Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Елена Павловна Лебедева,
учитель начальных классов МБОУ « Гимназия №13»Центрального района Центрального округа г.Новосибирска

Школьные нагрузки и здоровье обучающихся

Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

что здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что важнее – физическое состояние или обучение»? Важными показателями готовности детей к школе являются их общее состояние здоровья и физическое развитие. Даже если ребенок хорошо развит психически и интеллектуально, но при этом подвержен частым простудам, имеет серьезные хронические заболевания, учиться в школе ему будет трудно. Начальный этап обучения, какие бы для этого не создавались благоприятные условия, сопровождается определенным стрессом для ребенка. При этом здоровье, если оно слабое, может ухудшиться. Состояние здоровья младших школьников ухудшается от класса к классу.

В чем причина данного явления?

Первичной является функциональная и физическая неготовность детей к обучению в школе. К этому добавляется снижение двигательной активности, которая приводит к гиподинамии, с одной стороны, и резкому увеличению доли статических нагрузок, с другой.

Оказывается, что в первых классах самым обременительным для детей являются не умственное напряжение при усвоении школьной программы, а статические нагрузки, к которым не готовы физически. И это понятно, ведь основная биологическая потребность ребенка с самого рождения – двигательная активность.

Детям просто необходимо много ходить, бегать, скакать, вертеться, играть. Ограничения ребенка в реализации данной потребности порождают напряженность, плохое настроение, агрессивность, умственную заторможенность, нарушения дисциплины. Вследствие этого у школьников наблюдается ряд существенных расстройств, затрагивающий опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, процессы обмена, устойчивость к болезням, вызывающих снижение работоспособности, возникновение ожирения, нарушение осанки, плоскостопие и другое.

Что должен знать и учитывать педагог в своей повседневной работе? С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической и медицинской коррекции.

Учителям нужно быть в постоянном контакте с медицинскими работниками. Это во многом новое дело. Традиционно контакты с медициной сводились к тому, что врач периодически осматривал класс, делал прививки. Активного участия в укреплении здоровья, да и в профилактике заболеваний, ни педагоги школы, ни сами медицинские работники не принимали. Кроме того, необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, а также важно знать и учитывать степень готовности ребенка к обучению, особенности его возрастного развития.

Особенности физического развития младших школьников являются решающим фактором. Физическое развитие в возрасте от 7до 11 лет совершает «скачок», происходит неравномерно по отношению к разным функциональным системам. Прибавка в весе составляет 3,5-4 кг, а в росте – 9-10 см. Интенсивное увеличение роста связано с усилением функционирования эндокринных желез, ростом трубчатых костей ног и рук. В то же время изгибы позвоночника в области шеи и груди у детей окончательно не оформлены. Слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, мышцы глаза.

В процессе обучения необходимо иметь в виду темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. В то же время степень обучаемости, состояние здоровья ребенка и функциональное состояние организма определяют в комплексе ту меру напряжений и усилий, которые требуются у него, ту «цену», которую организм «платит» за успехи и неудачи. Если нагрузка чрезмерна, а «цена» превышает предел функциональных возможностей организма, это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья. Именно этого и должен не допустить учитель.

Есть ли показатели, по которым учитель и родители могут определить нарушение состояния здоровья? Одним из важных показателей состояния здоровья, к тому же легко поддающихся контролю, является масса тела. По изменению этого показателя можно проследить, какое влияние оказывает учебная нагрузка на организм, вызывает ли она отрицательные изменения в состоянии здоровья. Ведь ребенок интенсивно растет, развивается, и снижение веса или образование «дефицита массы тела» не должно быть. Однако по результатам наблюдений уже к концу первой четверти масса тела снизилась у 60% детей. Одновременно со снижением массы тела ухудшились показатели работоспособности, появляются жалобы детей на усталость, сонливость, головные боли.

Еще один информационный показатель – артериальное давление. Конечно, анализ артериального давления не так прост, как ежемесячное взвешивание детей, но врачи обязательно должны использовать его для контроля за функциональным состоянием организма детей, особенно в период адаптации. Повышение артериального давления у школьников может сочетаться как с появлением шумов в сердце, так и с нарушениями нервно-психического здоровья. Все это результат чрезмерного напряжения и переутомления.

Режим учебных занятий и степень учебной нагрузки в первую очередь сказывается на состоянии нервной системы детей. Вскоре после начала учебного года все чаще появляются дети, у которых постепенно нарастает усталость, вялость или, наоборот, двигательное беспокойство. Эти дети с трудом выдерживают урок, становятся плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, особенно по вечерам, под любым предлогом они отказываются идти в школу.

Задачи сохранения здоровья и укрепления физического развития школьников серьезны и требуют особого внимания. Ученые провели специальные исследования. Медицинские работники, физиологи, гигиенисты изучали динамику состояния здоровья школьников при разных режимах, разных программах обучения, дали общую физиолого-гигиеническую оценку проводимых экспериментов. Они разработали рекомендации для выбора оптимального режима и гигиенических условий жизни обучающихся в школе.

Перечисляя факторы, оказывающие существенное влияние на работоспособность ребенка, мы говорили в основном о внутренних факторах, связанных с самим ребенком, но не менее важное значение имеют и внешние факторы, которые так же влияют на уровень и динамику работоспособности. Основным из них является организация, причем рациональная организация режима дня школьника.

Удивительно, но когда речь идет о рациональной организации режима дня школьника родители считают этот вопрос несущественным, не требующим особого внимания. В то же время специальные изучения на протяжении последних десятилетий показывают существенные нарушения гигиенических требований к организации режима жизни ребенка в семье. Выяснилось, что утреннюю гимнастику дома делает только 17% детей, у 78% – продолжительность ночного сна сокращена на 1,5-2 часа. Почти все дети проводят у телевизора от 2 до 3 часов ежедневно, 20% детей вообще не гуляют после школы.

Что же такое рационально организованный режим дня? Во-первых, это точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка; во-вторых, достаточный отдых на свежем воздухе; в третьих, регулярное и полноценное питание и, наконец, достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну. Особенно важен для ребенка достаточный и продолжительный ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки. Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьников должны сами родители, но и учитель не должен оставаться в стороне, провести ряд родительских собраний по данной теме. Необходимо помнить всегда, что режим – это серьезно.

Неправильный режим дня, однообразные занятия приводят к быстрому утомлению. При повышенных нагрузках утомление переходит в переутомление, а постоянное переутомление приводит к детским неврозам. Для предупреждения переутомления необходимо правильно планировать нагрузку в течение дня и на протяжении всей недели.

Что же должен учитывать педагог, чтобы правильно, рационально, в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс? Одним из главных условий, без которых невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным возможностям школьников.

Используя тесты на внимание, мы определили динамику работоспособности учащихся первого класса в начала, в середине и в конце учебной недели. В ходе проведенного исследования было установлено следующее. В понедельник после первого урока у 65%детей наблюдалось снижение работоспособности в среднем на 30%. После второго урока снижение продолжалось. Такая динамика имела место тогда, когда первыми уроками были русский язык и математика, т.е. предметы, требующие значительной концентрации внимания и умственного напряжения.

Аналогичная динамика выявлена и в конце учебной недели.

В середине рабочей недели динамика работоспособности носила иной характер: у 30% детей наблюдалось сохранение работоспособности на протяжении первых двух уроков; у 21% отмечено значительное повышение (на 35%) и только у 7% детей замечалось снижение работоспособности.

На основании проведенного исследования при составлении расписания уроков необходимо выделить ряд основных принципов:

1. Дневная динамика:

1-ый урок – врабатывание;

2-3-ий урок – продуктивные;

4-ый урок – малоэффективен;

2. Недельная динамика:

Понедельник – вырабатывание.

Вторник, среда – период наиболее высокой и устойчивой работоспособности, с четверга – спад работоспособности.

1-ая часть – врабатывание (3-5 минут) – нагрузка невелика.

2-ая часть – устойчивая работоспособность (15-20 минут) – нагрузка максимальная.

3-ая часть – утомление.

Максимальная продолжительность письма не должна превышать 8-12 минут, а чтения – более 15-25 минут.

Что помогает организму справиться с нагрузкой, сохранить высокую работоспособность? Еще одна простая и выполнимая рекомендация – соответствующая организация двигательной активности ребенка. Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления.

Поэтому не стоит пренебрежительно и скептически относиться к малым формам физического воспитания – гимнастике до занятий, физкультминуткам на уроках, подвижным играм на переменах. Нельзя не учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 50%, а необходимую для нормального роста и развития двигательную активность ребенок просто недополучает.

Непродолжительная гимнастика до занятий оказывает в то же время большое оздоровительное влияние, повышает тонус центральной нервной системы, помогает быстрее войти в работу, а значит, сократить период врабатывания.

Большую роль в поддержании работоспособности на уроке играют физкультминутки. Физкультурная минутка должна включать 3-5 упражнений, каждое из которых повторяется 4-6 раз.

Физкультурно-двигательные миниатюры. Миниатюры разработаны как по дозировке упражнений, так и по темпу их выполнения и по амплитуде движений. Для физического и психологического восприятия очень важно использовать литературу, музыку и окружающий мир. Миниатюра развивает такие физические качества, как выносливость, ориентация в пространстве, помогает закрепить навыки построения, а также совершенствовать навыки общеразвивающих упражнений.

После миниатюры хорошо провести упражнения для развития гибкости, плавности движений и дать детям возможность восстановить дыхание. Всем клеткам организма нужен кислород. Если его мало – мы чувствуем себя неважно, быстро устаем, поэтому необходимо проводить дыхательную гимнастику.

Организм младшего школьника, как и все его жизненно важные системы: сердечная, дыхательная, пищеварительная и т.д., находятся в стадии формирования. Поэтому дети потребляют в 1,5 раза больше кислорода, чем взрослые.

Во время дыхания произносятся определенные звуки и их сочетания, при этом создается вибрация голосовых связок. Она передается на мускулатуру бронхов, легких, грудную клетку.

Необходимо помнить о проветривании, кварцевании кабинета.

Устранять эмоциональные проблемы во время занятий помогает оздоровительная система – тайцзя. Упражнения несложны, главная польза этой гимнастики – это безупречная осанка. Также улучшается равновесие, мозговое кровообращение, кровообращение малого таза, лучше функционируют органы брюшной полости, расслабляется диафрагма.

Исследование ученых показали, что мелкие мышцы рук (развитие моторики) тесно связано с развитием мыслительных процессов, поэтому рекомендовано проводить упражнения, развивающие моторику рук.

Каждый ученик в классе имеет специальную папку с набором мини-тренажёров для развития мелких мышц руки.

Кроме того, используем на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По слова психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека не падает.

Эти и другие упражнения способствуют закреплению стереотипа правильной осанки и тренируют зрительный аппарат (прямые и косые мышцы глаз, а также внутренние цилиарные мышцы).

В результате выполнения несложных упражнений работоспособность детей повысилась в 2,7 раза. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, спокойного юмора и, конечно, не способствовало перевозбуждению нервной системы, давало возможность выполнять всю физическую нагрузку за 2-3 минуты.

Перемены тоже должны быть «подвижными», а если такая возможность есть, должны проводиться на воздухе. И динамическая пауза между третьим и четвертыми уроками обязательна. Она поможет детям восстановить силы, спокойно работать на четвертом уроке и, самое главное, закончить рабочий день без сильного утомления.

Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтов, поддержанию дисциплины и соблюдению правил той или иной игры. Можно в своей работе использовать игры уже знакомые детям (по урокам физкультуры, по уличным играм).

Все эти простые и, по мнению многих учителей, не очень обязательные элементы организации режима, учебных занятий на самом деле очень важны для успешной адаптации ребенка ко всему комплексу нагрузок при обучении и сохранения его здоровья.

Построив свою работу таким образом, можно сделать вывод: у детей не наблюдается ухудшение здоровья (с нарушением осанки на начало года было 24%, на конец года – без изменений).

На начало учебного года 20% детей имели отклонения по медицинским показателям по остроте зрения, на конец года – без изменений.

Взяв за основу технологию В.Ф. Базарного, мы строим учебный процесс. Каждую неделю ребенок пересаживается на одну парту вперед, раз в месяц меняем ряд. Один из наиболее эффективных методов активизации детей – периодическая смена поз, в частности перевод их из позы сидя в позу стоя (кабинет оборудован такими партами). На уроке каждый ребенок может встать из-за парты и постоять тогда, когда это ему удобно.

Доброго здоровья вам, наши ученики!

 

Список литературы

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? Библиотека учителя начальных классов. – М.: Просвещение, 2001.

2. Николаева В.С. В школе и после школы вместе. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

3. Скачков И.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

4. Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. Мастеская учителя. – М.: ВАКО, 2004.

5. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Школьные нагрузки и здоровье обучающихся
2. Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям!
3. Проектная деятельность учащихся как одна из форм внеклассной работы
4. Гигиеническое воспитание школьников
5. Роль спортивных соревнований, праздников и подвижных игр во внеурочное время в укреплении здоровья и физического развития младших школьников
6. Сценарий спортивного праздника «Путешествие на планету быстрее, выше, сильнее» (для обучающихся 3 классов)
7. Из опыта работы классного руководителя по созданию детских печатных изданий
8. Формирование классного коллектива
9. Из опыта работы в профильном гуманитарном классе. Урок по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе
10. Развитие творческого мышления в процессе анализа поэтического текста (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»)
11. Возможности фильма как аудиовизуального источника в создании условий для формирования метапредметной компетентности
12. Цикл уроков по литературе родного края «Образы современных героев в поэзии и прозе новосибирских писателей». Методическая разработка из опыта работы в летней гуманитарной школе МБОУ Лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева
13. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования
14. Классный час в 9 классе «Мы – граждане Российской Федерации»
15. «День знаний»: конспект классного часа для 2 класса
16. Главный закон страны