Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дистанционные технологии в образовании: опыт работы и перспективы развития»
Выпуск №47 Июнь 2013 | Статей в выпуске: 102


Анжела Курбановна Ковальчук,
воспитатель МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 206 компенсирующего вида «Голубок»

Экспериментирование как способ познания окружающего мира и формирования содержательной мотивации в старшем дошкольном возрасте

Одна из характерных особенностей детей с общим недоразвитием речи – недостаточная способность удерживать и концентрировать внимание, недостаточная саморегуляция. Чтобы, как говорят психологи, период «врабатываемости» гармонично перешел к основной деятельности, и ребенок безболезненно прошел период адаптации к урочной системе, у него необходимо сформировать содержательную познавательную мотивацию.

В своей деятельности я опираюсь на такую форму познания ребенком окружающей действительности, как детское экспериментирование. Это путь от детского мифологического восприятия мира к развитию таких функций мышления, как анализ, синтез, обобщение – необходимых для работы с абстрактными формами информации.

Цель: формирование познавательной мотивации.

Задачи:

1. Развитие концентрации внимания, наблюдательности.

2. Успешное применение полученных знаний в повседневной жизни дошкольника.

3. Развитие речевой активности, монологической речи как следствия положительной эмоциональной реакции на произведенное действие.

В группе я вместе с родителями организовала «Центр экспериментирования». Здесь ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности (рассказывает о правилах безопасного поведения, может предложить схему эксперимента, заинтересовать, помочь объяснить явление), что помогает дошкольнику проявлять собственную исследовательскую активность.

Внимание, даже в подготовительной группе, необходимо «подкупать» – активизировать недирективными способами, соответствующими возрасту дошкольника. Во время совместной деятельности с детьми подключаю маленькую хитрость: не называю постоянно нашу деятельность экспериментом, а говорю: «Сейчас мы превратимся в фокусников», мотивируя их к заинтересованности. Самыми интересными «фокусами-экспериментами», которые дети проводили самостоятельно, оказались:

«Сделаем так, чтобы лилия распустилась». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, лепестки раскрываются).

«Подводная лодка из винограда». Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока не закончатся пузырьки газа, виноград будет тонуть и всплывать).

«Склеим бумагу водой». Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну, другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы – не двигаются (вода обладает склеивающим действием).

Свои превращения мы продолжаем и на прогулке, перевоплощаясь в первооткрывателей, делая новые удивительные открытия.

Так, например, в солнечный теплый день мы можем «сделать радугу». Становимся спиной к солнцу и пускаем струю воды из шланга на фоне темной стены или изгороди.

Обращаю внимание ребят на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Дети пытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Задаю вопросы: «Что означает выражение: «Строить замки на песке?» (проводят аналогии); «Можно ли песок выкрасить, в какой-нибудь цвет?» (Дети рассуждают, делают предположения.) Здесь потребуется мокрый песок, мел и тёрка. Немного песка кладём в миску, трём на тёрке мел одного цвета и перемешиваем – песок принимает цвет мелка.

Для систематизации материала во все времена года я включаю эксперименты в прогулочные карты:

Декабрь. Карта № 5

А). Наблюдение за неживой природой.

Перед прогулкой вынести чашку с водой, (можно ее подкрасить и разлить в формочки) в конце прогулки обратить внимание, что же произошло с водой (дети высказывают свои предположения).

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, тепло. (Лед)

Воспитатель просит детей вспомнить, когда они наблюдали первый лед в лужах? (Поздней осенью, когда стало холоднее, чем обычно, сразу завяли цветы). Все приходят к выводу о том, что зимой вода замерзает быстрее, лед становится толще, т.к. мороз сильнее. Цель: развивать интерес к превращениям воды, желание совершать маленькие открытия.

Б). Наблюдение за живой природой.

«Как устроены перья?». Дети рассматривают маховое перо птицы. Обращают внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Перо падает медленно, кружась (внутри стержня пустота, полость). Рассмотреть перо через лупу (на бороздках перьев есть выступы – крючки, которые плотно совмещаются между собой). Пуховые перья у птиц для тепла. Цель: установить связь между строением птиц и образом жизни в экосистеме.

В). Подвижная игра.

«Летает – не летает». Дети идут в колонне по одному в кругу. Воспитатель называет разные предметы. Если предмет летает, то дети должны поднять руки в стороны и взмахнуть ими как крыльями. Если предмет не летает, то игроки не должны производить движения руками. Тот, кто неправильно поднял руки, встает в круг. Цель: развитие внимания в игре.

Г). Сюжетно-ролевая игра.

«Путешествие по зимнему лесу». Цель: поощрять детей к реализации и развитию сюжета игры; формировать представление о профессиях взрослых, чья жизнь связана с лесом (лесник, лесоруб, рабочий на лесопилке, охотник и т.д). Отметить значимость их труда для сел и городов. Продолжать учить использовать готовый сюжет известной сказки («Морозко» + «Колобок»). Поощрять использование средств выразительности, ролевого диалога для создания ярких образов.

Д). Труд.

Обратить внимание детей на то, как много выпало снега, как можно помочь дворнику. Предложить детям подмести дорожки метелкой. Цель: развивать чувство взаимопомощи.

Е). Индивидуальная работа.

Рисование с подгруппой детей палочками на снегу геометрических фигур, определение их названия. Цель: закреплять пройденный материал, развивать моторику рук.

Мои воспитанники с удовольствием повторяют уже знакомые опыты, с интересом наблюдают новые, рассказывая о профессиях, выражают желание в будущем стать учеными, исследователями «…потому что интересно, нравится, для людей надо делать открытия…» Особенно отрадно видеть эмоциональную реакцию детей во время их «маленьких» открытий, которые оказываются гигантским скачком в индивидуальном развитии. Эмоциональная реакция при изучении, познании – закрепляющий, мотивирующий фактор, который, как показал мой опыт (по данным учителей-логопедов), дал улучшение показателей речевого развития, познавательной сферы и, как следствие, познавательной мотивации.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 56)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела