Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Развитие физической культуры и спорта в учреждениях образования»
Выпуск №48 Октябрь 2013 | Статей в выпуске: 120


Лариса Руслановна Дубова,
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ Лицей № 130 им. академика М.А. Лаврентьева

Татьяна Анатольевна Сивохина,
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ Лицей № 130 им. академика М.А. Лаврентьева

Цикл уроков по литературе родного края «Образы современных героев в поэзии и прозе новосибирских писателей». Методическая разработка из опыта работы в летней гуманитарной школе МБОУ Лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева

Вы вкусили эксклюзивной духовной пищи

и теперь уже прежними не станете.

А. Калягин,

глава СТД России о летней театральной школе

 

Занятия в Летней гуманитарной школе (ЛГШ) – традиционная для лицея № 130 форма погружения в ту или иную гуманитарную тему. ФГОС ориентирует учителя не только на передачу предметных знаний, но и на формирование метапредметных и личностных компетенций. Задача летней школы вполне соответствует новым требованиям. На базе школьной программы учитель в летней школе получает возможность за счёт иных форм и методов обучения наращивать метапредметные интересы своих учеников, формируя их социальные компетенции, повышая уровень читательской культуры.

В рамках тематики Летней школы 2013 года «Этнографические исследования в области гуманитарных наук» был разработан и проведен цикл занятий «Сибирские писатели и поэты». Он явился закономерным дополнением к курсу «Литература» и пропедевтическим элементом к курсу «Краеведение». Специфика среды Академгородка, где расположена наша школа, способствует «домашним» встречам с представителями науки и искусства. Результативность таких встреч повышает их проведение вне стен лицея – в библиотеках, выставочных залах Дома Ученых, других культурных центрах. Стабильно высокий интерес ребят к людям, достигшим определённых высот в своём деле и готовых рассказать о своём опыте, стал залогом успешного проведения наших занятий. Творческий заряд, получаемый во время таких встреч, помогает ребятам увереннее почувствовать себя в собственном творческом пространстве. Для кого-то знакомство с настоящим писательским опытом становится хорошей школой и ориентиром на собственном творческом пути.

Урок № 1. Живой диалог с писателем и библиотекарем.

В проведении такого урока участвуют учителя русского языка и литературы, сотрудники библиотеки, профессиональный литератор (журналист, писатель или поэт). Урок проводится в читальном зале районной библиотеки.

Цель: понимание значения морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; понимание значения дружбы.

Задачи:

– развивать познавательный интерес учащихся, интерес к поэтическому творчеству;

– развивать коммуникативные навыки учащихся;

– популяризировать творчество сибирских писателей;

– способствовать возникновению интереса к творческому познанию мира.

Особенностью урока является проведение его для разновозрастной аудитории. В ЛГШ лицея проводятся занятия для детей с 5 по 9 класс. Это способствует обмену творческим опытом между ребятами разных классов и открывает интересные возможности работы в группах.

Для создания домашней обстановки, непринуждённой атмосферы особое значение имеет проведение встречи в уютных стенах библиотеки. Библиотека имеет возможность познакомить ребят с различными печатными изданиями. Так, на нашем библиотечном уроке были представлены литературные печатные издания Новосибирска и других городов Сибири.

Кроме того, в библиотеке нашего района запоминающимся для ребят стало знакомство с творчеством художников Сибири, их картинами и иллюстрациями произведений.

Структура урока.

1. Беседа с литератором. К примеру, этим летом на встречу с нашими учениками пришёл поэт из Академгородка, член Союза писателей России Ю. Татаренко, автор нескольких поэтических сборников, постоянный автор «Литературной газеты», «Советской Сибири». Он представил книгу стихов «Чтонатворительный падеж», вышедшую в 2012 году.

Основные темы беседы:

– Смелость – основное свойство современного поэта.

– Что такое гражданская позиция?

– Традиции и новаторство в сегодняшнем стихосложении.

– Фольклорные элементы и разнообразие жанров поэзии как дополнительная возможность поэтического самовыражения.

– В чём просветительская роль поэта?

– Неравнодушное отношение к жизни вокруг – удивляющая черта живого поэта.

2. Разговор с библиотекарем о «толстых» литературных журналах разных городов Сибири. «Сибирские огни» – литературный журнал нашего города.

3. Знакомство с книжной экспозицией, посвящённой творчеству сибирских писателей.

Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Леонид Решетников, Юрий Магалиф, Елизавета Стюарт, Борис Гринберг, Юлия Пивоварова, Владимир Светлосанов, Игорь Лощилов и другие – состоявшиеся авторы нашего края, чьи книги можно найти на библиотечных полках.

4. Небольшая дискуссия о современной литературе, культуре и искусстве родного края, культурной жизни Новосибирска. В ходе дискуссии обсуждаются темы, связанные с культурой и искусством нашего города, ребята получают опыт непосредственного общения со взрослыми людьми. Такая беседа поднимает злободневные вопросы любви к чтению и просвещению, стимулирует рост культурного уровня, актуализирует полученные знания.

5. Инсценированное чтение отрывков из современных книг для детей.

6. Работа с интерактивной доской. Тема дружбы в современной поэзии и в восприятии подростков.

Задание: Разбить слова на две группы. (Что помогает дружбе и что дружбе мешает?)

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, умение прощать, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.

Добавьте слова в первый столбик. Почему именно эти слова вы добавили?

7. Рефлексия.

«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться» (Б. Паскаль).

Задание: закончить предложение:

  • Сегодня я узнал…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Было интересно…
  • Урок дал мне для жизни…

8. Анализ детских работ.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Школьные нагрузки и здоровье обучающихся
2. Мальчишкам и девчонкам, а также их родителям!
3. Проектная деятельность учащихся как одна из форм внеклассной работы
4. Гигиеническое воспитание школьников
5. Роль спортивных соревнований, праздников и подвижных игр во внеурочное время в укреплении здоровья и физического развития младших школьников
6. Сценарий спортивного праздника «Путешествие на планету быстрее, выше, сильнее» (для обучающихся 3 классов)
7. Из опыта работы классного руководителя по созданию детских печатных изданий
8. Формирование классного коллектива
9. Из опыта работы в профильном гуманитарном классе. Урок по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе
10. Развитие творческого мышления в процессе анализа поэтического текста (на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»)
11. Возможности фильма как аудиовизуального источника в создании условий для формирования метапредметной компетентности
12. Цикл уроков по литературе родного края «Образы современных героев в поэзии и прозе новосибирских писателей». Методическая разработка из опыта работы в летней гуманитарной школе МБОУ Лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева
13. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования
14. Классный час в 9 классе «Мы – граждане Российской Федерации»
15. «День знаний»: конспект классного часа для 2 класса
16. Главный закон страны