оказываемому им заказчиком аудита и другими заинтересованными сторонами. Важным фактором осуществления их деятельности с надлежащей профессиональной тщательностью является наличие способности вырабатывать здравые суждения во всех ситуациях, возникающих во время аудита.

c) Конфиденциальность. Означает обеспечение безопасности полученной информации.

Аудиторам следует проявлять осторожность в использовании информации, запрашиваемой в связи с осуществляемой ими деятельностью, и защищать ее. Информацию, полученную в ходе аудита, не следует использовать в целях получения выгоды для аудиторов или заказчика аудита или таким образом, который наносит ущерб законным интересам аудитируемой организации. Данный подход включает в себя должное обращение с «чувствительной» или конфиденциальной информацией.

d) Независимость. Это основа беспристрастности при проведении аудита и объективности заключений по аудиту.

Аудиторам, где это только возможно, следует быть независимыми от деятельности, которая будет подвергаться аудиту, и во всех случаях действовать таким образом, чтобы быть свободными от предвзятости и конфликта интересов. При проведении внутренних аудитов аудиторам следует быть независимыми от руководителей функциональных структур, подлежащих аудиту. Аудиторам следует сохранять объективность во время всего процесса аудита для обеспечения того, чтобы результаты аудита и заключения по аудиту были основаны только на свидетельствах аудита.

Для малых организаций, возможно, будет достаточно того, чтобы внутренние аудиторы были полностью независимыми от деятельности, подвергаемой аудиту, но при этом следует приложить все усилия, чтобы исключить предвзятость и обеспечить объективность.

e) Подход, основанный на свидетельствах. Является разумным способом получения надежных и воспроизводимых заключений по аудиту в процессе систематически проводимых аудитов.

Свидетельствам аудита следует быть верифицируемыми. Они в общем случае будут базироваться на выборках доступной (полученной в распоряжение) информации, поскольку аудит проводится в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Следует использовать соответствующие выборки примеров, поскольку это сильно влияет на доверие к заключениям по аудиту. Проведение внутреннего аудита возможно как по процессам, так и по структурам.

Полученную при внутреннем аудите информацию аудиторы фиксировали в контрольных листах в графе «Фактическое состояние». После проведения внутреннего аудита группа аудиторов, рассматривая контрольные листы с документированными в них наблюдениям, определяли, какие из них должны быть представлены как несоответствия. Все несоответствия аудиторы записали в протоколах несоответствий.

Возможные методы оценивания аудиторов

Метод оценивания

Цели

Примеры

Анализ записей

Верификация биографических данных и сведений о подготовке

Анализ записей об образовании, подготовке, роде занятий, профессиональном опыте и опыте проведения аудитов

Обратная связь

Получение информации о том, как деятельность аудитора воспринимается другими

Опросы мнений, заполненные вопросники, персональные отзывы, рекомендации, жалобы, оценивание деятельности, отзывы коллег

Интервью (собеседование)

Оценивание личных качеств и навыков коммуникации, верификация информации и проверка знаний, получение дополнительной информации

Персональное интервью

Наблюдение

Оценивание личных качеств и способности применять знания и навыки

Ролевые игры, присутствие во время аудита и наблюдение за его проведением, наблюдение за деятельностью на рабочем месте

Тестирование

Оценивание личных качеств, знаний и навыков и их применение

Устные и письменные экзамены, психометрические тесты

Анализ, проводимый после аудита

Получение информации о деятельности аудитора при проведении аудита в целях выявления его сильных и слабых сторон

Анализ отчетов об аудите, интервью с руководителем и членами команды по аудиту и, если это возможно, получение обратной связи от аудитируемой организации

 

В протоколы несоответствий включены несоответствия, не вошедшие в перечень контрольных вопросов, но выявленные при внутреннем аудите.

Один протокол несоответствия оформлен на одно несоответствие. Протокол оформляется в двух экземплярах.

Каждому протоколу несоответствия присвоен номер. Протоколы несоответствий подписаны аудиторами, выявившими несоответствия.

По результатам проведенного внутреннего аудита руководитель группы аудиторов провел заключительное совещание, цель которого – представление и разъяснение участникам внутреннего аудита его результатов и всех несоответствий, включенных в протоколы несоответствий.

На заключительном совещании определен срок, необходимый для разработки корректирующих мероприятий по каждому конкретному несоответствию, который указывается в протоколе несоответствий.

В ходе заключительного совещания выработаны рекомендации по улучшению СМК кафедры естественнонаучного образования.

Характер несоответствий, выявленных в ходе внутреннего аудита, в основном несущественный.

Для оценки результативности СМК в лицее разработаны критерии и определены показатели, которые представлены в таблице 1. Первый критерий отражает результативность независимых экспертиз знаний учащихся(ГИА и ЕГЭ). Анализ результатов показывает превышение плановых показателей практически по всем позициям. Исключение составляет абсолютная успеваемость по физике, на 2% ниже планового показателя и является не существенной. Вторым критерием являются индивидуальные достижения учащихся, и показатели этого критерия по всем позициям также выше плановых, что свидетельствует о высокой познавательной активности обучающихся. В качестве третьего критерия взяты итоги промежуточной аттестации. Они соответствуют качественным показателям и выше плановых.

Анализируя подпроцесс «Разработка и проектирование образовательной программы», следует заметить, что показатели, касающиеся кафедры естественнонаучного образования соответствуют плановым и свидетельствуют о выполнении регламента образовательного процесса. Однако в процессе аудита было выявлено, что у некоторых рабочих программ и учебных планов актуальность не подтверждена. Выявленные несоответствия были устранены.

 

Результативность СМК.

Кафедра естественнонаучного образования

Таблица 1

Критерии

Показатели

Плановое
значение

Фактическое значение

(008-2012 СТО СМК АКЛ) Процесс обучения

1. Результаты независимых экспертиз

 

П1. Результативность ГИА

100%

100%

  • абсолютная успеваемость по физике

100%

98,8%

  • качественная успеваемость по физике

не менее 60%

83,3%

  • выбирают физику

не менее 70%

100%

  • абсолютная успеваемость по биологии

100%

100%

  • качественная успеваемость по биологии

не менее 50%

60%

П2. Результативность ЕГЭ

100%

100%

  • доля учащихся, преодолевших порог по физике

100%

100%

  • доля учащихся, преодолевших порог по другим предметам кафедры

100%

100%

  • выбирают физику

не менее 50% учеников

55%

  • доля учащихся, имеющих балл выше, чем средний балл по НСО физике

не менее 70%

81%

  • доля учащихся, имеющих балл выше, чем средний балл по НСО по другим предметам кафедры

не менее 50%

биология – 100%

география – 100%

химия (ШНС) – 100%

химия (ВСВ) – 80%

К.2 Индивидуальные достижения обучающихся

П3. Награждены золотыми и серебряными медалями.

2-6%

9,5%

П4. Поступают в вузы:

  • из них в технические.

 

95%

 

95%

П5. Участвуют в городских, региональных и всероссийских конференциях.

Не менее 70%

82%

П6. Принимают участие в олимпиадах:

  • в школьном этапе

 

 

45%

 

 

67,5%

  • в муниципальном этапе

Не менее 40%

70%

П7. Становятся призерами и победителями олимпиад:

  • в школьном этапе

Не менее 10%

Не менее 60%

19%

 

95%

 

  • в муниципальном этапе

Не менее 10%

10,3%

  • в региональном этапе

5%

8%

П8. Принимают участие в творческих, дистанционных конкурсах и Всероссийских конференциях.

Не менее 50%

 

55%

К3. Итоги промежуточной аттестации

П9. Учащиеся переведены в следующий класс

100%

100%

П10. Качественная успеваемость при выполнении итоговых контрольных работ по предметам за год – физика

не менее 40%

57,8%

П11. Качественная успеваемость при выполнении итоговых контрольных работ по предметам за год – другие предметы кафедры

не менее 50%

астрономия - 100%;

биология – 60,8%;

география – 85%;

химия – 57%.

Подпроцесс «Разработка и проектирование образовательной

программы»

К.1 Освоение обучающимися образовательной программы

П1. Получение аттестата об основном общем образовании

П2. Получение аттестата о среднем (полном) общем образовании

100%

 

100%

100%

 

100%

К.2 Полнота реализации образовательной программы

П3. Полнота реализации учебных программ кафедры

П4. Полнота реализации учебного плана

П5. Реализация годового календарного учебного графика

От 90% до 100%

100%

 

100%

 

100%

100%

 

100%

К.3 Соответствие учебных  планов и рабочих программ требованиям

П6. Учебный план согласован с учредителем

П7. Авторские программы и программы углубленного изучения предметов прошли внешнюю экспертизу

П8. Экспертиза учебных планов, рабочих программ в ходе аккредитации ОУ

Да/нет

 

Наличие рецензий на учебные программы

Соответствуют требованиям или соответствуют в основном

Да

 

Да

 

?

010-2012 СТО СМК АКЛ  Процесс «Инновационная деятельность»

К.1 Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность – как фактор развития познавательной активности

П1. Доля учащихся, ставших лауреатами и призерами различных конкурсов, конференций и турниров

П2.  Доля лицеистов, участвующих в научно – исследовательской и проектной деятельности

П.3  Доля учащихся, имеющих публикации в сборниках и СМИ

45%

 

55%

 

10%

50,3%

 

67,5%

 

11%

К.2 Участие педагогов в инновационной и проектной деятельности

П4. Доля педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах и проектах

П5. Доля педагогов, участвующих в обобщении и распространении педагогического опыта

П6. Доля педагогов, публикующих свой опыт в педагогических изданиях и СМИ

30%

 

25%

 

10%

57%

 

43%

 

43%

К.3 Профессиональный рост педагогов

П7. Доля педагогов, повысивших уровень профессиональной компетентности

30%

14%

013-2012 СТО СМК АКЛ Процесс «Менеджмент персонала»

К.1 Повышение квалификации педагогических работников

П1. Годовой план по прохождению курсов повышения квалификации педагогов

100%

100%

К.2 Аттестация педагогических работников

П2. Доля педагогов, прошедших аттестацию:

  • подтверждение категории
  • повышение категории

100%

100%

К.3 Удовлетворенность педагогических работников

П3. Степень удовлетворенности педагогических работников

Не менее 70%

86,5%

К.4 Участие педагогических работников в инновационной и проектной деятельности

П4. Степень участия педагогов в инновационной и проектной деятельности

Не менее 50%

79%

К.5 Анализ деятельности педагогических работников

П5. Число педагогов, относящихся к группам «очень высокие результаты» и «высокие результаты»

Не менее 30%

51%

      

 

Процесс «Инновационная деятельность» успешно реализуется на кафедре, подтверждение - выполнение критериев и показателей этого процесса. Критерий 1 отражает эффективность организации научной деятельности учащихся. Обучающиеся вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность, результатом которой является успешная защита  презентаций проектов и исследовательских работ на конференциях и конкурсах различного уровня от лицейского до международного. Лучшие работы лицеистов публикуются в сборниках конференций, что является отличительной чертой высокого качества организации научно-практической деятельности. Критерий 2 показывает уровень профессиональной компетенции педагогов, которые активно участвуют в обобщении и распространении педагогического опыта через выступление на конференциях, семинарах, мастер-классах, а также через публикации в педагогических изданиях. Показатель П7 свидетельствует о систематическом повышении квалификации педагогов кафедры через курсы и самообразование, однако данный показатель ниже планового, так как в этом году педагоги, выходившие на аттестацию, прошли курсы повышения, а остальным это предстоит ещё сделать, и в плане корректирующих действий этот факт будет учтён.  

Процесс «Менеджмент персонала» отражает систематическую работу с кадрами, которая ведется на кафедре. Профессиональный рост педагогов отражается в результатах аттестации работников и их удовлетворенности педагогической деятельностью.

В заключении следует отметить, что участие в региональном проекте позволило структурировать всю деятельность лицея, направленную на внедрение СМК, а внутренний аудит позволил выявить некоторые несоответствия, составить план корректирующих действий и продолжать работу по совершенствованию СМК.

В целом, вся работа в этом направлении укрепила имидж лицея, повысила качество предоставления образовательной услуги и удовлетворенность потребителей (учащихся, педагогов, родителей).

 

Список литературы

1. ISO 9000-2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. ISO 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования.

3. ISO 19011. Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента

Приложение 1

Опросный лист

для проведения внутреннего аудита на кафедре

1. Наличие политики в области качества и листа ознакомления сотрудников.

2. Наличие утвержденных стандартов СМК АКЛ.

3. Наличие утвержденных и актуализированных документов:

3.1 документы, необходимые для планирования работ:

·план работы подразделений (тематических кафедр);

·отчеты о работе;

·план повышения квалификации педагогов;

·перспективный план развития кабинета.

3.2 наличие утвержденных и актуализированных документов:

·положение о кафедре;

·матрица ответственности на процессы;

·показатели качества деятельности подразделения;

·должностные инструкции.

4. Записи:

·     протоколы заседаний;

·     аналитические материалы конкурса кабинетов;

·     самоанализ педагогов;

·     наличие удостоверений об обучении СМК;

·     свидетельства о повышении квалификации педагогов;

·     аттестационные листы;

·     результаты анкетирования сотрудников;

·     протоколы несоответствия.

5. Диагностика доведения до сведения сотрудников информации по СМК.

6. Способы определения требований потребителя.

7. Оценка удовлетворенности потребителя.

8. Анализ требований потребителя.

9. Наличие задокументированных целей в области качества (Программа развития, протоколы педсоветов).

10. Наличие ответственных по качеству (по подразделениям).

11. Проведение анализа СМК в подразделениях (записи результата анализа СМК, корректирующие мероприятия по результатам анализа).

12. Укомплектование штата подразделения.

13. Выполнение плана повышения квалификации персонала.

14. Компетентность персонала.

15. Человеческие факторы:

·          правила по ТБ и ПБ.

16. Характеристика производственной среды: физические факторы: шум, температура, освещенность, гигиенические условия.

17. Записи о характере несоответствий .

18. Мониторинг и измерение:

·          удовлетворенности потребителей;

·          внутренний аудит СМК (листки несоответствий, план корректирующих и предупреждающих действий);

·          основных процессов.

19. Критерии результативности качества образования

20. Методы оценки деятельности, включая статистические.

21. Анализ по результатам мониторинга и измерениям.

22. Наличие корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение качества деятельности подразделения.

 

Ответственный по качеству,

зам. директора по НМР         Малыгина Л.П.

Приложение 2

8. Листок несоответствий

ЛИСТОК ПО ВЫЯВЛЕННЫМ НЕСООТВЕТСТВИЯМ   №

Организация

Дата: _________________

Нормативный документ:

 

 

Подразделение (служба)

 

Вид несоответствия:

 

 

Номер пункта НД:

 

Процесс

 

Статус несоответствия

 

Представитель руководства ОУ

 

…………………..            

       (подпись)     (инициалы, фамилия)

Описание несоответствия:

 

 

Главный эксперт ______________                       ____________________

                                        (подпись)                           (инициалы, фамилия)

Эксперты              ______________                        ____________________

                                     (подпись)                              (инициалы, фамилия)

 Дата: ______________

Причина появления несоответствия

 

Предлагаемое корректирующее действие:

 

 

Дата выполнения корректирующего действия:________________

 

Руководитель подразделения      ________________           ____________________

                                                                    (подпись)                  (инициалы, фамилия)

Дата: ______________

Оценка результатов корректирующих действий:

 

 

Главный эксперт     ___________________           ____________________

                                                (подпись)                     (инициалы, фамилия)

Дата: ______________

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела