Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Все статьи автора(5) Ольга Владимировна Афонасова,

учитель начальных классов МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска


Все статьи автора(4) Татьяна Николаевна Кравец,
учитель начальных классов,
руководитель высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13
Центрального района города Новосибирска,
Отличник народного просвещения

Роль спортивных соревнований, праздников и подвижных игр во внеурочное время в укреплении здоровья и физического развития младших школьников

Развитию физической культуры и спорта в гимназии № 13 уделяется большое внимание. Предметом развития физической культуры в начальной школе является двигательная система учащихся с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия утомления и физминуток общего воздействия. А также проведения музыкальных физминуток (музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей), динамической паузы на свежем воздухе, подвижных игр на переменах.

В гимназии на уроках окружающего мира проводят тематические физминутки, достаточно разнообразные и позволяющие быть включенными в учебно-воспитательный процесс урока.

Также в качестве физминутки используются игры, которые направлены на развитие памяти и слухового восприятия, снимают статическое напряжение мышц, накопленное в ходе изучения нового материала. Применяются такие игры при закреплении новых понятий, правил, которые необходимо запомнить.

Использование тематических физминуток на уроках не только активизирует двигательную активность и улучшает работоспособность учащихся, но и стимулирует мыслительные функции и является эффективным средством закрепления знаний учащихся. Когда ученики двигаются, то лучше запоминают изученный материал. На уроках учителя проводят хороводные игры, минутки проверки осанки, пальчиковые минутки. Массаж кистей рук, пальцев, ритмические, танцевальные упражнения. Музыкальные физминутки и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.

Самые распространенные физминутки – стихотворные тексты. Стихи заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно с учителем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему. Физминутки-речевки дети быстро запоминают и с удовольствием выполняют упражнения к ним. Физкультурные упражнения направлены на исправление осанки, профилактику плоскостопия.

Динамические паузы, проводимые учителями начальных классов, создают благоприятную атмосферу в детском коллективе, снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга, объединяют детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию межу собой, предупреждают появления психологических заболеваний. Динамические паузы проводятся на свежем воздухе после 2-3 урока. В сырую и холодную погоду динамические паузы проводятся в помещении.

Самыми любимыми, яркими, интересными ученики считают ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой быстро снимают усталость и поднимают работоспособность в конце урока.

Проведение спортивных праздников и соревнований является еще одним пунктом развития физической культуры и спорта в гимназии, потому что спортивные соревнования являются одной из самых интересных и увлекательных форм внеклассной работы в любом образовательном учреждении. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям в гимназии и дома, сплачивают ученический коллектив. Участвуя в таких мероприятиях, дети раскрывают свой характер, развивают свои физические и моральные качества, учатся дружить, побеждать и проигрывать. Например, проведение спортивных соревнований «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!» учат строевой подготовке, поворотам на месте, построению в одну, две, три шеренги, ходьбе на месте, преодолению полосы препятствия.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования воли характера. Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище как для соревнующихся, так и для их болельщиков.

Спортивные праздники, соревнования, подвижные игры на переменах, физкультурные минутки, как и уроки физической культуры в начальной школе, укрепляют здоровье школьников посредством развития физических качеств, совершенствуют жизненно важные навыки и умения, формируют общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.

 

Физминутки

 

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?

(шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять

(Прыжки на месте)

Всех могу пересчитать:

(шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра,

(хлопаем в ладоши)

Кощка Мурка, два котёнка,

(наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я –

(повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья.

(хлопаем в ладоши)

 

Мы становимся всё выше

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

На два счёта поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

(Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в И.п.)

 

По коленочкам ударим

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

(Выполняем движения по тексту)

 

Литература

Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для школьников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.:ВАКО, 2006. – 176 с. – (Дошкольники: http://учим, развиваем, воспитываем).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Школьные нагрузки и здоровье обучающихся
2. Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям!
3. Проектная деятельность учащихся как одна из форм внеклассной работы
4. Гигиеническое воспитание школьников
5. Роль спортивных соревнований, праздников и подвижных игр во внеурочное время в укреплении здоровья и физического развития младших школьников
6. Сценарий спортивного праздника «Путешествие на планету быстрее, выше, сильнее» (для обучающихся 3 классов)
7. Из опыта работы классного руководителя по созданию детских печатных изданий
8. Формирование классного коллектива
9. Из опыта работы в профильном гуманитарном классе. Урок по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе
10. Развитие творческого мышления в процессе анализа поэтического текста (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»)
11. Возможности фильма как аудиовизуального источника в создании условий для формирования метапредметной компетентности
12. Цикл уроков по литературе родного края «Образы современных героев в поэзии и прозе новосибирских писателей». Методическая разработка из опыта работы в летней гуманитарной школе МБОУ Лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева
13. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования
14. Классный час в 9 классе «Мы – граждане Российской Федерации»
15. «День знаний»: конспект классного часа для 2 класса
16. Главный закон страны