Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Надежда Шарифзяновна Феткулова,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 2 Октябрьского района г. Новосибирска

Из опыта работы в профильном гуманитарном классе. Урок по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе

Произведения писателя В.Г. Распутина входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения. «Уроки французского», «Женский разговор», «Изба», «Пожар» – все эти произведения я обязательно рассматриваю на уроках литературы в разных классах.

В 2003 году В.Г. Распутин написал повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Книга так взволновала и потрясла меня, что я для себя решила: обязательно в 11 классе проведу уроки внеклассного чтения по этому произведению. Рассказав ребятам о повести, я была приятно удивлена, что дети так заинтересовались произведением, что почти все выпускники приобрели эту книгу и прочитали. Примечательно то, что повесть прочитали многие родители.

Чтение по сути своей – дорога, ведущая навстречу писателю, самому себе, постижению мудрости жизни. Когда читатель, по словам В.Г. Распутина, «… доверчиво и самоотверженно переливается в героя, вместе с ним плачет, и радуется, и любит, он всю душу отдаёт книге, для него она не развлечение, а мучение, то сладкое, то горькое, и непременно возвышенное», только тогда можно сказать, что истинное, настоящее произведение наполняют нашу жизнь высоким, духовным смыслом.

На изучение повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» я взяла два часа. Тема уроков: «Нравственная проблематика повести В.Г. Распутина».

Цели:

– определить основную идею произведения и позицию писателя;

– способствовать осмыслению учащимися нравственных тем произведения: продолжение традиций русского народа, воспитание любви к родной земле, к своим детям, к русскому языку;

– осуждение социальных пороков современного общества;

– умение выбрать нравственные ориентиры, найти самого себя.

Оформление доски: иллюстрации учащихся (предполагаемые обложки к книге В.Г. Распутина, эмблемы), написанная из повести цитата: «Душою жалели Тамару Ивановну, служебным положением осуждали за превышение… за превышение чего? – материнских и человеческих чувств, за превышение чувства справедливости? Но как ещё можно противостоять бешеному разгулу насилия и жестокости, если государство своих обязанностей не исполняет, а правосудие принимается торговать законами, как редькой с огорода? Как?»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. В.Г. Распутин в интервью журналистам так сказал о назначении литературы: «Литература – искусство слова, но это искусство только тогда из красивой игрушки превратится в пульсирующую ткань жизни, когда оно освящено духовным и нравственным смыслом… Я не понимаю и не принимаю литературу, не оплодотворённую очистительными и возвышающими чувствами». И вот сегодня, рассматривая повесть, мы с вами должны определить те высокие чувства, о которых говорил автор, несмотря на то, что в основной сюжетной линии Распутин показывает убийство, совершённое женщиной.

2. Беседа по вопросам:

а) какие темы, на ваш взгляд, очень важные для современного общества, рассматривает автор?

б) какие «свинцовые мерзости» жизни современного общества отражает В.Г. Распутин в своей книге?

Ответы учащихся:

– В.Г. Распутин очень ярко раскрыл тему любви к малой родине – русской деревне, отразил на страницах повести, как прекрасна русская природа; автор с болью в сердце показал негативное влияние города, развлечения молодёжи в кинотеатре «Пионер», взаимоотношения «отцов» и «детей».

Учитель:

– Главная героиня повести – Тамара Ивановна, женщина, живущая в городе, имеющая семью, двоих детей, мужа. Казалось бы, что нужно для счастья? Но Тамару Ивановну всё время не покидает чувство щемящей тоски по родным местам. Прочитаем её воспоминания о родине.

«Но как хорошо было в ягодниках и сосновых пустошах, державшихся недалеко от берега, чтоб подгонять рыжик густыми, дающими рост, туманами… Так бы устроиться, чтоб по утрам… оборачиваться на родную деревню и ступать потом уверенно, как под благословением».

«…Вспоминала Тамара Ивановна свою деревню на берегу Ангары, широкую луговину, заставленную берёзой и сосной, в белой кипени майскую черёмуху по обочью, сладкий дух её в деревне, черёмуховые метели после цветения, покрывающие улицу белизной, высокое, вынашивающее землю под собой, небо, а под ним на закатной стороне разлив ангарской воды, тяжёлый и покорный, с глухими и всё-таки родными берегами».

– Почему Тамара Ивановна так часто вспоминает родную деревню?

– Что значит деревня для самого автора?

– На каком слове в описании деревни автор акцентирует внимание читателя?

Ученики:

– Главная героиня очень любит свою родину, скучает по родным местам, таким красивым и дорогим её сердцу. Деревня для Распутина – малая родина, святыня. Символичен белый цвет в описании: белый цвет олицетворяет первозданность мира, его чистоту, как внешнюю, так и духовную.

Учитель:

– В центре повествования – жизнь обыкновенной русской семьи, каких сотни тысяч, но жизнь эту поперёк переехало горе. О человеческом сопротивлении горю и рассказывает нам писатель. Самым отчаянным переживанием стало материнское.

Казалось бы, такой человек, как Тамара Ивановна, не способен на убийство…

Почему главная героиня пошла на преступление: убила насильника своей дочери? Как вы считаете, почему пожилой милиционер, знакомые, люди, присутствовавшие на заседании суда, от чистого сердца сочувствовали бедной женщине? Разве убийство можно оправдать?

Ответы учащихся:

– Конечно, любое убийство – это тяжкий грех, но главную героиню мы понимаем и сочувствуем ей. Тамара Ивановна учинила самосуд, потому что увидела, как подкупают судей, дают взятки, остаются безнаказанными преступники. Отчаявшись, она пошла на страшное, чтобы, действительно, противостоять разгулу насилия и жестокости.

– Тамара Ивановна – мать. Даруя жизнь детям, мать всегда будет защищать своих детей…

Но всё-таки убийство оправдать нельзя: это противоречит всем моральным нормам. Как здесь не вспомнить знаменитые слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками».

Учитель:

– Давайте проанализируем отрывки: «Весь город знал, что «Пионер», не поменяв имени, превратился в притон наркоманов и проституток школьного возраста и на дискотеках разыгрывается здесь такое «кино», что только «туши свет» и больше ничего». «В вестибюле его оглушила визгливая музыка, доносившаяся из зала, на подоконниках, на полу в обнимку с девчонками и бутылками корчились в дыму и мате то ли человекоподобные, то ли червеподобные…»

– Какой автор изображает нам современную молодёжь?

– Что писатель осуждает?

– Неужели все подростки такие?

Ученики:

– К сожалению, в нашем современном обществе много отрицательных явлений: наркомания, алкоголизм, преступность. Подростки не ценят те вечные ценности, которые передаются из поколения в поколение, не знают, чем занять себя, да и не желают этого. Автор осуждает равнодушие людей, недаром он говорит о том, какое выражение лиц горожан: «стылость, неполнота»; люди перестали радоваться жизни.

– Город – это средоточие зла, равнодушия, люди замкнуты, нет чистоты как на улицах, так и в душах горожан.

– От города веет враждебностью, холодностью, неслучайно здесь происходят преступления.

– Хорошо, что не все подростки такие, о каких повествует автор. Сын Тамары Ивановны понимает, что все: скинхеды, «бритоголовые», наркоманы – это несчастные люди, которых-то и людьми назвать трудно. У них нет будущего, потому что они оторваны от тех национальных корней, о которых говорит нам писатель.

– В чём видит спасение Иван?

– Иван очень много думает, размышляет и приходит к выводу, что для него главное – любить родину, русский язык, всё то, к чему привила любовь его мама. Он бежит из города, видя в нём грязь и разобщение людей.

«Но и правда хорошо было на том берегу: вода тёплая, берег чистый, спускается к нему от поляны с берёзками выстеленная ковровой дорожкой мурава, близко заливается кукушка… до того близко, что слышно, как после каждого « ку-ку» сглатывает она воздух. Иван лёг в воду, положив голову на белый камень-валун, слушал в полудрёме, не веря кукушке, но и подбадривая её: давай-давай – пригодится. Нежными вздохами плескала вода, с берега тянул запашистый зной, белёсое, томное небо висело в такой недвижности, словно остановилось время».

– Почему Распутин акцентирует внимание читателя на описании природы?

– Природа исцеляет израненную душу человека, даёт новые силы, питает своей жизнью.

Учитель:

– Ребята, я обратила внимание на то, что на ваших эмблемах, рисунках преобладают светлые тона, я вижу изображённые вами красивые пейзажи: синяя река, ярко-зелёные сосны, цветущие белые сады, золотые купола церквей. Почему? Ведь в своей основе произведение содержит драматическое событие, в книге много грустного, жестокого, страшного… Нашли вы ответ на вопрос, написанный на доске?

Ученики:

– Ещё не всё потеряно, если живы дочери Иванов и матери Иванов. «Конечно, молодёжь падкая, на неё процентов 10-15 отдавать надо. Но не больше, не вся она падкая…» Вот и Иван, сын Тамары, строит церковь в селе на Ангаре. Есть надежда, что из него получится достойный человек. Да и дочь Светлана через ошибки переосмыслила жизнь.

– Повесть Распутина – слепок времени. Великий художник, проникающий в бездну народной жизни, создал произведение, интересное любому русскому человеку. Повесть воспитывает в читателях духовные качества русской души: любовь к старшим, к родине, к родным истокам, к природе. Произведение учит нас выстоять в этой нелёгкой жизни и не утратить вечные человеческие ценности, передающиеся из поколения в поколение.

3. Обобщение урока:

– Какова основная мысль произведения?

– Понравилась ли вам повесть?

– Почему произведение называется именно так?

– Как вы считаете, наладится ли жизнь в семье Тамары Ивановны?

Ответы учащихся:

– Тамара Ивановна – дочь Ивана и мать Ивана. Два Ивана – дед и внук – это те крепкие границы героини, которые прочертили смысл её жизни. Отец привил дочери любовь к родине, а сама она передала это великое чувство своему сыну (неслучайно Тамара Ивановна назвала своего сына в честь отца). Младший Иван, вернувшись из армии, нанялся в бригаду плотников, строящих церковь в селе на Ангаре.

– Повесть очень понравилась, писатель с болью в душе так отразил многие проблемы современного общества, что, читая её, ты понимаешь, как важно оставаться человеком, живущим со своей совестью в ладу.

– Смысл названия произведения заключается в том, что нужно повторить свой род не только в имени, но и в делах, в душе, в сердце, в памяти, в своих детях. Лучшие качества характера дедушки: доброта, гордость, любовь к родине, отзывчивость – отразились в его внуке. Если мать в своё время уехала из деревни, то сын её вернулся туда.

– В.Г. Распутин очень тонко подметил: «Когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем, душой, напитанных родовой кровью, – вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета…. Есть оно – и всё остальное есть, а нет – и нечем будет закрепить самые искренние порывы».

– Жизнь в семье Тамары Ивановны, несомненно, наладится, потому что она человек с сильным характером. Недаром произведение заканчивается тем, что, когда женщина освободилась из заключения и вернулась домой, на неловкое объятие мужа она сказала: «Что это ты меня как племянницу какую…. А ну-ка ещё раз!» Описанием этой мирной семейной сцены писатель даёт надежду на лучшее, хочется верить, что все несчастья пройдут, а останется всё хорошее, доброе, настоящее.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Школьные нагрузки и здоровье обучающихся
2. Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям!
3. Проектная деятельность учащихся как одна из форм внеклассной работы
4. Гигиеническое воспитание школьников
5. Роль спортивных соревнований, праздников и подвижных игр во внеурочное время в укреплении здоровья и физического развития младших школьников
6. Сценарий спортивного праздника «Путешествие на планету быстрее, выше, сильнее» (для обучающихся 3 классов)
7. Из опыта работы классного руководителя по созданию детских печатных изданий
8. Формирование классного коллектива
9. Из опыта работы в профильном гуманитарном классе. Урок по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе
10. Развитие творческого мышления в процессе анализа поэтического текста (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»)
11. Возможности фильма как аудиовизуального источника в создании условий для формирования метапредметной компетентности
12. Цикл уроков по литературе родного края «Образы современных героев в поэзии и прозе новосибирских писателей». Методическая разработка из опыта работы в летней гуманитарной школе МБОУ Лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева
13. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования
14. Классный час в 9 классе «Мы – граждане Российской Федерации»
15. «День знаний»: конспект классного часа для 2 класса
16. Главный закон страны